Постоянно сталкиваюсь с тем, что в сознании людей «закят» и «садака» – понятия разные: «закят» — обязательное пожертвование, «садака» — добровольное пожертвование. Вследствие этого разделения складывается ситуация, при которой практически все члены и прихожане общины в том или ином, как правило незначительном, размере дают «садака» и лишь очень немногие, единицы, дают «закят».
И когда напоминаешь верующему о необходимости уплатить «закят», то довольно часто слышишь в ответ: «А что такое закят?»; «Закят? Я не богатый, у меня нет нисаба»; «Ну, я же даю садака, какой еще закят?»; «Закят в мечеть? Ну что вы, закят нельзя отдавать в мечеть! В мечеть – садака. А закят платят богатые — бедным!»
Одно дело, когда об этом размышляют с высоты книг по исламскому праву и совсем другое, когда сталкиваешься с этой проблемой, что называется, на земле. Поэтому, вопрос не праздный.
Так что же такое «закят» и что такое «садака»? Это одно и то же, или это понятия разные? Лично я склоняюсь к точке зрения, что «закят» и «садака» — это синонимы, обозначающие одно — милостыню, то есть каноническую обязанность мусульманина по уплате пожертвования с имущества, ему принадлежащего. Если у вас есть аргументы против — покритикуйте, пожалуйста.
Какая МИЛОСТЫНЯ является наилучшей?
Могу, конечно, ошибаться, но как-то не лежит душа к разделению милостыни на «обязательную» и «добровольную» часть. Мне видится, что в исламе не существует понятий «обязательное» и «добровольное» пожертвование, а есть просто «пожертвование», как таковое. Которое по природе своей является действием обязательным, а вот размер его – добровольным, если иное не предусмотрено условиями социального договора между членами конкретной мусульманской общины.
И называется это пожертвование – «садака», а не «закят». Данная мысль основана на следующих словах Аллаха, который сказал:
خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاَتَكَ سَكَنٌ لَّهُمْ وَاللّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ Коран, сура 9 «Покаяние», аят 103
«Бери из их имущества пожертвования , чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий», перевод Кулиева.
Садака и хаер: различия и особенности
Садака и хаер — два понятия, которые часто упоминаются в исламе, однако они имеют разнообразные значения и особенности. Оба эти термина связаны с практикой милостыни и благотворительности, которые играют важную роль в мусульманском обществе.
Садака, или разорение (от арабского «садака» — дар), представляет собой добровольное пожертвование, которое мусульмане делают для помощи нуждающимся. Он является одним из пяти столпов ислама и рассматривается как обязательное действие для каждого верующего. В исламе садака считается актом чистоты, через который люди могут отдавать свои лишние деньги или имущество
Хаер, или благотворительность (от арабского «хаер» — добро), также является одной из форм милосердия илмама. Однако в отличие от садаки, хаер описывает пожертвование, которое дается в качестве закона или клятвы. Это означает, что человек, исполняющий хаер, совершает пожертвование с определенной целью и предназначением.
Что такое «хаер»и садака.
Важно отметить, что как садака, так и хаер обладают большой значимостью в исламе и помогают достигнуть благорасположения Аллаха. Однако, каждый из этих видов пожертвования имеет свои особенности, и для мусульман важно учитывать их при принятии решения о пожертвованиях.
Садака и хаер: понятие и значение
Садака и хаер – это два понятия, связанных с практикой благотворительности и помощи нуждающимся. Оба термина имеют свои особенности и значения в мусульманской религии.
Садака
Садака в переводе с арабского означает «милостыня» или «благотворительность». Это добровольное акт благотворения, направленный на помощь обществу и тем, кто нуждается в поддержке. Садака не имеет фиксированного размера и может быть оказана в любой форме – деньгами, временем, знаниями или помощью в выполнении добрых дел.
В мусульманской культуре садака является важной частью религиозной практики. Мусульмане считают, что добрые дела не только помогают нуждающимся, но и приносят благословение и укрепляют связь с Аллахом. Благотворное пожертвование может быть совершено в любое время и по любой причине: для получения упрощения в исполнении вероучениями или помощи людям в беде.
Хаер
Хаер, также известный как «водоворотная милостыня», – это специальная форма садаки, которая исполняется в определенные временные периоды, особенно в праздники и особые дни. Во время хаера мусульмане делают милостыню и помощь более обширными, чем обычно.
Хаер считается одним из ордеров Святого Пророка Мухаммеда. Во время этой милостыни люди закупают продукты и другие необходимые товары, чтобы раздать их бедным или нуждающимся. Данное дело считается особенно благословенным и приносит множество духовных и материальных польз для тех, кто в него вовлечен.
Значение садаки и хаера
Как в садаке, так и в хаере основной акцент делается на помощи и укреплении связи с Аллахом. Подобные благотворительные акты позволяют мусульманам проявить заботу о своих собратьях и поддерживать братские отношения в мусульманском сообществе.
Садака и хаер имеют сходные значения, однако хаер отличается от садаки увеличенным масштабом и более организованным подходом в распределении внимания и помощи. Оба понятия позволяют мусульманам выразить свою религиозность через акты благотворения и приносят ряд польз для всех сторон, участвующих в этих практиках.
