Дигма это в философии

01.Устойчивая совокупность взглядов на мир, убеждений, установок, верований человека, определяющих выбор жизненной позиции, отношение к миру и другим людям – это:

3) мировоззрение

02.Вид познания в жизнедеятельности субъекта, не обладающий доказательной силой, называется:

3) обыденным

03. Согласно данным науки, наиболее древней формой мировоззрения является:

2) мифология

04. Термин «философия» был введен в научный оборот:

2) Пифагором

05. Термин «философия» означает:

2) компетентное мнение

3) профессиональную деятельность

4) любовь к мудрости

06.Философские решения не могут быть:

2) окончательными

07. Основной вопрос философии – это:

1) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному

2) каковы критерии истины

3) как возник мир

4) что есть добро и зло

08. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия – это:

2) онтология

09. Раздел философии, который рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле — это

Что такое идеализм?

3) прагматика 4) гносеология

10. Ответы на философские вопросы ищут

1) в религиозных верованиях

2) в мифологических представлениях

3) в научных исследованиях

4) в доводах и заключениях разума

11. Кто из философов сформулировал три вопроса, выражающие, по его мнению, сущность философии: — Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

4) Фома Аквинский

12. Мир идей, согласно учению Платона, образует истинное бытие, существующее вне нас. А мир вещей – это вторичное и производное от него. Это положение выражает точку зрения

1) антропологического материализма

2) объективного идеализма

3) субъективного идеализма

4) диалектического материализма

13. Стремление построить окончательную схему-систему мира, неприятие идеи развития характерны для:

3) метафизики

14.Что в основании мира лежит одно начало считают:

Тема 2. Возникновение философии. Философия античности.

15. Исходной истиной буддизма является утверждение, что

1) жизнь есть радость и наслаждение

2) жизнь есть страдание

3) жизнь есть борьба

4) жизнь есть форма существования белковой материи

16. Кому принадлежит высказывание: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»:

3) Вардхамане Махавире

4) Сиддхартхе Гаутаме

17. Почему европейская философия возникла именно в Греции?

1) случайно, так совпало

2) удачное географическое положение страны

3) здесь сложилась благоприятная политическая атмосфера

18. Кто из ранних греческих философов считал началом всего сущего воду?

2) Фалес

19. Формула «Все есть число» является краеугольным камнем учения

4) пифагорейцев

20. Демокрит полагал началом всего сущего

21. Главная идея Гераклита, которая была проиллюстрирована им через образ реки:

Философия Канта за 10 минут

1) «все течет, все изменяется»

2) «все полно богов»

3) «все имеет начало и конец»

4) «нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте»

22. «Все, что мыслим, есть бытие» — таким образомформулирует суть бытия:

2) Парменид

23. Наиважнейшим принципом для Парменида является истина, что:

1) «бытие есть, и небытие тоже есть»

2) «человек есть мера всех вещей»

3) «бытие есть, небытия нет»

4) «в одну реку нельзя войти даже один раз»

24. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но. «

1) знания увеличивают скорбь

2) попытаюсь узнать

3) все знать и невозможно

4) другие не знают и этого

25. Главной проблемой, которая интересовала Сократа, был вопрос о

26. «Майевтика» Сократа означает не что иное, как:

1) умение защитить свою точку зрения

2) метод рождения истины путем наводящих вопросов

3) борьба с пороками

4) формальная логика

27. Согласно Платону, познание это

1) припоминание того, что душа уже знала всегда

2) обобщение информации, полученной из опыта

3) дальнейшее развитие знаний, накопленных предшествующими поколениями

4) конструирование мира познающим субъектом

28. Согласно Платону, вещи – это

1) копии идей

2) сформованная материя

3) устойчивые пучки восприятий

4) продукты активности человеческого воображения

29. Государство в философии Платона означало

1) демократическое государство равных возможностей

2) религиозное государство

3) сословное государство, где принадлежность к сословию определяется личными достоинствами человека

4) деспотию восточного типа

30. Один из жизненных императивов античной философии:

1) «Познай самого себя»

2) «Узнай как можно больше»

3) «Следуй установленным правилам»;

4) «Надейся и жди».

