Несмотря на многочисленные бренды, которые в последние годы наводнили рынок, большая часть продаж рулей для мотокросса и внедорожного мотоспорта приходится всего лишь на нескольких мировых лидеров. Для того, чтобы занять место на прилавках, производитель должен иметь инновационный и полезный продукт, построенный из качественных материалов.
Без сомнения, мировым лидером в области производства рулей для мотокросса и внедорожной мототехники является Renthal (Англия). Компания использует эксклюзивный алюминиевый сплав и передовые производственные процессы, чтобы произвести полный спектр рулей. За более чем 40-летний опыт в производстве рулей они смогли завоевать доверие профессиональных команд и производителей OEM.
Отметим, что на счету Renthal — 176 титулов в мировых мотоциклетных чемпионатах и 173 в сериях АМА, больше, чем у других производителей вместе взятых. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество производителей внедорожной мототехники, которые оснащают свои серийные модели рулями Renthal, в их числе Honda, Kawasaki, Suzuki и KTM.
Алюминиевый руль на мотоцикл с Алиэкспресс
Вторым по величине лидером в производстве рулей и аксессуаров считается компания Pro Taper (США), в ее линейке есть много моделей с различной классификацией и геометрией, которые можно подобрать в соответствии с личными предпочтениями. Также можно рекомендовать такие компании, как: ODI, Mika Metals, TORC 1, TAG Metals и некоторые другие.
Очень интересен руль американской компании Flexx Handlebar, который является достаточно трудоемким и технологичным продуктом. Он произведен из двух различных алюминиевых деталей серии 7000 с использованием новейших технологий в области обработки ЧПУ. Рули сделаны с предельной практической точностью и тщательностью.
Строгие допуски проверяются на каждом этапе производства высококвалифицированными специалистами, гарантируя, что каждый экземпляр поступивший в продажу выполнен с беспрецедентной точностью. Но эти рули больше подходят для гонщиков, выступающих в таких дисциплинах внедорожного мотоспорта, как Баха, WORCs и других различных гонках на длинные дистанции, где высокие скорости и нагрузки. Конструкция изначально была предназначена для поглощения сильных ударов. Цена конечно не маленькая (~$360), но, видимо, он того стоит.
Классификация рулей
Алюминий и сталь — основные материалы, из которых изготавливают рули, они оба прочные, но алюминиевый легче. Из-за больших нагрузок в мотокроссе используют алюминиевые рули, которые бывают двух типов с диаметром трубы в центре 22,2 мм (7/8′) и 28,6 мм (1 1/8”). Диаметр центра руля может быть разным, а вот место для ручек имеет один диаметр — 22,2 мм. Renthal использует чрезвычайно жесткие допуски и эксклюзивный сплав, специально разработанные для изготовления рулей с определенными свойствами, которые помогают уменьшить вибрацию (основная причина усталости гонщика).
Давайте на примере рулей Renthal разберемся в их классификации. К слову, в линейке этого производителя есть рули не только для кроссовых мотоциклов, но и для мини-мотоциклов и ATV.
— Renthal® 7/8″ — самый простой (менее прочный и недорогой) и до сих пор популярный внедорожный руль с перемычкой для жесткости. По всей длине у него одинаковый диаметр сечения трубы 22,2 мм (7/8”). В основном их ставят производители серийных кроссовых мотоциклов.
Renthal
— Fatbar® занимает лидирующее положение на рынке рулей без перемычки. Благодаря коническому профилю стенки, диаметр центральной части 1-1 / 8″ или 28.6 мм, и он сужается к ручкам до 7/8″ или 22.2 мм. Устанавливаются на серийные модели КТМ и Suzuki.
Fatbar
— Twinwall® (труба в трубе) разработан для более жестких условий гонки. Он имеет запатентованную конструкцию с использованием двух труб, позаимствованную из авиастроения, и сочетает в себе прочность, легкий вес и безопасность. С моментом своего появления в 1998 году Twinwall® стал выбором многих профессиональных гонщиков и команд.
