Усилители D-класса имеют по крайней мере одно неоспоримое и очень важное преимущество: высокий КПД, достигающий 90% и более.
Такой КПД позволяет создать в малых габаритах очень мощные усилители.
Однако же, среди мировой радиолюбительской общественности не утихают споры: а не потерялось ли одновременно с повышением КПД качество звука?
Некоторая потеря качества не исключена, поскольку в большинстве мощных усилителей должны стоять фильтры; а они повышают выходное сопротивление в области высоких частот и могут искажать АЧХ (подробности — по ссылке, сторонний ресурс).
И всё-таки, усилители D-класса при грамотном схемотехническом построении и достаточно высоком качестве источника питания способны дать очень высокое качество звука, достойное класса Hi-Fi.
Немного терминологии, применяемой далее:
SE (Single Ended) — обычный ШИМ-выход в усилителе D-класса;
BTL (Bridge-Tied Load) — схема с мостовым выходом (два SE-выхода в противофазе по звуковой частоте);
Иерархия качества звучания усилителей класса Д с aliexpress
PBTL (Paralleled Bridge-Tied Load) — параллельное соединение выходов BTL, работающих синхронно.
Мощность усилителей в этой подборке указана согласно документации (datasheet) на применённые микросхемы; но надо сказать, что далеко не всегда номинальную мощность из них удаётся «выжать». А уж фантазии продавцов на Алиэкпресс в отношении мощности вообще не знают границ. 🙂
Цены указаны в долларах (т.к. цены в рублях быстро становятся недействительными) и в дальнейшем могут меняться в любую сторону. Но на распродаже 11.11 они, скорее всего, на несколько процентов упадут.
Одноплатные УНЧ на основе микросхемы TPA3116D2
Микросхема TPA3116D2 работает в мостовом режиме и оказалась настолько удачной и универсальной, что если бы других микросхем усилителей класса D не существовало бы, мир не сильно обеднел бы. 🙂
Микросхема может работать в широком диапазоне питающих напряжений (4.5 — 26 В), развивает на нагрузке 4 Ом мощность до 2*50 Вт (U пит.=21 В); а также может быть сконфигурирована в одноканальном режиме (мощность 100 Вт).
На Алиэкспресс предлагается множество вариантов одноплатных усилителей на основе этой микросхемы.
Это могут быть самые простые варианты стереоусилителей (см. 1-ую ссылку выше, $6.5), а могут быть и усложнённые варианты со встроенным Bluetooth и регуляторами тембра (2-ая ссылка, $17).
Существуют и варианты с 2-3 микросхемами TPA3116 на борту, предназначенными для построения усилителей конфигурации 2.1 и выше.
Вместе с тем надо напомнить о «щедрости» китайских производителей, которые запросто могут присвоить усилителю 2*50 Вт мощность 2*120 Вт.
Одноплатные УНЧ на основе микросхемы TDA7498
Микросхема TDA7498, в отличие от предыдущей (TPA3116D2), предназначена для работы с более высокоомными нагрузками и при более высоком напряжении питания, которое может составлять 14 — 39 В.
Предельная мощность на нагрузке составляет до 2*100 Вт (U пит.=36 В, Rн=6 Ohm).
«Грабли» при применении этой микросхемы заключаются в том, что её производитель не гарантирует работоспособность при нагрузке 4 Ом (может срабатывать защита по току); рекомендуется нагрузка 6 или 8 Ом.
Тем не менее, китайские продавцы сплошь и рядом пишут, что усилитель якобы работает с нагрузкой от 4 Ом. Будьте бдительны!
На основе этой микросхемы выпускается различные варианты одноплатных усилителей, и совсем простых (первая ссылка выше, $8.6), и навороченных (с Bluetooth, воспроизведением с карты памяти и т.п., вторая ссылка, тоже $8.6).
Одноплатные УНЧ на основе микросхемы TPA3110 (TPA3110D2) 2×15 Вт
Когда от усилителя не требуется мощность, сокрушающая стены, то можно применить и более простые решения, например, на основе микросхемы TPA3110 (aka TPA3110D2).
Микросхема может развить мощность 2×15 Вт или 1×30 Вт в монофоническом PBTL режиме (в последнем случае для стереоусилителя потребуются две платы).