31. Понятия «бытие» и «небытие» ввёл

32. По Аристотелю, человек — это

1) существо двуногое без перьев

2) существо двуногое и неблагодарное

3) общественное животное

4) душа в темнице тела

33. В своей этической концепции стоики выдвинули:

1) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы

2) анархические принципы социальной жизни

3) идеал героя, противостоящего всему миру

4) идеал мудреца, проводящего жизнь в наслаждении от познания истины

Тема 3. Философия Средневековья и Возрождения.

34. Основная задача средневековой философии состояла в

1) выработке методологической базы частных наук

2) построении учения о душе

3) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

4) обосновании идеи прекрасного

35. Среди философов средневековья можно выделить:

1) киников и эпикурейцев

2) идеалистов и материалистов

3) метафизиков и эмпириков

4) номиналистов и реалистов

36. Доказательства бытия Бога разрабатывали представители:

4) схоластики

37. Почему Ф.Аквинского называют крупнейшим филоссофом средневековья?

1) был истинным христианином

2) сумел в своем творчестве соединить веру и разум

3) опирался на космологию Птолемея

4) занимал высокий пост в церковной иерархии

38. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе является

2) Возрождение

39. Характерной чертой Ренессанса является

3) антропоцентризм

40. Джордано Бруно характеризовал Вселенную как

2) бесконечную

41. Что сделал Коперник?

1) сформулировал законы механики

2) построил модель, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца

3) доказал, что Земля круглая

4) предложил гипотезу формирования солнечной системы из пылевого облака

Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения.

42. Для культуры и общественной жизни Нового Времени в Западной Европе характерны:

2) секуляризация

43. Родоначальником эмпиризма, как философского течения эпохи Нового времени является

44. Научный метод, сформулированный Ф. Бэконом, называется методом

45. Учение о дуализме субстанций развивал

46. Учение о множественности субстанций развивал

47. Какое положение играет роль первой аксиомы в системе Р. Декарта:

1) «страшусь, следовательно существую»

2) «ощущаю, следовательно существую»

3) «мыслю, следовательно существую»

4) «говорю, следовательно существую»

48. На какие два типа делит Декарт все существующее?

1) активное и пассивное

2) обладающее и не обладающее тяжестью

3) мыслящее и протяженное

4) живое и неживое

49. Согласно Локку, к первичным качествам вещей относится

50. Впервые выдвинул идею «общественного договора»:

51. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:

1) человек и Бог

3) ученые и невежды

4) мошенник и глупец (обманщик и дурак)

52. Принцип разделения властей был сформулирован в работах

1) Эпикура и Лукреция

2) Галилея и Декарта

3) Локка и Монтескье

4) Фейербаха и Маркса

53. Когда Д. Беркли пишет, что «вещи существуют», он имеет в виду, что они

1) существуют независимо от сознания человека

2) существуют как свойство субстанции

3) существуют в человеческом воображении

4) воспринимаются человеческими ощущениями

54. Д. Юм утверждал, что причинность – это:

1) механическая связь

2) привычная связь ощущений

3) естественная закономерность

4) временная и пространственная связь вещей

Тема 5. Немецкая классическая философия.

55. Согласно Канту, «вещь в себе» это

1) замкнутый человек

2) вещь, данная нам на опыте

3) вещь, как она есть сама по себе, не зависимо от нашего восприятия

4) математическая конструкция

56.Работа Канта «Критика чистого разума» посвящена:

1) анализу структур сознания

2) критике доктрины католической церкви

3) критика системы мира Декарта-Ньютона

4) анализу этических систем прошлого

57. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту, это:

Топ вапорайзеров с Алиэкспресс

1) пространство и время

2) ощущение и представление

3) бытие и сознание

4) восприятие и представление

58. И. Кант считал категорический императив принципом

59. Философия Г.-В. Ф. Гегеля – это:

1) диалектический материализм

2) абсолютный объективный идеализм

3) антропологический материализм

4) субъективный идеализм

60. Согласно Гегелю, все существующее – это

1) этапы самопознания Мирового духа

2) проявления материальной субстанции

3) продукт активности моего воображения

4) совокупность воспринимаемых феноменов

61. В «Науке логики» Г.-В. Ф. Гегель обосновывает тезис:

1) сущность предшествует существованию

2) сила действия равна силе противодействия

3) человек есть мера всех вещей

4) все действительное разумно и все разумное действительно

62. Философию Людвига Фейербаха можно охарактеризовать как:

1) механистический материализм

2) метафизический материализм

3) антропологический материализм

4) диалектический материализм

63. Согласно К. Марксу, современные друг другу антагонистические классы отличаются