Twinwall
Геометрия рулей
Теперь, что касается геометрии. Производится много моделей рулей и каждому изделию присваивается свой номер, он указан в центре руля. На сайте производителя можно ознакомиться с таблицами, где указаны различные варианты геометрии, которая имеет шесть параметров, обозначающих его размеры и форму. Руководствуясь этими параметрами и личными предпочтениями гонщик уже сам подбирает свой вариант руля. Например, у Twinwall® — 9 различных вариантов геометрии, у Renthal® 7/8″ и Fatbar® их 17 и 18 соответственно.
Некоторые таблицы есть внизу страницы.
Крепления
Еще один немаловажный момент. В линейке каждого серьезного производителя рулей (ProTaper и Renthal) есть различные кронштейны крепления, переходники для установки Twinwall или Fatbar рулей 28,6 мм без смены стандартного крепления (22,2 мм) и «проставки» руля. Эта продукция изготовлена на станках с ЧПУ из алюминиевых заготовок (6082 Т-6) с черной анодированной лазерной гравировкой логотипа, а крепежные шпильки из закаленной хромированной никелевой стали. Например, если гонщик имеет высокий рост, то с помощью «проставок» можно добиться нужной высоты положения руля для комфортной езды.
Переходники используются не только для увеличения высоты руля, но в тех случаях, когда нижнее крепление руля приварено к траверсе (на кроссовых мотоциклах до 1996 года и на более поздних эндуро) или вам нужен переход с 22,2 мм на 28, 6 мм руль. Если же вы хотите более высокое положение руля (например, у вас 22,2 мм руль), то лучше выбрать из таблицы на сайте производителя более высокую модель или поставить «проставки».
Для мотокросса они есть двух видов — на 22,2 мм и 28,6 мм руль, а высота варьируется от 10 до 30 мм.
Если же вы хотите перейти со стандартного 22,2 мм руля на 28,6 мм (у вас более «свежий» мотоцикл и съемное крепление руля к верхней траверсе), то достаточно просто купить крепления под «толстый» руль. Крепления руля бывают разной высоты, и вы их можете подобрать под свои предпочтения.
Также существует еще один вид крепления, когда верхнее крепление руля сплошное. С таким креплением шансы на то, что вы «завернете» руль намного меньше, так как уменьшена возможность «скручивания». В основном, такие крепления производят компании, специализирующиеся на тюнинге.
Подведем итог
Что хотелось бы отметить в заключении. Если вы профессиональный гонщик, то ваш выбор — 28 мм руль, который может уменьшить усталость и «забитые» руки. Но если вы гонщик выходного дня и бюджет не позволяет потратить дополнительные деньги на более дорогие рули, то вам вполне хватит и 22,2 мм руля, который и по ныне сохраняет свою популярность. Он легче и дешевле, чем его более дорогие аналоги. Однако, как мы уже говорили ранее — предпочтение полностью зависит от потребностей и выбор, как всегда, за вами.
В качестве напутствия можем сказать, что если вы погнули руль, то не пытайтесь его выпрямить — это нарушит структуру руля и увеличит риск получения травмы! Лучше его сразу заменить на новый. Удачи на трассах!
Источник: moto85.ru
Держать удар: выбираем рули для эндуро и мотокросса
Вопрос о выборе руля встает по разным причинам. Иногда руль просто неудобен (например, слишком низок для езды в стойке), иногда — погнут (результат неудачных приземлений), и уж совсем редко — сломан. Ломают, как правило, те рули, что уже не раз пострадали при падении и были выпрямлены.
Не стоит играть с судьбой и пытаться вернуть форму погнутой детали – «выпрямленный» руль может привести к серьезной травме. Подобрать прочный, подходящий под ваш стиль езды и к вашему мотоциклу руль не так сложно. Во-первых, необходимо ориентироваться в ассортименте, а во-вторых, представлять, где и как вы будете ездить.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Основные материалы для руля — сталь и алюминий. При равной прочности алюминиевый руль легче стального. На «породистые» кроссачи, а также некоторые модели хард-эндуро производители предпочитают ставить алюминиевый руль (в мотокроссе нагрузки значительно выше, чем в эндуро, и борьба идет за каждый грамм). Стальными рулями комплектуют в основном «гражданские» эндуро. Если же штатный руль не устраивает, начинаем изучать каталоги.