Сравнение садаки и хаера
Общая черта для садаки и хаера – это возможность совершать добрые дела и помогать людям, что служит укреплению религиозности и духовности мусульман.
Садака: добровольная помощь для нуждающихся
Садака — это понятие, которое происходит из арабского слова «садакат» и означает добровольную помощь, которую человек оказывает нуждающимся. В исламе садака считается одним из основных поступков благочестивости и милосердия.
Основные принципы садаки:
- Добровольность: Садака должна быть осуществлена по желанию и собственной инициативе человека, без какого-либо принуждения или ожидания взамен.
- Безвозмездность: Помощь, оказываемая в рамках садаки, не должна иметь материального вознаграждения или ожидания благодарности со стороны получающей помощи.
- Скромность: Садака не должна использоваться для показа богатства или превозношения своей щедрости, она должна быть осуществлена с чистыми намерениями и искренним состраданием к человеку, нуждающемуся.
Читать еще: Ипотека ОПК для сотрудников: когда заработает в 2023 году?
Удовлетворение различных нужд:
Человек, осуществляющий садаку, может помогать разным категориям людей в зависимости от их нужд. Это могут быть бедные, бездомные, одинокие, больные, сироты, инвалиды и другие люди, которые испытывают трудности в своей жизни. Садака может выражаться в форме материальной помощи, пожертвований, безвозмездного труда или предоставления услуг.
Разные формы садаки:
- Финансовая помощь: Это может быть денежное пожертвование или помощь в оплате счетов, покупке продуктов питания и одежды для нуждающихся.
- Временное пристанище: Человек может предоставить свое место для временного проживания для тех, кто лишился крова или не имеет возможности оплатить жилье.
- Волонтерская помощь: Это может быть осуществление добровольного труда в больницах, приютах или других учреждениях, где нужна помощь.
- Образовательная помощь: Человек может оказывать помощь в виде образовательных программ, оплаты учебных пособий или помощи в профессиональной подготовке для нуждающихся.
Садака — это основополагающий поступок благочестия и милосердия в исламе. Это добровольная помощь, оказываемая людям в нужде, безвозмездно и с чистыми намерениями. Садака может принимать разные формы и направлена на удовлетворение различных нужд людей. Человек, который осуществляет садаку, стремится помочь нуждающимся, проявить сострадание и распределить свои материальные и нематериальные ресурсы справедливо.
Хаер: обязательное пожертвование по законам ислама
Хаер является одним из обязательных платежей по законам ислама, и он отличается от пожертвования садака. Хаер представляет собой определенную долю или процент от дохода мусульманина, который должен быть пожертвован на благотворительность или использован для общественной пользы.
В исламе хаер считается одним из фундаментальных долей имущества мусульман, и его размер составляет 2,5% от общего дохода. Хаер необходимо уплачивать ежегодно, и важно отметить, что он выплачивается не только наличными средствами, но может также быть уплачен другими ценными вещами, такими как золото, серебро или сельскохозяйственная продукция.
В исламской традиции хаер служит средством распределения богатства и помощи нуждающимся. Это позволяет создавать более справедливое общество, где каждый мусульманин берет на себя ответственность перед Богом за помощь менее обеспеченным членам общества.
Уплата хаера имеет свои особенности и правила. Мусульманин должен быть не только верующим, но также достигнуть определенного достатка, чтобы быть обязанным выплачивать хаер. Также существуют исключения для определенных категорий людей, таких как бедняки, студенты, пенсионеры и ряд других.
Хаер является одним из обязательных ритуалов ислама, и его уплата считается священным долгом каждого мусульманина. Она направлена на создание сильной и сплоченной исламской общины, где забота о бедных и нуждающихся является приоритетом.
Различия между садакой и хаером
- Садака — это добровольное пожертвование в исламе, которое мусульмане делают для помощи нуждающимся и поддержки благотворительных организаций. Садака осуществляется по желанию и может быть любой суммы.
- Хаер — это обязательное пожертвование в исламе, которое делается из избытка имущества после выполнения определенных религиозных обязательств, таких как оплата закята. Хаер указывается в Коране и составляет определенный процент от общей стоимости имущества.
Основные различия между садакой и хаером:
Читать еще: Купить билеты на концерт Мияги и Эндшпиль в Москве 2023 | Официальный сайт продаж
Источник: gazykt.ru
Закят и садака
Как известно, один из пяти столпов Ислама — закят, который является обязательным годовым налогом в пользу бедных, нуждающихся. Если вспомнить о существовании садака, которая является добровольной милостыней, можно смело утверждать, что социальная работа, благотворительность является одним из фундаментов Ислама, то, на чем наша религия держится.
Илдар хазрат Баязитов
«Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь их и оправдаешь» (сура «Покаяние», 103 аят).
В самой основе религии Ислам заложена идея социальной справедливости, к которой относится система мусульманских налогов, так называемая «садака», которую необходимо давать имущим и неимущим, «закят» и многое другое.