1) уровнем жизни

2) отношением к средствам производства

3) количеством свободного времени

4) культурным уровнем

64. В учении Маркса движущей силой истории является

1. развитие научного знания

2. классовая борьба

3. преодоление человеком зависимости от природы

4. борьба с предрассудками

65. Согласно Марксу, формационный подход к анализу общества предполагает

1) приоритет идеологической сферы общества

2) приоритет политической сферы общества

3) приоритет экономической сферы общества

4) равнозначность различных общественных сфер

Тема 6. Русская самобытная философия

66. Ключевой проблемой русской философии XIX века являлся поиск

1) законов диалектики

2) пути развития России

3) методов познания

4) направлений научно-технического прогресса

67. У России свои культурные основания и свой особый путь развития, поэтому ей не нужно ничего заимствовать у Запада, утверждали

4) славянофилы

68. Создателем религиозно-философского учения о Всеединстве в русской философии был:

1) Н.Г. Чернышевский

2) В.С. Соловьев

69. В чем суть идеи Всеединства В. С. Соловьева?

1) в синтезе восточной и западной церквей

2) в синтезе религиозного, научного, философского и художественного знания

3) в синтезе религиозных конфессий

4) в соединении Бога и человека

70.Книга «Философия общего дела» была написана:

2) Н.Ф.Федоровым

71. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни себя, ни других, считал

4) Л. Толстой

Тема 7. Современная западная философия

72. Родоначальником иррационалистической традиции в философии XIX века считается

3) А. Шопенгауэр

73. Инстанция психического аппарата, содержащая, согласно Фрейду, социальные нормы и ориентиры

74. Разработкой концепции «коллективного бессознательного» занимался

75. В философии экзистенциализма под «экзистенцией» понимается

1) существование человека

2) сущность вещей

3) метод познания истины

4) общественный институт

76. Кто из философов утверждал, что жизнь человека в сущности бессмысленна и абсурдна?

77. Преувеличение относительности знания называется:

3) релятивизмом

Тема 8. Общие вопросы философии

78. Что из нижеперечисленного не является формой чувственного познания?

4) умозаключение

79. Основной формой рационального познания является:

80. Какое из нижеперечисленных утверждений является наиболее полным?

1) пространство и время — это формы существования социальной материи, в том числе общество

2) пространство и время — это формы существования материи

3) пространство и время — это способ существования материи

81. Мировоззренческая ориентация, возникшая в результате НТП и НТР, абсолютизирующая роль науки:

1) сциентизм

2) экологическое мировоззрение

1) вопрос, ответ на который требует поиска новых знаний

2) знание о незнании

3) противоречие между устоявшимся знанием и новым

4) интересный вопрос

83. Антисциентизм — это:

1) убеждение о вреде избыточных знаний для человека

2) борьба против суеверий

3) вера в будущее научно-технического процесса

4) философская концепция об антигуманной сущности науки и техники

84. «Релятивизм» в философии означает

1. Различное понимание людьми единой истины

2. Постепенное приближение к истине

3. Историчность истины

4. Относительность точек зрения и отсутствие единой истины

85. В философии не используют

2. эксперимент

86. Свойствами сознания не являются:

3) материальность

87. «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте». Эта фраза выражает позицию

88. В учении о познании признает приоритетным разум:

3) рационализм

89. Вид познания, основанный, прежде всего, на интуиции и здравом смысле:

2) повседневное

90. Представлению о науке, как знании, построенном на взаимосвязанной совокупности математически сформулированных законов, соответствует

1) классический тип науки

2) неклассический тип науки

91. Современная философия представляет общество как:

1) совокупность индивидов

2) неотъемлемую часть природы

3) людей, объединенных общими стремлениями и интересами

4) упорядоченную систему социальных взаимодействий

92. Основная идея концепции «конца истории» (Ф. Фукуяма) заключается в том, что:

1) в будущем человечество ожидают ожесточенные столкновения между западной, исламской и другими цивилизациями

2) человечество столкнется с международным терроризмом, экономическими кризисами и экологическими проблемами

3) либерализм, рыночная экономика и демократия окончательно утвердятся на нашей планете

4) усилятся противоречия между богатыми странами Севера и бедным Югом

93. Философский подход к истории, рассматривающий ее как историю отдельных народов и культур (каждая из которых имеет свою внутреннюю логику, начало и конец) носит название