Внедорожные рули бывают двух типов: с диаметром трубы в центральной части 22,2 мм (7/8 дюйма) и 28,6 мм (1 1/8 дюйма). Однако есть еще один — 35 мм (1 3/8 дюйма), который использует бренд Easton. Поэтому не удивляйтесь, когда на прилавке увидите надпись «руль стандарта 7/8» — речь идет именно о месте его крепления. Но при том, что диаметр центральной части может разниться, ручки руля (и расстояние от торца до изгиба) унифицированы с диаметром креплений управляющих рычагов сцепления, тормоза и прочего, отвечающего за движение и остановку байка. 22,2 мм – общий для всех рулей диаметр ручек, поэтому первое, что стоит запомнить: к любому тюнинговому рулю для офф-роуда подойдут все элементы управления от вашего байка.
Самый простой (и наименее прочный) внедорожный руль имеет постоянный по всей длине диаметр трубы 22,2 мм. Для его усиления служит перекладина (перемычка). В стальных рулях она приваривается, а в алюминиевых — жестко крепится через специальные кронштейны. Более прочны рули переменного диаметра (сечения).
Здесь в центральной части диаметр трубы достигает 28,6 мм, а ручки «сужены» до стандартных 22,2. Этот руль лучше справляется с нагрузками в продольной плоскости, а также лучше 22,2-миллиметрового гасит вибрации. Руль с переменным диаметром и перемычкой — выбор профессионалов. Он выдерживает множество жестких падений, не изменяя заводскому изгибу.
Renthal Twinwall считается самым высокотехнологичным рулем стандарта 28,6 мм с перемычкой. Модели рулей Easton стандарта «1 3/8» выпускаются без перекладины и, как считается, немного уступают Twinwall по прочности. Среди популярных и зарекомендовавших себя с лучшей стороны производителей можно также отметить ProTaper – второго после Renthal производителя внедорожных рулей.
Вот так выглядит заготовка для руля.
ГЕОМЕТРИЯ
Выпускается множество геометрических вариантов рулей. Изделию присваивается оригинальный код, который указан на центральной части руля. По нему на сайте производителя можно найти его геометрию. Если на вашем руле кода нет, то необходимо произвести замеры самому.
Вообще, руль имеет шесть параметров, определяющих его форму и размеры, – это ширина, высота, подъем, загиб, длина ручек и ширина области крепления (расстояние между зажимами). Часть этих параметров можно замерить рулеткой (длина ручек, ширина руля и расстояние между зажимами), не снимая руля с байка, но высоту, подъем и загиб ручек без снятия руля не определишь.
Для измерений потребуется ровная горизонтальная поверхность, лист миллиметровки, руль, линейка и маркер. Проще всего измерить высоту и подъем. Для этого укладываем руль в позицию с тремя точками опоры и переносим на бумагу проекции осей всех прямых участков трубы. Затем делаем необходимые замеры на бумаге и переходим к загибу.
Его замер удобно производить, перевернув руль так, что центральная часть прижимается к плоскости, а ручки оттопыриваются вверх. Остается замерить расстояние от оси в торце трубы до горизонтальной плоскости и вычесть из результата половину диаметра трубы.
Каждый руль имеет шесть параметров, описывающих его геометрию.
Наносим на миллиметровку проекции осей прямых участков трубы.
Соединяем оси одной половины и замеряем подъем и высоту руля.
Замеряем загиб руля.
Продукция именитых брендов содержит опознавательный код, по которому можно определить геометрию руля.
УСТАНОВКА
Для успешной инсталляции на байк необходимо решить вопрос с креплением. Держатели руля могут быть съемными или составлять цельную с траверсой конструкцию. В первом случае переход со стандартного диаметра 22,2 мм на более жесткий 28,6 мм (35 мм) потребует замены зажимов (около $200 за комплект «зажимы + руль»), при этом геометрия изменится только за счет характеристик руля.