В монофоническом режиме за счет параллельного соединения каналов одновременно ещё выше становится КПД.
На ссылках выше — два варианта плат на микросхеме TPA3110D2: одна — стерео ($1.6), другая — моно $2.6).
Одноплатные УНЧ на основе микросхемы TPA3255
Микросхему TPA3255 (она же TPA3255D2) можно назвать легендарной.
Заслужила она это своими характеристиками: официальная выходная мощность (суммарная по всем каналам) заявлена на уровне 600 Вт!
Другое дело, что мне, например, не попадалось обзоров, где эта цифра подтверждалась бы. Но даже при отдаче половины мощности эта микросхема — крайне мощная.
Кроме того, возможна её гибкая конфигурация — она может работать как 4-канальная (4 канала SE), 3-канальная (2 канала SE и один канал BTL), двухканальная (2 канала BTL) и одноканальная (1 канал PBTL). Конфигурация задаётся при разводке платы и не меняется.
Недостаток каналов SE — в том, что они требуют наличия на выходе разделительного электролита, что ухудшает работу на низких частотах и увеличивает габариты усилителя.
По ссылкам выше — простая конфигурация (стерео), $44; и конфигурация 2.1 (стерео SE + басовый BTL), $40.
При работе с высокой мощностью весьма рекомендуется принудительная вентиляция.
Одноплатный УНЧ на основе микросхемы TDA8954
Все ранее рассмотренные микросхемы были в той или иной степени «идеологической» копией друг друга и не предлагали ничего оригинального.
А вот микросхема TDA8954 — «не такая, как все».
Её главное отличие — в том, что она работает от двухполярного питания!
А в этом есть два «плюса».
Первый: питать микросхему не обязательно от стабилизированного источника питания, можно и от трансформатора с отводом от средней точки во вторичной обмотке.
Второй: по постоянно циркулирующим в радиолюбительских кругах слухам, схемы с двухполярным питанием в принципе дают лучшее качество звука, чем с однополярным.
Микросхема может быть сконфигурирована как двухканальная с каналами SE (2*210 Вт), либо как одноканальная BTL с мощностью 420 Вт (задаётся при разводке платы).
По ссылке можно купить плату со стереоканалами SE по цене ок. $34.5 (с учетом доставки).
Перечисленные в подборке микросхемы — самые популярные, но в природе есть и много других, ничуть не хуже.
Можно упомянуть, например, TAS5630 (2*300 Вт, Texas Instruments), TPA3118D2 (2*30 Вт, не требует теплоотвода, Texas Instruments), PAM8610 (2*10 Вт, не требует теплоотвода, Diodes Inc.).
Применение усилителей класса D позволяет не только уменьшить массу и габариты аппаратуры, но и сократить потребление энергии (что очень важно для аппаратуры на автономном питании).
В тех случаях, когда в составе платы усилителя нет темброблока, есть смысл задуматься о его приобретении или сборке.
Это позволит добавить звуку окраски на низких и высоких частотах, или, попросту говоря, исправить типовые недостатки средних и дешевых звуковых колонок.
Потребуются также и корпуса для сборки полностью всей конструкции; их тоже можно подобрать и приобрести на Алиэкспресс.
Если перечисленные в подборке одноплатные усилители у других продавцов найдутся дешевле, то тоже можно брать — товар одинаковый (но надо следить за стоимостью доставки — она не всегда бесплатная).
Источник: www.ixbt.com
Выбор усилителя класса D с Aliexpress
Решил купить для своей акустики (yamaha nx-e100) цифровой усилитель.
После поиска выбор пал на эти два усилителя:
характеристики схожие по 80вт bluetooth 4.2 Информации по ним крайне мало. Кто что может посоветовать?
Прошу помощи с выбором.