2) цивилизационного

94. Человек, согласно Марксу, это

1) двуногое бесперое

3) совокупность общественных отношений

4) единственный в своем роде

95. «Научная революция» в концепции Т. Куна это:

1) смена научных парадигм

2) выдающееся открытие

3) внезапное ускорение развития науки

4) смена одной научной элиты другой

96. Важнейшим понятием концепции научных революций Т.Куна является:

4) парадигма

97. Понятие «парадигма» формируется в модели научного знания:

1) постнеклассической

98. Неклассическая наука преимущественно основывается на методе:

99. Какое из нижеперечисленных определений культуры является наиболее точным и универсальным?

1) культура – это обычай и язык

2) культура- это общепринятый способ мышления

3) культура – это прежде всего явления искусства

4) культура – это способ существования человека

100. Учение о производительных силах и производственных отношениях, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности, разработано в философии:

2) марксизма

101. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ – это

2) экономическая

Источник: studfile.net

Парадигма — трактовки, виды и значения

Слово «парадигма» за последние годы стало очень популярным. То же самое когда-то происходило со словами «моветон» и «комильфо». Понятие «парадигма» имеет греческое происхождение. Оно означало общепринятые и общепризнанные взгляды на конкретные вещи, которые актуальны в определённый временной период.

1. Что такое Парадигма простыми словами

Парадигма (греч. – образец, пример, модель) — это общепринятый образец или модель чего угодно, в зависимости от обсуждаемой темы, но, чаще всего, термин применяют в науке. Также парадигму можно понимать, как пример подхода к решению проблемы в конкретной области.

Для большего понимания, парадигму можно воспринимать как некий шаблон, который создавался на фоне полученного опыта и знаний. По данному опыту систематизируются процессы, и производятся действия в каких-либо узкоспециализированных сферах или в глобальном масштабе.

В полной мере понятие относят к науке. Любая парадигма в ней в зависимости от конкретного витка эволюции, учитывая несовершенство мира, будет признана несостоятельной. Далее она подвергнется корректировкам или полностью исчезнет. Но, на её месте возникнет другой шаблон, который будет использоваться с целью приведения в порядок каких-либо актуальных событий и явлений.

Самый яркий пример в данном случае, это глобальная парадигма, описывающая представление общества об окружающем его мире. Например, в древности большинство людей считали, что Земля – это центр мироздания и при этом, она плоская.

2. Переходящее значение парадигмы

Парадигма напрямую зависит от научных исследований в определённый период развития цивилизации. Если рассматривать её на примере веры людей в прошлые века в то, что Земля круглая, на данный момент такое утверждение уже не является актуальным, так как всем известно, что Земля имеет форум сферы и не является центром мироздания. Она лишь микроскопическая часть бесконечной вселенной.

В данном случае, смена одной парадигмы на другую очевидна. Это произошло в результате развития науки и цивилизации в целом. Подобные ситуации возможны и в других сферах. Сначала признаётся одна модель, но со временем, на фоне эмпирических и теоретических изысканий, она перестает быть актуальной и на смену приходят другие шаблоны. Как пример в данном случае можно рассмотреть развитие философских и научных концепций.

Как повторно зарегистрироваться на Алиэкспресс с телефона

На протяжении всей жизни, они периодически меняют друг друга. Если говорить о науке, смена одной теории на другую часто сопровождалась настоящими революциями. Учения Прометея в астрономии, которые считались догмой в Древние века, в Средневековье были заменены другой парадигмой, базировавшейся на геоцентрической системе Коперника. Таким же образом шаблон в физике, который возник на фоне исследований Аристотеля, был заменён на более актуальный и продвигаемый идеями Ньютона, а также несколькими его коллегами.

С приходом XX века происходит ещё одна революция на фоне которой, принципы, заложенные Ньютоном, признали несостоятельными. Их заменили основы квантовой механики, а также знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна. Но, на данном этапе развития, некоторые современные ученые подвергают сомнению данное учение.

Томас Кун – один из философов, который в своё время внимательно изучал процессы смены парадигм на фоне научных революций и открытий. Считается, что впервые именно он ввел данное понятие, используя его в своих работах. Также он говорил о том, что все парадигмы противоречивы независимо от этапа развития мира.