Во втором случае потребуется установка специальных переходников, которые встанут в штатные 22,2-миллиметровые посадочные места, но увеличат суммарную высоту на величину проставки. Поэтому здесь придется задуматься о такой комбинации руля с переходником, которая даст необходимую высоту, либо заменить верхнюю траверсу с несъемными креплениями на разборную (около $250). У тюнинговых зажимов есть возможность сдвинуть ось центральной трубы руля вдоль продольной оси мотоцикла — за счет ступенчатого сдвига зажимов вдоль траверсы либо с помощью несимметричности самого зажима. В первом случае траверса имеет насечку в виде зубчатой рейки, к которой в разных положениях (ближе или дальше от пилота) можно жестко закрепить зажим. А во втором зажим единожды ставится в одном положении – ближе или дальше от водителя.
Для установки защиты рук на штатный или тюнинговый руль потребуется определить места крепления кронштейнов. Поэтому рассчитывайте оптимальную длину ручек (до изгиба) на руле с учетом креплений. Лучше всего покупать руль вместе с защитой рук либо захватить ее с собой и примерить на месте.
Для каждого руля, будь то 7/8 или 1 1/8 дюйма, предусмотрено двойное крепление защиты: кронштейнами в районе крутого подъема и цанговыми зажимами в торцах руля. Для кронштейнов производитель обычно предлагает три варианта крепления: с захватом под 22,2 мм, под 28,6 мм и под конус с переходом от 22,2 к 28,6 мм. Цанговый зажим бывает с двумя диаметрами втулки — для стального руля и для алюминиевого (меньше). Защита продается отдельно от кронштейнов, но в комплекте с двумя вариантами цангового зажима. Примерив на руле, выбираем и докупаем недостающие кронштейны с учетом диаметра той части, к которой будет крепиться кронштейн защиты.
Набор для перехода со стандарта 22,2 мм на 28,6 мм с увеличивающими высоту руля зажимами.
Расположение зажимов можно регулировать, передвигая их в поперечной плоскости траверсы.
Съемные зажимы и переходники для установки руля большего диаметра на мотоцикл.
Тюнинговая траверса со съемными зажимами.
Цанговый зажим защиты рук бывает двух размеров — под алюминиевый и под стальной рули.
Кронштейн крепления можно докупить после приобретения защиты рук.
Защита рук в сборе с креплениями.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Выбирая руль, задумайтесь, где вы чаще всего передвигаетесь — по дорогам или вне их. По асфальту на мотоцикле удобно ехать сидя, а на грунте пилот привстает на подножках и переносит вес тела взад-вперед. Для преимущественно стоячей езды лучше подходит высокий руль, для сидячей – низкий.
Чтобы определить удобное положение рук на руле, надо поставить байк на подставку, сесть на него и ослабить зажимы. Вращать руль от себя из крайнего нижнего положения до того момента, пока не станет комфортно, и зафиксировать его зажимом. Если в этом положении руль сильно отклонен от вас и ручки торчат вверх, то вам удобнее будет ездить с более высоким рулем.
Наоборот, если руль наклонен к вам – более низкий руль. У кроссменов позиция атакующая – они в основном сидят ближе к баку и разгружают заднее колесо. Поэтому для них предпочтителен руль с меньшим загибом ручек. Для эндуристов этот параметр зависит от стиля езды: оттягиваясь назад или сидя посередине – руль с большим загибом, атакуя по-кроссовому — с меньшим.
Выбор руля, который будет максимально удобен, зависит от высоты, подъема, изгиба и в меньшей степени от ширины руля, так как в эндуро предпочтительны более узкие рули для маневрирования в лесу, а для мотокросса – широкие, для лучшего контроля. В то же время ничто не мешает немного обрезать сильно широкий руль, если остальные геометрические характеристики идеально подходят.
