Испытав радость от полной и безоговорочной победы усилителя Mauro над ресивером Yamaha-RX363, и уже некоторое время почитывая форум «Вегалаб», я решил замахнуться на «самое святое», как мне тогда казалось, в аудио – цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) или, как это устройство принято называть за границей DAC (digital to analog converter).
Самым удивительным в этой истории было то, что на тот момент я не имел ничего, кроме дешевого паяльника и из законченных проектов был лишь один микро усилитель на микросхеме Lm1875 с включением, описанным в datasheet к ней, а также усилитель по схеме «Мауро» на микросхеме lm3886.
Нет. Было еще кое-что. Было неуемное желание доказать себе, хоть я очень далек по образованию от электроники и физику изучал лишь в школе, что смогу хоть немного приблизиться к таким немногочисленным глыбам электроники, как Semigor, Nazar, Dark Abbat. Дмитрий (LYNX) Андронников же казался цапостроителем с недостижимым уровнем: «GOD».
В моем же распоряжении были пытливый ум, неуемное желание доказать (прежде всего себе), что я тоже что-то могу и открытые интернет источники в виде datasheet и appnote на нужные микросхемы. Да, и на «Вегалаб» тогда еще в большинстве случаев можно было получить нужный ответ на интересующий вопрос.
Большое сравнение ЦАП*ов ES9038pro, ES9028Q2M, AK4490, PCM58, PCM1794 4 независимых отзыва
Сейчас, вероятно, вряд ли я отважился бы на такое -)
Логика моя была проста. Для начала попытаться получить более-менее простой продукт, так сказать, потренироваться «на кошках». Выбор пал на микросхему AK4495 по следующим причинам. У меня был китайский цап (в народе DAC9 от Weiliang) на микросхеме AK4399 с приличным звучанием (особенно после доработок).
Также слышал положительные отзывы об микросхемах данного производителя (Asahi Kasei) из Японии от Lynx`a. Им на тот момент был разработан DAC на микросхеме AK4399 под названием D60. В то время я часто открывал его полюбоваться, ибо с виду он был похож на «Сокол тысячелетия» — выглядел ультра технологично.
DAC «Lynx D60»
Я, конечно же, отдавал себе отчет, что такого уровня самостоятельно и с первого раза мне не достичь. Я только-только изучил программу Sprint Layout, а работая в ней и делая в ней плату такой сложности и на 4-х слоях, как выше, легко наделать ошибок (что я и сделал во второй версии моего ЦАПа).
Также я понимал, что, не обладая осциллографом, не стоит делать схему стабилизации «ИОН++» (как я ее назвал или ИОН-ФШ-ОУ в народе). Легко получить подвозбуд, который скажется на звучании отрицательным образом, как бы круто это не смотрелось на плате.
Из-за того, что я никогда не программировал микроконтроллеры, решено было отказаться от софтварного управления в пользу хардварного (с помощью джамперов).
Листая справочник «Evolution board» от «Asahi Kasei», решено было частично воспользоваться их наработками. В частности, схема выходного фильтра на операционном усилителе была скопирована полностью. Двух полярное питание операционного усилителя решено было сделать по принципу минимальной достаточности на линейном стабилизаторе напряжения, выходное значение которого можно устанавливать в определенных пределах – LM317|337. Тут я решил не скупиться и поставить для каждого ОУ свою пару, подобрав значение каждой полярности равным 12в.
Выбираем ЦАП на Aliexpress
Часть схемы моего ЦАП
Следующим шла часть аналогового питания микросхемы AK4495. Поскольку питание VDDL|R является очень значимым в формировании сигнала, я использовал для них лучшие, что я знал на тот момент, микросхемы TPS7A4700 раздельно по одной на левый и правый канал. Значение на выходе выставил 5.1V. Да, я читал, что наилучшие измеряемые характеристики получаются при значении 6.5V, но решил не рисковать, так как пять вольт это типичное, рекомендованное значение, а 6,5в это уже очень близко к максимальному (7в.), превышение которого чревато выходом из строя микросхемы ЦАП.