Он считал, что постепенно они становятся критическими в итоге, это приводит к конфликтам разных систем мировоззрения при оценке каких-либо явлений и событий. В своё время, парадигмы были тесно связаны не только с наукой, а и с философией. Здесь термин использовался достаточно часто. Его применяли в процессе создания концепции, которая описывала взаимоотношения между духовным и материальным миром.

3. Возможные трактовки

На некоторых этапах существования парадигма становилась синонимом слова «ахинея» или «катавасия». Последнее изначально не означало беспорядок. Его использовали в случае обсуждения особого порядка или строя церковного пения. «Ахинея» означало псевдонаучную речь студентов в Средние века, которые пытались подражать древнегреческим философам.

В зависимости от сферы, парадигма может иметь разное объяснение:

  • В филологии . В данном случае оно означает совокупность форм слов, образующих лексему (описывает слово как абстрактную единицу морфологического анализа);
  • Научная методология и философия . В данном случае, парадигма находится в философских и теоретических рамках, где просматривается основы научной дисциплины и школы, где формируются эксперименты, теории, законы и обобщения. Например, если говорить о парадигме Лобачевского, она была смещена парадигмой Евклидова в геометрии. О подобных сменах парадигм в науке можно почитать в книге Томаса Куна, которая имеет соответствующее название – «Смена Парадигм»;
  • В лексике . Здесь говорится об общих или противоположных по смыслу словах. Например, если это дуб, сюда также можно отнести берёзу, сосну, или клён. Также существуют синтаксические парадигмы. Их изучением занимается парадигматический анализ.

Параллельно парадигмам существуют синтагмы. Например, для слова дуб, синтагматическая группа, это противоположное слова или те, с которыми он имеет что-то общее по признакам.

4. Примеры парадигм в зависимости от сферы

Говоря о политологии, в словарях можно найти достаточно громоздкое определение парадигмам. Поэтому, для большего понимания её объясняют, как те принципы, методы, термины или слова, которые могут описать какие-либо социальные явления или вектор их развития. Если говорить о демократии, это голосование, в коммунизме речь пойдет о диктатуре пролетариата, а рептилоидов можно отнести к парадигме теории заговора.

Также существует несколько других примеров:

  • Социология . В данном случае парадигма, это совокупность важных и общих исходных обоснований, признанных в социологических теориях, которые определяют подход к выявлению и решению задач. Например, рассматривая парадигмы теории игр, здесь присутствует игра с нулевой суммой и ненулевой;
  • В риторике . Здесь парадигма означает пример, который взят из истории или мифологии. Как вариант можно рассмотреть «Авгиевы конюшни» или «Ватерлоо». В данном случае, синоним парадигмы, это понятие архетипа;
  • В программировании . Парадигма означает совокупность понятий и идей, пользующихся программистами в процессе написания кода. Например, это может быть объективно ориентированное программирование, что и будет означать парадигму данного типа.

5. Разновидности парадигм

Для большего понимания стоит рассмотреть шаблоны устоявшихся взглядов, сформированных в науке. Но, на деле, парадигма имеет гораздо широкий смысл. Поэтому выделяют несколько типов парадигм, которые классифицируют по нескольким признакам. Говоря о степени объективности, существует 3 основных вида:

  1. Личная . Речь идет о субъективной точке зрения каждого человека. Здесь рассматриваются типы его характера и модель поведения. Также берутся во внимание конкретные поступки сангвиника или холерика. Это и будут две разные индивидуальная парадигмы;
  2. Абсолютная . Здесь парадигма получает свой статус на отдельном этапе развития. Это объясняется тем, что она доказана не только в теории, но и на практике, что не дает повода для её опровержения или же, это не произойдёт в ближайшее будущее. Именно поэтому, когда говорят о вероятности смены таких парадигм, никто не верит в такой вариант течения событий в будущем;
  3. Общепринятая . Эта разновидность парадигм формируется на фоне подавляющего большинства граждан отдельной страны или мира в зависимости от обсуждаемой темы, где говорится об истине в пределах какой-либо научной сферы. Но, практически никто не утверждает, что в дальнейшем парадигма не будет заменена на другую или не подвергнется корректировкам.

