Тахометр для скутера с цифровой индикацией.
Однажды мой коллега захотел оборудовать свой скутер тахометром. Идея со стрелочным прибором была отметена сразу же, поскольку на маленькой приборной панели попросту не было места. Варианты со светодиодной линейкой не подходили в виду их неинформативности. В движении вычислять точное число оборотов по количеству светодиодов не реально. Остановились на схемах с цифровой индикацией и. Началось!
Подавляющее большинство схем расчитано на автомобильный четырехцилиндровый двигатель. Как правило подобные тахометры измеряют время замкнутого состояния контактов прерывателя и и по нему вычисляют обороты. У скутера же бесконтактная система зажигания. После долгих поисков наткнулся на статью Николая Заяца. Индикация трехразрядная.
Отображаются десятки сотни и тысячи оборотов. Автор предлагает в своем приборе два режима работы. Первый — подсчет количества импульсов прерывателя за одну секунду и умножение результата на три. Погрешность измерения в этом режиме 30 оборотов в минуту. Во втором режиме просто подсчитывается количество импульсов за три секунды.
УСТАНОВКА ТАХОМЕТРА С ALIEXPRESS (алиекспресс) НА МОПЕД TRICKLER СВОИМИ РУКАМИ. ЛЕГКО И ПРОСТО
В нашем случае за один оборот двигателя, происходит два искрообразования а не четыре. Следовательно либо считать импульсы в течении шести секунд либо одну секунду и умножать на шесть. Вариант с шестью секундами не приемлем поскольку это очень долго. Было решено сократить время измерения до 0.5 секунды. Погрешность составит 120 оборотов в минуту, но в нашем случае это не критично.
Схема, по сравнению с авторской, претерпела некоторые изменения.
Тактовая частота была поднята до 4 мГц (у автора 32768 Гц), благодаря чему пропало мерцание индикаторов во время работы и повысилось быстродействие программы. Работает это безобразие следующим образом: Сигнал с датчика поступает на транзистор Т4. Транзистор открывается вызывая изменение логического уровня на входе PB0 микроконтроллера.
Происходит прерывание в ходе которого содержимое счетчика импульсов увеличивается на едницу. Одновременно с этим микроконтроллер отсчитывает интервал времени 0.5 секунды, по истечении которого происходит умножение количества сосчитыных импульсов на 12. Результат отправляется на индикацию. Когда число оборотов превышает 9999, на индикатор выводится «-HI».
На рис.1 показан индикатор с общим катодом. Для применения индикатора с общим анодом необходимо изменить включение транзисторных ключей Т1-Т3 согласно рис.2 и изменить положение перемычки Jp1 на верхнее по схеме.
Тахометр был собран на макетной плате поскольку количество соединений минимально. В качестве радиатора для стабилизатора напряжения была использована сама плата. Корпус стабилизатора плоскостью припаян к контактным проводникам платы. Как показала практика эффективности такого теплоотвода вполне достаточно. Температура корпуса стабилизатора не превышает 45 градусов.
Вся конструкция была помещена в корпус зеркала заднего вида. В отражающем слое зеркала абразивом проделано окно для индикатора. Минус питания подключен к корпусу двигателя, плюс питания подключен к замку зажигания. Вход тахометра подключен к датчику положения коленчатого вала (синий провод с белой полосой на выходе генератора).
При прошивке контроллера фьюзы необходимо установить следующим образом: WDTE-ON, PWRTE-ON, OSC-HS. У контроллера остается свободным порт PA4. Его можно использовать для изменения яркости свечения индикатора при включении габаритных огней или, применив фототранзистор, при наступлении сумерек. Для этого в исходном коде прошивки необходимо раскомментировать строки 313 и 314.
Вопросы, как обычно, складываем тут.
Источник: www.radiokot.ru
Клуб любителей китайских скутеров
Как сделать, чтобы заработал цифровой тахометр.
Добавлено: 07 окт 2007, 02:20
Любой цифровой тахометр можно заставить работать на скутере.