Следующее питание VREFLRLL — опорное напряжение. Здесь я решил также разделить каналы и поставить другую микросхему ADM7150ARDZ-5.0. Микросхема поставляется в относительно простом для пайки форм факторе SOIC8. Значение напряжения установлено с завода, в данном случае 5 вольт. Схема просто скопирована с Datasheet на микросхему.
часть аналогового питания ЦАП AK4495
Далее остаются менее критичные к хорошему питанию цепи. AVDD – аналоговое питание второстепенных цепей микросхемы, DVDD –питание цифровой части микросхемы. Питание микросхемы- изолятора ISO7240. Все их я решил сделать на недорогой микросхеме LP2985, напряжением 3.3V.
Так как подключать ЦАП я планировал к компьютеру по асинхронному интерфейсу X-MOS, наличие изолятора было крайней необходимостью. Тактировалось все генераторами на борту той самой платы X-MOS.
плата приемника X-MOS
Выбор режимов работы цифровых фильтров задавался на панели перемычек ниже. Также там нужно было поставить перемычки, необходимые для выбранного режима работы ЦАП. Метки их я сразу нанес шелкографией на плату.
Секционирование земель было на примитивном уровне. Земля делилась на цифровую и аналоговую соединяясь под микросхемой, как советовал datasheet на нее. Также была разделена земля сторон микросхемы изолятора.
Плата представляла собой такой вариант (см. ниже).
Источник: dzen.ru
Правда ли, что китайские цапы Topping «информационно точны», но безэмоциональны?
Добрый день! Суть вопроса выше. Прошу отписаться владельцев/ бывших владельцев. Хотел прикупить себе такой (d90le), но наткнулся на ряд зарубежных авторов высказывающих мнение о том, что вроде бы технологически они не плохие (наворочены), а подчерка своего, души нет. Спасибо!
Ответы
В недорогих моделях, до 1000 $ так и есть
Многие сейчас не согласятся, но мое мнение такое.
Изучайте мнение владельцев, а не тестеров -тогда будет вам информация для размышления. Тестеры не все умелые и терпеливые. В соседней ветке есть вопрос про кабели к цап-так вот стоит только кое что поменять в сетапе и звук может меняться очень значительно.
Во многом звучание определяется сетапом, а не мнением тестеров, тем более они и хорошую брендовую технику меряют по своему вкусу, а не объективно. Да и время надо, что бы понять технику. Часто вау эффект первоначальный сводится к мучению последующему, а то, что кажется серой мышью может радовать и радовать часами и сутками при прослушивании в дальнейшем. Это я все написал не применительно к Топпингу, а применительно к тестам кратковременным.
Плюсую, но если ЦАП уже сам по себе не нравится как играет, считаю что уже пробовать вытянуть утопающего шнурками не имеет никакого смысла.
Извините, что вам пишу. У меня другой Китайский ЦАП Matrix Mini-I Pro 2S и очень неплохой сетап, но он по звуку сильно проигрывает физическим носителям, винилу и CD. Это чётко слышно. Я музыку слушаю с помощью ЦАПа только фоном, а когда хочу получить удовольствие, только винил или CD. Я думаю, что вы правильно описали звук китайского ЦАПа средней стоимости в заголовке.
С дорогими ЦАПами я дело не имел. Удачи вам, здоровья и отличной музыки.
Верно, сколько дешевых китайцев слышал, в основном на сабре, сложилось точно такое же впечатление о китайцах. Это чисто китайский подход — количество, а не качество. Наложить в коробочку за 300 долларов с али 2 и больше трансов торов, ёмкости с кулак, создать ощущение наполнения — в итоге звучит детально, сухо, но плоско и без души.
Интересно, что за цапы такие, а то вы 80 процентов устройств тут охарактеризовали с огромными торами и конденсаторами. И ничего, что тех же электрических характеристик можно было достичь без гиперразмеров.
Да, свой топпинг в разборе лично видел.