Ответы
Возьмите тот,что красивее)))))
А что за необходимость брать это ? Между колонок нет места для 41-сантиметрового корпуса ? У той же Ямахи есть современные и возрастнЫе (если подешевле) вполне играющие модели, а Вас тянет к приборам на базе микросхемы от кварцевых часов. Тип C ( Clock ) ))))))))
Вы не на тот ресурс пришли за советом на такую тему))
Так получилось что начиная увлекаться темой ровно год назад я понятия не имел что существует такой выбор техники, спец магазины-салоны итд. Знал что есть серьезная техника, типа ламп за много $$$ вне моего бюджета, а то что в соседнем сетевом магазине электроники впечатлило не больше имеющегося ресивера. Вот так бывает, слушал человек беспроводные HK Onyx + Spotify и горя не знал)) И тут товарищ подсунул китайцев — маленькая коробочка, а играет лучше ресивера))
Принесли мне сразу 4 штуки, товарищ брал з «запасом» для сравнения и выбора. Были уже упомянутые ad18, d8(или d2, если такой есть, не помню уже), i.am.d v200 и fx audio d800. Гонял я их неделю и в итоге выбрал последние два.
Я не буду говорить о звуке, о большой разнице, но в этой четверке ad18 оказался слабым звеном, хотя именно из-за дизайна его товарищи себе и оставил (играет в спальне, место не занимает, все довольны). Но в то же время, назвать мусором язык не поворачивается, они играют явно не хуже самых начальных ямах, пионеров итд по $300. Найдя в итоге стерео и другие ресурсы, ввязавшись в эту тему, даже уже купив компоненты в десятки раз дороже, все равно I am.d v200 стоит у меня до сих пор в кабинете и исправно работает по 8 часов в день, вот только сейчас думаю заменить на что-то другое и то потому что заинтересовался наушниками и хочу норм ушной усилитель+пред, а городить пирамиду на столе, где и так места не много, не хочется. Ни одной с ним проблемы не было, все работает, у родителей FX d800 стоит на даче, часто работая на веранде, то есть на открытом воздухе с влажностью, жарой итд, тоже все ок. Есть версии с блютус и с вай-фай. d800 из спальни заменил на nad d3020 (фирменный д класс) и откровенно говоря прироста в 5+ раз, как цена, не услышал.
Добавлю, что к данному i.am.d v200, добрал сразу их же «родной» блок питания. Но не скажу что серьезный прирост в звуке.
Работали и работают эти коробочки с Дали Ц3 и Бивнями 685.
Если что, вам бы на форум ixbt, там сотни страниц на эти вещи.
S.M.S.L — уже заработавший определённую известность китайский товарный знак. При прочих равных это, на мой взгляд, даёт хотя бы меньший риск брака или скорого выхода усилителя из строя. Так что из этих двух я за S.M.S.L, хотя что вы получите в плане звука, даже предположить не берусь 🙂
И даже у них качество не ахти. У усилителя для наушников плохо нажимаются кнопки и трещит потенциометр.
мне вообще на днях показали усилитель класса Т ))).
Для таких колонок пойдёт любой из них. Я бы взял SMSL. Просто, потому что красивее
ALIENTEK D8 на XMOS лучше будет, но если уже блютуз позарез нужен, тогда SMSL AD18. По первой вашей ссылке почитайте комментарии, там походу вообще всё плохо.
И с такими вопросами вам лучше иксбити, там может еще выкатят варианты, а тут только порицание.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Источник: stereo.ru
Битва цифры: пятерка усилителей класса D, выбираем кто лучше
Сегодня многих людей увлеченных музыкой заинтересовало появление в продаже большого количества китайских цифровых усилителей в классе Д. Я не собираюсь делать противостояние между разными классами усиления, но понять хотя-бы, чего они стоят в плане звучания относительно друг друга — это под силу, потому что.
Достаточно большое количество новых цифровых усилителей, что попали в мои руки за последнее время дали возможность сделать какие-то выводы относительно их возможностей. На прослушивании у меня довольно долго были (и частично есть) такие аппараты, как FX-Audio D802, FX-Audio FX-502SPRO, I.AM.D v200, Popu D5N, SMSL A6, TPA3116D2, TPA3255, SMSL AD18.
В общем перебрал и послушал большинство популярных сейчас моделей усилителей в классе Д.
Основа данного обзора — это прошедшее сравнении нескольких моделей усилителей в классе Д (и не только), о звучании которых вкратце я и хочу рассказать.