Если Вы подключили свой цифровой тахометр к аккумулятору скутера, а сигнальный провод на катушку зажигания как указано в схеме подключения тахометра, и тахометр не показывает обороты при работающем двигателе, то попробуйте отсоединить сигнальный провод от катушки зажигания и закорачивать его на «плюс» аккумулятора с частотой примерно 3-5 раз в секунду и если на дисплее начнут прыгать показания оборотов — то ниже описанная статья 100% поможет Вам, и Вы сможете заставить работать свой тахометр на скутере.
Почти все цифровые тахометры расчитаны на автомобильную систему зажигания,где на катушку подаётся более мощный управляющий импульс чем на скутерах. Поэтому не каждый тахометр может работать на скутере. Чтобы заставить тахометр работать на скутере, нам необходимо повысить его чувствительность.
Для этого нужно вскрыть корпус тахометра и проследить куда припаян сигнальный провод (с цифрового тахометра выходят три провода, это «минус», «плюс» и сигнальный провод который подсоединяется к чёрной клемме на катушке зажигания скутера). Обычно этот сигнальный провод впаян после резистора номиналом примерно 32 кОм.
Если этот резистор заменить резистором с номиналом от 10 кОм до 18 кОм, то ваш тахометр оживёт и будет работать на скутере. Так как все тахометры разные, то желательно номинал этого резистора подобрать экспериментальным путём.
Для этого берём подстроечный резистор номиналом около 30 кОм и постоянный резистор номиналом 10 кОм (он необходим как ограничитель, чтобы во время настройки не спалить схему тахометра), соединяем их последовательно, и проводами припаиваем на место выпаиного резистора номиналом 32 кОм. Подсоединяем тахометр к аккумулятору скутера, а управляющий провод на чёрную клемму на катушке зажигания и заводим скутер.
Плавно крутим подстроечный резистор до тех пор пока тахометр не начнёт показывать обороты двигателя. Глушим двигатель. Далее отпаиваем эти резисторы от тахометра и тестером измеряем сопротивление подстроечного резистора в положении при котором тахометр начинал показывать обороты двигателя. Далее подбираем постоянный резистор с сопротивлением на 2 кОм меньше, чем суммарное сопротивление этих двух резисторов: (10 кОм + полученное сопротивление подстроечного резистора при котором тахометр начинал показывать обороты двигателя — 2 кОм) и впаиваем его на место штатного резистора.
P.S. Мой тахометр стоимостью 18 у.е. после покупки упорно не хотел показывать обороты двигателя скутера, хотя на автомобиле он исправно работал. И после замены резистора 32 кОм на резистор 16 кОм тахометр ожил. Ещё лучше будет если сигнальный провод подключить к датчику Холла, а не к катушке зажигания, и тогда тахометр будет правильно показывать обороты даже при 10000 об/мин.
Источник: www.china-scooter.ru
Цифровой тахометр на скутер Алиэкспресс
Ваша корзина пуста
- Итого: 0 руб.
- Перейти в корзинуОформить
Как установить тахометр на мопед? Подключение электронного тахометра, видео.
Тахометры бывают двухпроводные и трехпроводные. Перед тем, как приступить к установке нового тахометра, проверьте какой именно тахометр вам нужен: с тремя или двумя проводами.
Как подключить тахометр к мопеду?
Перевернув тахометр, снизу вы увидите 2 пучка проводов. Один на 2 провода и второй на 2 или 3. Мы рассмотрим особенности подключения трехпроводного электронного тахометра. У него один провод черного цвета (плюс), зеленый (минус) и желтый ― это тот, на который приходит сигнал на прибор (плюс). Два более тонких провода идут на лампочку и нужны для подсветки прибора.
Схема электро-соединений мопедов Alpha, Delta
При подключении тахометра воспользуйтесь этой схемой, она показывает все электрические соединения мопедов и мотоциклов китайского производства 49,9 ― 107 куб.см, с четырехступенчатой коробкой передач. Двигатели 1P39FMB.
Более подробную инструкцию по подключению электронного тахометра на мопед смотрите в этом видео.
Источник: motoimport.net