Это я не в защиту даже ЦАП. Мне самому бы покритиковать огромные конденсаторы)
Совсем недавно разбирали вопрос в одном из чатов про стерео-человек купил произведение китайцев на сябре, послушал его и оставив себе, а именитое изделие от M2tech ушло на продажу. Так что не надо так однозначно судить.
Совершенно верно, китайцы в плане качества звука в настоящее время шагают семимильными шагами в брендовом аудио(аурендер, ауралик, коктейль аудио, шанлинь), по сравнению с 3-4 годовалыми поделками с Али, но нужно понимать что эти устройства стоят не дешево, а бренды, которые до сих пор заточены на концепцию доступного звука — топпинг, смсл — качеством звука не удивляют
Особенно если Коктейль — корейцы.
Как впрочем и Аурендер:))
К сожалению Василий пользуется непроверенными источниками. Потому и сваливает всё в кучу. Типа Азия — значит Китай.
Во дела, если честно, мне как в пульте сказал консультант и про Rose тоже, что китайцы, не проверял инфу, теперь буду знать. И в отличии от некоторых свою ошибку признать могу
Так я не про аурелик писал и тп, а про цап в медиаплеере, который стоит совсем не дорого. Тыщ 40 максимум. Не медиаплеер в целом, а цап в нем не дороже 40 тр.
Никому не говорите, но внутри вашего CD -проигрывателя тоже есть ЦАП. CS4398.
Я это отлично знаю, но звук почему-то у CD проигрывателя гораздо лучше.
К слову, я тоже поменял ЦАП на старый Брайстон, и тоже на cs4398. И тоже звук гораздо лучше. Естественней. Но хайрезы мне нравятся больше. Звук тот же, а деталей больше.
«Подчерк, душа» — это все окрас и многим нравиться окрашенный звук. Конечно все надо слушать самому и в сравнении. Но если аппарат точен, то он больше передаст вам музыкальной информации и покажет разницу между записями, в нем не будет однообразия преходящего от одного произведения к другому — подчерка.
А для чего объяснять, что за зверь MQA?
Главное что треки в MQA звучат отлично!!
С Новым годом друзья!!)))
Думаю.что за 500-100долл.на одинаковых чипах будет почти одинаково.Вот если сравнивать с мультибитом.то разница будет слышна.У меня ламповый цап.играет по-другому.в сравнении с китайским СМСЛ-9.Для джаза отлично.Мультибит на AD1862 другой звук.По- мне.рок на нем звучит лучше.Надо.при возможности.слушать самому.А так Фима прав.винил звучит лучше.но там и ценник другой.У меня только phasemation pp-200 стоит дороже многих цапов.
Я тему с мультибитными ЦАП, построенными на микросхемах, для себя закрыл и больше к ним не вернусь. Теперь для себя рассматриваю только дискретные и однобитные ЦАП. На данный момент для меня в лидерах — Musetec (LKS) MH-DA005 DAC.
Поделитесь мнением пожалуйста — очень интересна тема
Просто опыт прослушки сравнения. Темой мультибитов занимался плотно и долго, особенно верхних винтажных. Но в лидерах оказались ЦАП на дискрете и 1bit, но и это конечно не гарантия хорошего звука, важна реализация. Возможность прослушки верхних ЦАП построенных на этих технологиях более проблематична, что затрудняет поиск. Но на Китай наибольшая надежда.
Topping LE90. Металлика 83, 86 очень эмоциональна. Все акценты, как надо. Правда, юзаю в режиме 5В на KEF R3.
Правда, может немного в этом режиме не точность давить, но резкость. Хотя тут много факторов.
84, 91 тоже нравится слушать. И 2016 даже.
Iron Maiden 84 эмоционален. Все нормально с эмоциями, но все-таки есть некая приоритетность альбомов.
Iron Maiden 2020, как ни странно, на SMSL больше нравился.