Прежде всего ознакомьтесь с видео запечатлевшем сравнение:
Запись велась на стерео-рекордер ZOOM H1. На записи без проблем можно услышать характер звука, но ряд важных нюансов к сожалению не слышен, поэтому и возникла необходимость в обзоре, чтобы объяснить что же именно было слышно в этом сравнении.
В тесте участвовали усилители:
1. FX-Audio D802 (FDA, class D)
2. FX-Audio FX-502SPRO (class D)
3. Popu D5N +цап Inntak Sabre ES9018 +2x Muses8920 + 2x AD797 + 2 трансформатора (FDA, class D)
4. Popu D5N, как FDA по коаксиалу (class D)
5. I.AM.D v200 (class D )
Для контраста были использованы и классические усилители в классе AB Kenwood KA-7090 (class AB, транзисторы TRAITR) и Breeze Audio SA1969 (class A, современная реинкарнация схемы Худа), которые скорее всего вами будут оценены, как более благозвучные и воздушные (и это так и есть), но значительно более дорогие.
Итак, первый участник — FX-Audio D802.
Этот усилитель на чипе STA326 настоящий FDA (Full Digital Amplifier) -то есть ему не нужен ЦАП, он получает на вход только чистую цифру и после обработки выдает на колонки. Это кратчайший путь сигнала и это ощутимо.
FX-Audio D802 — один из самых продуманных по эргономике и приятных усилителей. Вы получаете намного больше, чем ожидаете от него. Многих непродвинутых слушателей просто шокирует его очень высокое музыкальное разрешение — многие слушатели бюджетных компонентов никогда ранее не слышали такой ясности, четкости звучания. Аудиофильный ли это звук — да, но для начинающего аудиофила.
Продвинутый слушатель отметит упрощенную, чуть огрубленную структуру звука. Если не считать упрощенности (в сравнении с предтоповым и топовым Hi-Fi) вокал подается прекрасно, детально, но хочется больших после-ахов и продолжительных слабо затихающих вздохов. Коротковаты послезвучия. Что касается озвучивания жанра хэви или трэш-метал — то совершенно замечательно — сумасшедше быстрый звук.
Я считаю идеальная модель по сумме параметров звук/цена/эргономика. Главный конек — очень высокое, хоть внутри и выполненное широкими мазками, музыкальное разрешение. Изначально звук мне показался присветленным, с некоторым дефицитом низких частот, но позже, спустя пару-тройку недель аппарат разыгрался (как мне показалось) выровняв тональный баланс. Он не стал басить, но и на дефицит низких частот уже не жалуюсь. Например на усилителе Breeze Audio SA1969 количество низких частот примерно такое же.
Следующий в тесте на видео — усилитель FX-Audio FX-502SPRO.
Он построен на новом чипе TPA3250. Он не является FDA, ему требуется подавать на вход аналоговый звук, которым потом усилитель превращает по своим алгоритмам в цифру и усиливает. На видео совершенно не слышно его главной особенности — микродинамики.
Аппарат с совершенно сумасшедшей отработкой микродинамики — вибрации внутри основного тона толкаются друг с другом, создают незабываемую музыкальную картину. Микродинамика реально шикарна. Второй момент — это музыкальное разрешение — оно просто безумное, высочайшее. Вы не поверите, но когда после довольно высокого класса аппарата (и достаточно дорогого) Yamaha A-S1000 я включил FX-Audio FX-502SPRO, то было совершенно ясно, что цифровой усилитель выигрывает как по музыкальному разрешению, так и по микродинамике.
Yamaha A-S1000 очень приятный мягкий усилитель, с гладкой подачей, который можно слушать не уставая довольно долго. FX-Audio FX-502SPRO по описанным параметрам (микродинамика, разрешение) кажется явно лучшим кандидатом, но у него есть ахилесова пята, а именно звук FX-Audio FX-502SPRO при всей своей крутости (явная заявка на предтоповый уровень звучания) резковат и от того не то, чтобы утомляет, но желание его долго слушать, после вау-эффекта, быстро исчезает. Этот аппарат я довольно часто включаю — проникаюсь его микродинамикой, изумительным разрешением, но в нем, к сожалению совершенно нет сладости и гладкости звучания.
Он такой какой он есть, очень крутой в звуке, но для повседневного прослушивания Yamaha A-S1000 подарит удовольствия больше, хотя и покажется после него несколько мутноватой.