По своей сути парадигмы можно разделить на 3 вида:

  1. Практическая . Эта разновидность имеет конкретное отличие от гуманитарной разновидности парадигм, так как она формируется не на эмоциональной составляющей, а на конкретном мышлении человека, которое систематизирует полученную информацию, основываясь на проведенных экспериментах и теории;
  2. Гуманитарной . С данной разновидностью парадигм можно встретиться при изучении человеческого общества, а также каждого индивидуума в отдельности. Также здесь рассматриваются нюансы поведения каждой личности в любых их проявлениях, включая личную жизнь, внутренние убеждения, а также культурные ценности. Эта модель отличается от научной тем, что исследование будут направлены на нематериальную составляющую объектов, которые в большей мере связаны с духовной жизнью общества;
  3. Научная . В данном случае, как баз служат утверждения и правила, которые были доказаны теоретическими выкладками или подтверждены практическими изысканиями. Здесь речь идет о регулировании всех процессов в какой-либо из областей науки.

6. Парадигма как основа системности и стабильности

Одна из главных вещей, которые нужно знать о парадигмах это то, что все они создаются отдельными людьми или обществом в целом. Поэтому, здесь сложно отыскать абсолютную истину и за короткий промежуток времени постигнуть сущность всего, что окружает человека. Именно поэтому, большая часть моделей, взглядов и теорий могут действовать только в определенный период времени.

Но, после того, как будет получена информация, которая базируется на полученных результатах исследований или будут внедрены какие-либо разработки, парадигмы начинают устаревать, а некоторые из них приходятся заменить. Возвращаясь к учениям Куна, парадигмы несут в себе положительный контекст, хотя многие из них имеют множество недостатков. Основной их плюс состоит в том, что они помогают систематизировать имеющуюся информацию и структурировать приоритеты общества.

Таким образом, можно избежать хаоса и достигнуть стабильности, что есть важной составляющей для достижения прогресса. Но, можно выделить и некоторые минусы. Один из них, это реакционность или закостенелость парадигм на конкретном этапе. Это происходит, когда парадигма благодаря многолетнему авторитету подавляет попытки применения часто появляющейся новой информации.

Но, как только стремление общества к прогрессу побеждает данный недостаток, формируется новая парадигма, которая означает начало нового этапа прогресса. Смена, возникновение и существование парадигмы в целом можно воспринимать как постоянно протекающий процесс, где регулярно сменяются реакционные и прогрессивные функции парадигм. Данный цикл длится уже десятки веков, и вряд ли общество сможет как-то повлиять на это.

Парадигму можно назвать двигателем системного развития некоторых отраслей и сфер. Но, поскольку человек не является во всех смыслах совершенным существом, то и созданные на основании его убеждений и знаний парадигмы, сложно назвать примерами абсолютных истин. Это означает, что через некоторое время любая парадигма будет ликвидирована или изменена.

Как на Алиэкспресс вернуть удаленные заказы

Источник: vsdelke.ru

Жанр — философская лирика

Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка. В классическом понимании ЛИРИКА – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.

В списке наиболее распространенных жанров, которыми пишут авторы нашего сайта, философская лирика занимает второе место — сразу после пейзажной (городской) лирики. Потому что всё, что не о том, что видит глаз, авторы уверенно считают философией. Так ли это? Какие стихи философской лирикой являются, а какие – не более, чем рассказ в стихах или перечень зарифмованных назиданий?

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события (стихотворение — пророчество). Скрытый смысл может присутствовать в стихах, написанных на тему космоса, природы, религии или каких-то необъяснимых вещей (НЛО, фантастические фильмы и т.д.).

Прежде, чем переходить к конкретным примерам, обратимся к истории литературы.

Ф.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…» 1866

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-

Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;

От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;

Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор,-
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.

Ф.Тютчев. «Над этой темною толпой» 1857г

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой.

Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы.
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет.
Ты, риза чистая Христа.

Темы стихов современной философской лирики могут быть самыми разными. Ее продолжение и разновидности – это «гражданская лирика» и «религиозная лирика», «мистика и эзотерика». Если философская лирика рассматривает вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле, то «гражданская» приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе. Тема «религиозной лирики» — это осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние. «Мистика и эзотерика» – отражение в стихах особой философской картины мира, отличной от религиозной. О каждой из этих разновидностей я постараюсь подготовить отдельные статьи, а пока поговорим о том, как НЕ СТОИТ писать философскую лирику.