Я спецом привел всего лишь 2 исполнителя из сотни, что слушаю, чтобы показать, что вот популярные жанры есть, и их они играют. Но есть и не приоритет. То, что я там слушал даже Алфавилл или Гранд Фанк Рэйлроад менее интересно. Разный звук, но в целом нравится.
P.S. Я даже поверю, что почерк может не нравиться, но то, что якобы него нет. Ну это не знаю. Четки почерк с упором на бас, что помечено во многих ревью 90SE, LE (то же без гей-MQA).
Вам так обидно, что у Вас нет возможности воспроизводить МКьюА?
Почему столько ненависти?)
Обычно наши радикальные позиции по жизни сильно нас ограничивают и не дают нам наслаждаться жизнью, так как вся энергия уходить на ненависть, даже таких мелочей, как какой-то жалкий формат.
С Новым Годом Вас, желаю Вам счастья в новом году!
Почему обидно? Для геев нормально и mqa. Завидовать можно и нормально. Но другим вещам.
Ну шутканул про mqa, Вас это тронуло почему то.
Я не люблю технологии, которые непонятно зачем нужны.
Напишите в одном предложении что такое мкуа.
Для меня это стандарт, которой понижает качество. Мне это даром не нужно.
Даже если бы ненавидел, это было бы нормально. Смотрели заводной апельсин?
Однако mqa не та вещь, которую стоит ненавидеть.
Ненависть — сильная эмоция, которую Вы почему то мне приписываете.
Счастья Вам в Новом Году. С Новым Годом!
P.S. Слово мкуа можно заменить на мп3.
Понятно) Не вижу у вас аналоговых усточников в системе, всё таки слушаете цифровые файлы, значит МКьюА вам понравится
Напишите в одном предложении что такое мкуа.
Мастер квалити аудио в тайдал звучит отлично, послушайте.
Бред про аналоговые источники. И цитату полностью приводите.
И ответьте на вопрос, где вы у дешёвых китайцев видели большие ёмкости.
Если у вас нет винила и компактом, а система сами пишете что состоит из источника в виде ПК и ЦАП? В чём бренд?
На али зайдите и введите ЦАП(не про брендовые марки), сразу посыпятся нонеймы в маленьких коробочках с торами и большими ёмкостями, года 3-4 назад был тренд тащить оттуда устройства в надежде на качество, на форумах приводили пример, что европейские аналоги внутри пустые, а китайцы туда вон что запихнули.
Опять это «зайдите, посмотрите, был тренд».
Бред, что мне лишний мкуа понравится. Технология ни о чём. Даже щёточка для винила полезнее.
Бред, что мне лишний мкуа понравится. Технология ни о чём. Даже щёточка для винила полезнее.
Вы так экспертно заявляете о том, что не распробовали 😉
))) Ну знаете, я бы, рекламируя щеточку для винила, писал бы, что эта вещь вообще для всего подходит, а прослушки винила после обработки ею закаты будут краснее, ночи темнее))
Но чую, что для того, чтобы объяснить, что за зверь MQA, надо быть персонажем Волка с Уолл Стрит.))
Есть люди которые не слышат на своих системах разницы между мп3 192 и 320 — недавно тут такой был с активными мониторами пионер.
Есть те кому прозрачность их системы не позволяет слышать разницу между мп3 320 и флак 16/44, а у кого-то и разницы нет между флак 16/44 и хай-рез флак, у кого-то нет разницы между ДСД и хайрезами.
МКьюА заметно лучше звучит в тайдл чем обычные 16/44, но звучит ли он лучше хайрезов 24/192 или дсд256/512 — не знаю не проверял.Лучше, да и ладно.
Всё равно практически вся музыка, которую слушаю она формата СД 16/44, за редким исключением 24/96, крайне редко 24/192(176) встречается, так что просто приятно, когда есть возможность послушать не в 16/44, а в МКьюА
Я тоже слышу разницу 192 и 320. С MP3 не лучшая аналогия, ибо он экономию пространства как плюсик хоть предполагает.
При одинаковом мастеринге Вы с трудом услышите разницу между 16/44 и HiRes.