Что касается точности вокала, инструментов — все очень хорошо. Метал, как и все, наверное, современные усилители класса Д играет отлично, по чумовому быстро. В качестве источника использовался компьютер + внешняя плата Amanero с SPDIF на WM8805 и цапом Inntak Sabre ES9018 +2x Muses8920 + 2x AD797 + 2 трансформатора. Акустика Diatone DS-1000.
Popu D5N может быть, как FDA, так и получать звук по аналогу.
Сперва использовался аналоговый вход с ЦАП Inntak Sabre ES9018 +2x Muses8920 + 2x AD797 + 2 трансформатора, потому что по нему звучание лучше, чем через FDA-алгоритмы этого усилителя. Усилитель использует чип Intersil и мосфет-транзисторы на выходе, работающие в ключевом режиме.
Главная особенность этого красивого усилителя (и это слышно на видео) — небольшая и колоритная сладость звучания ласкающая уши. Скажем так, я люблю еще послаже. Разрешение достаточно высокое, но не как у FX-Audio FX-502SPRO. Этот аппарат можно слушать долго, он приятный, но каких то выдающихся черт в нем все же нет.
Popu D5N, как FDA. Здесь к сожалению имеется потеря музыкального разрешения до некомфортного для аудиофила уровня. В таком режиме усилитель не очень интересно использовать, хотя если у вас нет внешнего ЦАП, то звучит достаточно все правильно, спокойно, но не эмоционально.
Небольшой налет сладости на звуке так же присутствует. С внешним цапом (хорошим) разрешение вырастает, т.е. это не ограничение возможностей усилителя, а просто возможности микросхемы Intersil D2-41051 не тянут в сравнении с используемым мной внешним цапом.
I.AM.D v200 — усилитель на чипе TAS5548 + TAS5614LA.
Усилитель по звучанию сразу тонально сбалансированный, довольно густые низкие частоты подчеркивают телесность всего звукового диапазона. Из перечисленных выше усилителей мне I.AM.D v200 понравился меньше всего из-за невысокого музыкального разрешения.
Так же не понравилась эргономика — ужасный пульт из 90х, громкость на пульте, которую надо прибавлять бесконечным числом тычков (нажать и держать не получится). Смотреть видео-аудио с ютуб — хорошее решение, мощное, полновесное, но для аудиофила не интересное.
Итак, отметим ключевые моменты прослушанных аппаратов, их плюсы и минусы:
FX-Audio D802
Плюсы:
довольно серьезное даже по меркам Hi-Fi музыкальное разрешение
Ясность, четкость звучания
Натуральность вокала, струнных и духовых инструментов
Очень быстрый и сочный для прослушивания хэви-трэш-метал
Прекрасная эргономика
Минусы
Немного скромное звучание в нижнем регистре
Немного примитивная фактура звука
Короткие послезвучия
FX-Audio FX-502SPRO (class D)
Плюсы:
Очень высокое аудиофильное музыкальное разрешение
Ярко выраженная микродинамика
Прекрасно звучит вокал, струнные и духовые инструменты
Минусы:
Резковат по звучанию
При долгом прослушивании утомляет
Ручка громкости прибавляет слишком быстро
Popu D5N
Плюсы:
Чуть сладковатое звучание
С внешним ЦАП достаточно хорошее (до среднего уровня Hi-Fi) музыкальное разрешение.
Минусы:
Внутренний алгоритм, как FDA не имеет высокого музыкального разрешения
I.AM.D v200
Плюсы:
Правильный тональный баланс
Минусы:
Низкое музыкальное разрешение
Итак, суммируем и резюмируем выводы.
Из 5 конфигураций я расставлю усилители по местам в следующей последовательности (1 — лучше, чем больше цифра, тем хуже).
1. FX-Audio FX-502SPRO
2. Popu D5N с внешним ЦАП
3. FX-Audio D802
4. Popu D5N, как FDA
5. I.AM.D v200
Если вас интересует мнение, что из прослушанных усилителей относится к категории Hi-Fi, то мое мнение следующее:
FX-Audio FX-502SPRO — безусловно Hi-Fi с предтоповыми амбициями.