Два оставшихся параметра (длина ручек и ширина области крепления) отвечают за возможность установки руля на конкретный мотоцикл и удобство расположения органов управления. Перед установкой нового, более высокого руля следует проверить натяжение приводов органов управления – тросиков газа, проводов и шлангов переднего тормоза. Чаще всего при замене штатного руля проблемы могут возникнуть у эндуро: на руле с укороченной длиной ручек трудно уместить все органы управления, включающие громоздкие пульты управления светотехникой. В этом плане немного проще кроссменам — на руле кроссового мотоцикла из управления присутствует только рычаг сцепления с выключателем зажигания слева и рычаг переднего тормоза с ручкой газа — справа. Не редки случаи (на высоком руле), когда длины, например, шлангов не хватает и приходится вдобавок к рулю их заменять — или разворачивать ручки «низом вверх».
Органы управления современным кроссовым мотоциклом.
Так загружен руль мотоцикла эндуро.
Благодарим компанию XSR-moto.ru за помощь в подготовке материала.
Источник: moto-magazine.ru
Легкий туристический эндуро Racer Ranger RC250-GY8A. Доводим до ума
Когда-то, в мечтах о путешествиях на двух колесах, я купил свой первый мотоцикл. Это было сильно раньше, моего нынешнего увлечения хард эндуро. Но, как мы все знаем, хард эндуро совершенно не подходит для хоть сколь нибудь дальних путешествий, а желание покорять километры проселочных дорог, вспыхнуло вновь. Решено, беру второй мотоцикл. И это непременно должен быть дуалспорт.
Но какой именно?
Почему китайский мотоцикл?
Мне нужен мотоцикл для довольно дальних поездок, преимущественно по бездорожью, да и еще с весьма ограниченным бюджетом до 200 тыс. рублей, что называется «под ключ», включающий все доработки и обслуживание. Тяжелые турэндуро не рассматривались в принципе, так как это по сути дорожники, а приставка эндуро, по моему мнению, это чисто маркетинговый ход. Мотоцикл для бездорожья в первую очередь должен быть таким, чтобы после падения его можно было бы поднять самостоятельно, а не подъемным краном.
Идеальным вариантом стал бы легендарный DRZ400. Но этот мотоцикл, как хорошее вино, с каждым годом только дорожает и цены на него совсем оскалились, как дворовая собака.
Вариант подешевле, это великая троица: Djebel, XR250 или TTR250. Еще пару лет назад, я бы не раздумывая взял бы именно одного из них. Но сейчас ситуация такова, что мотоциклы в Россию из Японии практически не ввозят, а если ввозят, то цена совсем невменяемая. Те же мотоциклы, что продаются у нас, зачастую уже давно изжили себя, и больше напоминают г*вно мамонта, чем мототехнику. Да и довольно труднодоступные и не самые дешевые запчасти, тоже не в плюс.
Так что же остается, китай? Я уже довольно продолжительное время продаю китайские мотоциклы, и отлично знаю их слабые и сильные стороны. И если в сегменте топовых спортивных эндуро, китайские аппараты дают бой японцам, то вот в туризме или софт эндуро, действительно достойных вариантов днем с огнем не найдешь. Но всё же я решил рискнуть и взять одного из них.
Racer Ranger vs Motoland Dakar
Мне нужен лучший из возможных китайский дуалспорт мотоцикл и вариантов ни так уж и много. Выбор встал между Dakar 250 ST от Motoland, на новом 172-м движке с балансировочным валом, мощностью около 20 л.с, и Racer Ranger RC250-GY8A с четырехклапанным движком на жидкостном охлаждении, мощностью 27 л.с. Есть еще неплохой Avantis Dakar, но цена уже почти как у DRZ, так что он вне зачёта.
На чаше весов у Мотоленд, отличная комплектация с минимумом последующих переделок: звезда крепится уже на шесть болтов, а не на четыре шпильки, как у Рейсер; полностью светодиодная оптика и высокое ветровое стекло, для комфорта на трассе. На стороне Рейсер, преимущество одно, но весьма и весьма весомое — это значительно более мощный двигатель. В остальном, мотоцикл уступает Мотоленд и уж тем более в стоке уступает японцам. Но мощность для меня оказалась важнее и новенький Racer Ranger уже через какое-то время стоял в коробке возле меня.