MQA не предполагает ли другой мастеринг. Вы хоть объясните, что это за зверь такой. Для меня это ухудшатель качества.
Если у Вас все так хорошо, хоть в 16/44, хоть в 24/96, зачем Вам непонятный MQA, предназначение которого даже его создатели не могут нормально объяснить?
Мне тоже CD звучание вполне нравится, лишние три буквы не нужны.
MP3 можно объяснить, например в отличие от этой аббревиатуры.
На такой же позиции. В наше время грандиозных сетевых и по наличию места возможностях, городить нечто, пытающееся сэкономить что то (пространство?) — нецелесообразно.
Не живите в «вымешленном» мире:) Китайцы уже хотят луну захватить, испытывают всякие ракеты — так что с наукой и производством у них все в порядке. Можно сказать, что мол это оборонка, а звук — «другое», но кого будет обманывать? Они все делают для других, в том числе и проигрыватели, цапы и усилители — они уж точно все узнали вдоль и поперек как у других все устроено. А душа внутри Вас — слушайте музыку и наслаждайтесь:)
Всё зависит от цены ЦАПа. За 500-600$ так себе. А за 1000 $ и выше, думаю совсем не плохие, или очень хорошие.
Я сегодня читал, и слушал свой ЦАП Matrix Mini-I Pro 2S используя свои наушники Audeze LCD 1. Слушал оцифровки винила в качестве 24/192. Звук очень понравился. Действительно очень информативно, звук приятный. Мой вывод Китайские ЦАПы довольно таки не плохи, и как дополнение к хорошей стерео системы вполне подходят!
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник: stereo.ru
ЦАП TOPPING D10 — как зеркало китайского ЦАПостроения!
О бюджетном ЦАП-е TOPPING D10 в сети есть несколько обзоров и видеороликов на YouTube. Яндекс вам в помощь!
Поэтому не буду повторять описательную часть этих статей, а перейду к реальным измерениям и выводам.
Купил я этот ЦАП в июле 2020г. с доставкой из РФ. Посылка пришла за неделю.
Характеристики:
USB: XMOS XU208
ЦАП: ESS ES9018K2M
ОУ: OPA2134 (сменный)
Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит, DSD256
Входы: USB
Выходы: OPT, COAX, RCA
Электропитание: 5V/0.5A от USB
Размеры: 103 мм x 146 мм x 37 мм
Вес: 314 г
ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS
Версия прошивки: 1.02 (самая последняя)
Питание ЦАП-а осуществляется непосредственно через разъём USB: на плату приходит +5V, где при помощи нескольких DC-DC-конвертеров преобразуется в +3,3V, +1,2V для цифровой части схемы, и в +8V и -8V — для питания трёх операционных усилителей.
Два ОУ (OPA2134UA) являются преобразователями ток-напряжение (они припаяны непосредственно на плату), а третий (OPA2134PA в корпусе DIP8) — выходным буфером, который вставлен в «кроватку» для возможности замены на другой ОУ с более «тёплым» или «холодным» звучанием.
Сразу хочу обратить ваше внимание, что TOPPING D10 — это не стандартный ЦАП с цифровыми входами и аналоговым выходом, а, скорее, цифровой транспорт/конвертер с USB-входом и цифровыми выходами SPDIF (коаксиальным) и TOSLINK (оптическим), плюс в дополнение — аналоговый выход.
За работу USB, SPDIF и TOSLINK отвечает процессор XMOS XU208, а за аналоговый выход — версия ЦАП-а для мобильных устройств ESS ES9018K2M.
И вот тут мы понимаем, что главное назначение данного ЦАП-а — оттеснить от потенциального покупателя другие конвертеры USB-SPDIF/TOSLINK, которые продаются на Aliexpress и других площадках, и продать ему именно девайс от TOPPING.
С другой стороны, D10 не должен создавать уж очень сильной конкуренции ЦАП-ам из собственной линейки фирмы TOPPING: D30, D50s, D70, D90, DX3 Pro, DX7s, DX7 Pro.