Popu D5N с внешним ЦАП — это Hi-Fi
Popu D5N FDA — не Hi-Fi.
FX-Audio D802 — можно отнести к начальному Hi-Fi, а по музыкальному разрешению иногда достигает среднего Hi-Fi класса, но ему недостает элегантности, он страдает легким примитивизмом.
I.AM.D v200 — не Hi-Fi, просто хороший домашний усилитель, если вы используете в качестве усилителя какую-то старую советскую технику не нулевого класса с шаркающими ручками громкости и тд, то это станет достойной современной заменой.
Что касается звучания усилителей класса AB, оно очень похожее, но другое, вы это вполне можете оценить по видео. В видео эти аппараты были лакмусовой бумажкой. FX-Audio FX-502SPRO и SA1969 играли в одной лиге, но усилитель в чистом классе А (SA1969) был воздушнее, изящнее, деликатнее. Вокал был ближе к естественному по ряду аспектов послезвучий. А FX-Audio FX-502SPRO имел еще большее музыкальное разрешение вплоть до анатомических подробностей, но не импонировал долгому прослушиванию, может быть слишком много информации, или может он резковат, я так и не понял.
Мои личные ощущения от всей связки аппаратов, что меня впечатлило, что бы я выделил. Это в первую очередь FX-Audio FX-502SPRO — невероятный аппарат с ультрадетализацией, роскошной микродинамикой. При выборе из этих моделей на него внимание в первую очередь — он вырывается ощутимо вперед по сравнению со всеми остальными усилителями класса D из этого теста.
На второе место поставлю отточенный FX-Audio D802 за его идеальное отношение цена/качество звука/эргономика. Эргономика использования отличная, пульт удобный, множество режимов эквалайзера включая прямое включение (режим Hi-Fi), грубоватое, но реально высокое разрешение, четкость, ясность, скорость. Я слушал на нем Judas Priest с таким же ощущением восторга, как это было давным давно, когда я только познавал аудио. Очень быстро, барабаны, гитары жгучие, вокал суперчеткий, все сочно, звонко, молотушка лупит без тени замешательства.
В заключение пару слов скажу о всех моделях класса Д, что были у меня — как именно их стоит рассматривать, ранжировать относительно друг друга.
Я их расставляю в таком порядке, от лучшего к попроще (потому что в общем все аппараты звучат хорошо).
1. SMSL A6 (IcePower 50ASX2)- очень взрослый аппарат на уровне предтовых или некоторых топовых классических усилителей. Очень хороший по звучанию встроенный ЦАП. Претензия только к пульту, мой работал на небольшом расстоянии от аппарата, примерно 1,5-1,8 метра с новой батарейкой.
2. FX-Audio FX-502SPRO (TPA3250)
3. Плата усилителя TPA3255 — отличная микродинамика, разрешение, воздух, но едкие сибилянты в ряде записей, где есть хриплый вокал, который превращается в какой то шарж.
4. FX-Audio D-802 (STA326) — заслуженный любимец начинающих домашних слушателей стремящихся к Hi-Fi звучанию.
5. Popu D5N (Intersil D2-41051 + MOSFET) — в целом он послаже, получше при внешнем ЦАП, чем D802, но его более высокая цена делает его не таким привлекательным.
6. SMSL AD-18 — очень богатый функционально усилитель (блютуз, FDA, выход на наушники, эквалайзер), сбалансированный тонально, но музыкальное разрешение низкое.
7.I.AM.D v200 — сбалансированное тонально звучание, но низкое музыкальное разрешение, нет эквалайзера, эргономика не на 5 балов.
8. плата усилителя на TPA3116D2 — в ее цену, без вариантов, все очень хорошо — вокал, акустические инструменты и тд. Музыкальное разрешение низкое.
Это пока все, что я хотел сказать о данном сравнении.
Возможно вы отметили некоторое затишье в появлении новых материалов на сайте, но это затишье, надеюсь, перед бурей — готовиться огромный материал по компании Diatone. Из планируемого объема он давно вышел и разросся до титанических размеров. Поэтому оставайтесь в ожидании познавательной и очень редкой информации об японском аудио.
Как обычно, оставляйте комментарии и ваше мнение ниже, под статьей.
Источник: hifi-audio.ru