Исправление китайско-российских косяков
Был выработан план по его улучшению. Во-первых, мотоцикл был полностью разобран, смазан и собран вновь. К слову, такую процедуру необходимо делать с любыми мотоциклами, не важно китай это, япония или австрия. Интересный факт, втулки в прогрессии оказалась ржавыми уже с завода Но не беда, корявую российскую сборку поправили.
Доработка ступицы на китайском эндуро мотоцикле Racer Ranger RC250-GY8A
Самое проблемное место этого мотоцикла, как и подобных китайцев с таким типом ступиц, это крепление ведомой звезды на шпильки, которые в 100% случаев рано или поздно срезает. Я не стал дожидаться этого «волшебного» момента, а заранее устранил проблему, вытащив шпильки, нарезав резьбу в сайлентблоках и закрепив звезду на болты. Попутно была установлена ловушка цепи, которой нет с завода. Благо хоть цепь 520-я. Сама цепь, кстати, была так же заменена на сальниковую японскую EK.



Доработка тормозов на китайском эндуро мотоцикле Racer Ranger RC250-GY8A
Следующее, что меня не устраивало, это эффективность и информативность передних тормозов. Жать на рычаг нужно было всей пятерней и тогда мотоцикл начинал неспешно замедляться. Для большинства, это не будет проблемой. Но я ведь познал, как оно может быть, когда тормоза действительно хороши. Решение довольно простое — замена тормозной машинки на копию Brembo.
Я был не уверен, что это поможет. Но о чудо! Теперь на тормоз достаточно нажимать одним пальчиком!
Ветровое стекло на Racer Ranger RC250-GY8A
Ну и решение со слабой ветрозащитой, установка ветрового стекла. Отлично подошел лобаш со скутера Yamaha Nmax, заказанное с Алиэкспресс. Правда китаец совсем не упаковал посылку и стекло пришло с отколотым краем, зато али вернул полную стоимость. Так что ветровик достался мне хоть и с браком, зато бесплатно. Супер клей и установка на мот. Раньше, на скорости выше сотни, полоскало знатно.
Теперь же нет никакой разницы, едешь 80 км/ч или 130. Лишь легкий бриз раздувает локаны… а, это уже не от сюда))
Подготовка для путешествий китайского эндуро мотоцикла Racer Ranger RC250-GY8A
По мимо всего, была установлена светодиодная лампа в фару и свет стал значительно лучше. Но в дальнейшем думаю поставить еще и дополнительный свет.
Также был установлен пластиковый центральный кофр с быстросъемным креплением. В компанию к нему были закуплены текстильные боковые кофры, которые в самый раз для внедорожной мототехники. Вот только для их монтажа вначале необходимо изготовить багажные рамки. Вместе с рамками планируется и защита пластика. Это конечно лишний вес, но защита все же нужна.
Кстати, еще была поставлена защита рычагов на руль. Я считаю, что этот атрибут жизненно необходим любому внедорожному мотоциклу. Остаться в глухом лесу с отломанным рычагом тормоза или сцепления — не лучший сценарий.
Лучшая резина для туристического эндуро
Ну и окончательной доработкой мотоцикла можно будет считать замену практически шоссейной резины, на более внедорожную, например Mitas MC 23 ROCKRIDER, которая сочетает в себе как и вменяемый зацеп на бездорожье, так и неплохую износостойкость на асфальте.
Ну а в следующей раз я расскажу о дорожном и внедорожном испытании этого мотоцикла, который я, кстати, назвал Утка. По аналогии с Гусем от БМВ. Так что сохраняйте сайт в закладках, чтобы ничего не пропустить! А впереди ждет много интересного, в планах на «Утке» объехать весь Кавказ и Закавказье, а может потом и еще куда подальше))
Источник: enduro.blog