Для этого, вместо дешёвого и популярного процессора XMOS U8, устанавливаем более «продвинутый» XMOS XU208 и самый «слабый» на данный момент ЦАП ESS ES9018K2M.
И, для большей «надёжности», умышленно внесём в прошивку XMOS XU208 «ошибку», после которой на цифровых выходах при уровне 0dB будут вот такие искажения (гармонические искажения + шум (-3 дБ):
Соответственно, на аналоговых RCA-выходах мы получаем такую-же «красоту».
И это при идеальных условиях и линейном питании 5V с пульсациями и шумом (rms) ≤ 2mV.
«Лечатся» эти искажения уменьшением выходного сигнала на -10dB. -12dB (гармонические искажения + шум (-3 дБ):
Уже неплохо, но всё-таки «несколько» отличается от рекламных измерений, проведённых самой фирмой TOPPING:
А теперь возьмём реальную ситуацию «из жизни», когда источником сигнала и питания является современный ноутбук с процессором Core i5 8-го поколения, 8Gb RAM, Win10 и штатным импульсным блоком питания.
Вот характеристики звуковой карты Focusrite Scarlett Solo, при помощи которой мы будем делать измерения:
Гармонические искажения + шум (-3 дБ):
Подключим аналоговый выход TOPPING D10 ко входу звуковой карты Focusrite Scarlett Solo, уменьшим уровень громкости в драйвере XMOS со 100 до 67 (-6dB), настроим RMAA и получаем такие результаты измерений:
Итоговая таблица:
И хотя, в итоге, получаем общую оценку «Очень хорошо», мы видим, что самый худший результат, который портит общую оценку — это «Гармонические искажения + шум».
«Частокол» из наводок по питанию + искажения в процессоре XMOS XU208 из-за «ошибок» в прошивке приводит к заметному ухудшению качества звука.
Как резюмировали в одном из обзоров: «Topping сделали достаточно убедительный бюджетный ЦАП с отличной эргономикой, но слегка без искры божьей – немного матовое звучание.»
Боюсь прослыть очередным апологетом «теории заговора», но с сайта TOPPING удалены все прошивки для D10 и подозреваю, что не зря — скорее всего, в прошивке v1.01 ещё не добавили «искажатора». А прошивку v1.02 удалили, чтобы исключить даже малейшую возможность на реверс-инжениринг прошивки сторонними энтузиастами.
Есть ещё вероятность, что искажения возникают из-за некорректной работы драйверов для Windows, ведь при подключении к Android-TV «частокола» искажений до 1кГц, который мы наблюдаем в Windows, просто нет.
Так или иначе, но проблема искажений в TOPPING D10 есть, и, похоже, исправлять её производитель не будет.
А жаль! Ведь по «железу» и качеству сборки к TOPPING-у, действительно, никаких претензий не возникает.
Но маркетинг неумолимо диктует свои условия и, если вы хотите более качественный звук, то будьте любезны приобретать более дорогие девайсы!
По-традиции, под спойлером — хай-резы внутренностей TOPPING D10:
P.S. В июле 2020г фирма Topping обновила свой ЦАП D10 до версии D10s. Теперь новинка использует микросхему ЦАП ES9038Q2M (у предшественника стоял ES9018K2M) и работает с сигналом до PCM 384 кГц и DSD256. По сравнению с предыдущей версией у новой модели вчетверо уменьшен КНИ и на 5 дБ увеличено соотношение сигнал-шум.
Цена: $99.99 (вместо $89.99 за D10)
Ссылки на магазины Aliexpress найдёте самостоятельно.
Таблица замеров «шарообразного коня в вакууме» прилагается:
Ну что-ж, будем посмотреть, как оно на самом деле…
Планирую купить +3 Добавить в избранное Обзор понравился +28 +43
- Topping,
- Topping D10,
- Цифро-аналоговые преобразователи
- 20 октября 2020, 20:21
- автор: parzab
- просмотры: 16565
Источник: mysku.club