Как и вообще все лирические произведения, эти стихи должны идти или от первого лица, или от лица лирического героя (Он, Она): лирика предполагает доверительное, откровенное размышление, исходя из конкретного пережитого опыта: не «как бывает вообще» и не «как должно быть», и, уж тем более, не как «ОНИ» делают… ЛИРИКА – ЭТО МИР ОДНОЙ ЛИЧНОСТИ, реальной или сотворенной фантазией автора, но совершенно конкретной, излагающей ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ. Всякие лозунги и воззвания автора к другим, как правило, не производят такого глубокого впечатления на читателя, как его личные раздумья. И даже если в стихах есть обращение «ты» или безликое «мы», (что, в общем-то нежелательно!), то это все равно должно быть не отстраненным воззванием к толпе, а не более, чем формой личного размышления о СВОЕЙ жизни. Лирика, где нет автора, где одни только зарифмованные правила поведения для других, перестает быть лирикой. Приведу пример:

Сколь зим и лет планету славят,
А всё-таки в который раз
Чего-то в жизни не хватает
Порою каждому из нас.

Вздохнув, о чём-то сожалеем,
Предавшись думам в тишине.
И вновь душою мы болеем,
И ищем корень зла из вне.

И мучит ум как жажда зноя,
Что у других всего с лихвой:
Карьера, дом и всё такое,
А ты, как проклятый какой!
……. И т.д.
(автор СТИХИ.РУ)

Это я наугад скопировала одну из последних публикаций раздела «философская лирика»: типичный пример стихов, каких великое множество на нашем сайте! Здесь автор поучает нас в рифму, какие МЫ никчемные, несовершенные,- он говорит вполне правильные, очевидные вещи о том, что «чего-то в жизни не хватает порою каждому из нас…» После этих строк невольно вспоминаешь слова известной песни из советского сериала: «если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет. ». Автор полностью отстранен, он предлагает нам свод истин, которые и так все знают, и это…. скучно.

Вторая ошибка стихов так называемой философской лирики – это мелкота тем или полное отсутствие философского раздумья, как такового. Потому что простое перечисление известных фактов – это не философия. Даже если им тут же дана оценка («что такое хорошо, а что такое плохо»), то это тоже не философия.

Философия – это форма и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных чертах отношения человека к природе, обществу и духовной жизни.

Конечно, стихи – это не научный трактат, они не предполагают глубины проработки темы, я говорю здесь скорее о глубине предмета размышления в стихах, которые вы решили отнести к «философской лирике», а вовсе не о подробности, детализацию идей, которые вы поместили в свое стихотворение. Более того, если вы попытаетесь зарифмовать и пересказать стихами какую-то научную статью, или философскую притчу, или выведенное вами новое правило жизни, не внеся туда ни своего личного опыта, ни образного, поэтического языка с тропами (подтекстами и скрытым смыслом), то это тоже не будет философской лирикой!

Рифмовка всего, что вы недавно прочли в какой-то книге – это вообще не предмет поэзии. Знаю авторов сайта, которые даже фрагмент книги по садоводству умеют превращать в стихи:

В моём саду растёт вот эта штука.
Её в народе Клещевиной называют.
Где родина её? Увы, не ведает наука.
Но, древним род растения считают.

Предполагают будто в Африке далёкой
На свет до новой, нашей эры появилась.
Бог сотворил её, и ладной, и высокой,
И шибко стойкой, коль у нас прижилась.

По миру с незапамятных времён шагает
И покорила в мире разных стран немало.
Субтропики и тропики её своей считают
Да и у нас давно уже аборигенкой стала.

Полезна Клещевина. Это без сомнения.
Касторовое масло, щедрый дар её плодов.
А мне милее в августе, пора цветения.
Вот её фото. И не нужно лестных слов.
(Автор СТИХИ.РУ)

Другое дело, если та же самая клещевина, о которой вы прочли, пробудит в вас определенный поток мыслей, и вы, посвятив ей несколько поэтических строк в начале стихотворения, оттолкнетесь от ее свойств, как от образца стойкого и выносливого существа, потом перейдете к размышлениям о значимости терпения, неприхотливости в условиях выживания в трудностях, с которыми автор лично сталкивался (и важно, чтоб в стихах прозвучало именно его личная история – хотя бы одной фразой), а в концовке хорошо бы сделать афористичный вывод, который окажется понятным и интересным не только к вам, но и читателям… Не хотите попробовать?

В следующий раз я поделюсь с вами мыслями о гражданской и религиозной лирике. До встречи!

Источник: stihi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Китай Покупай