Как известно, один из пяти столпов Ислама — закят, который является обязательным годовым налогом в пользу бедных, нуждающихся. Если вспомнить о существовании садака, которая является добровольной милостыней, можно смело утверждать, что социальная работа, благотворительность является одним из фундаментов Ислама, то, на чем наша религия держится. Мусульманские благотворительные организации, вакфы, которые стали настоящим мусульманским феноменом, стали возможны именно благодаря закяту и садаке.
В Коране закят, как и намаз, упоминается 27 раз. Слово «закят» в арабском языке означает «очищение» и «увеличение». В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Получил прибыль тот, кто ее очистил» (сура «Солнце», 9 аят). Таким образом, выплата закята является очищением мусульманина.
О важности закята мы можем прочитать и в хадисах: «Как-то пришел один мужчина к Пророку (с.а.в.) и сказал: «Дай мне знать о таком деле, которое бы ввело меня в рай» Пророк (с.а.в.) сказал: «Поклоняешься Аллаху и не приобщаешь Ему никого в сотоварищи, выстаиваешь молитву, выплачиваешь закят и соблюдаешь кровное родство». (Приводится у Бухари и Муслима).
Благодаря тому, что закят — это один из пяти столпов ислама, то есть обязательное для мусульман действие, история Ислама является, в том числе, и историей благотворительности беспрецедентных масштабов. Закят же стал важнейшим социально-экономическим явлением, которое призвано утвердить в обществе принципы социальной справедливости и затрагивает многие аспекты жизнедеятельности общества.
Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости. Он затрагивает многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня по всему миру открыты благотворительные организации по сбору и распространению закята. Это касается и нашей страны. Например, при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан много лет активно работает Благотворительный фонд «Закят».
На это обращали внимание народы, которые жили рядом с мусульманами. Вот, например, что писал по этому поводу в своих записках великий русский писатель Антон Чехов:
«Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно…».
Реализация социального служения зависит от двух ключевых условий: желания и возможности. Если, говоря о желании, мы понимаем, что сам дух Ислама способствует человеколюбию, появлению желания помочь нуждающимся, то для появления материальной возможности этой помощи в Исламе существуют такие понятия, как закят и садака. Благодаря им стали возможны многочисленные примеры социальных проектов, которыми богата исламская цивилизация.
Расчет закята очень ответственная процедура, которая имеет свою специфику. Для примера опишем некоторые аспекты закята.
Закятом облагается золото, серебро, а также денежные средства и товар, равный по стоимости 85 граммам золота, а также скот, мед и различные злаковые культуры.
Например, от одной тонны мёда необходимо платить 100 кг в качестве закята. Если говорить о злаковых культурах, таких как гречка, пшеница и рис, то с собранного урожая необходимо отдавать 1/10 часть для нуждающихся. В татарской традиции выплата 1/10 части урожая принято называть «Гошер-садакасы».
Пророк Мухаммад (с.а.в.) определил необходимое количество золота для выплаты закята в 85 грамм золота. Необходимо отметить, что речь идет только о том золоте, которое не находилось в течение лунного года в обороте, а просто лежит дома или в банке.
Закят с 85 граммов золота выплачивается в размере 2,5 процентов от его стоимости. Необходимость выплачивать денежные средства с серебра возникает, если у мусульманина есть 600 граммов серебра, которыми он в течение года не пользовался. Тогда надо выплатить 2,5 грамма от 600 граммов.
В нюансах высчитывания закята уже заложена большая справедливость. Например, если у вас есть 30 голов коров или быков, и они в течение как минимум полугода паслись на лугах, и в течение всего этого времени их количество не становилось меньше 30 штук, то закят выплачивается в виде одной годовалой телки. Но, если скот пасся на лугах меньше полугода, то закят выплачивать уже не надо. Например, в центральной части России скот пасется на лугах меньше полугода, в южных же районах страны по 7-8 месяцев. В каждом отдельном случае надо подходить к этому вопросу индивидуально и строго высчитывать количество времени, проведенного скотиной на лугах.
Говоря о современной российской действительности, необходимо отметить, что выплачивать закят необходимо с суммы от 120 тысяч рублей, которые в течение года не находились в обороте и просто лежали, например, дома. То же самое касается товара, который лежал на складе. Здесь надо ориентироваться на стоимость золота в тот период, когда подошло время платить закят.
- Бедные, которые не имеют возможности зарабатывать на жизнь: сироты, вдовы и безработные;
- Нуждающиеся – те, кто имеет лишь минимум элементарных средств существования;
- Те, кто занимается сбором и распределением закята (им, к примеру, как зарплата);
- Новообращенные мусульмане, которые близки к вере или еще слабы в религиозности;
- Для выкупа и освобождения рабов (в современных условиях это положение утратило актуальность, но, тем не менее, в свое время служило стимулом по отмене рабства);
- Должники для освобождения от долговой зависимости, вызванной давлением обстоятельств: природные стихии, аварии, болезни, расходы на семью, женитьба, покупка элементарного жилья;
- Мусульмане, находящиеся на пути Аллаха, занимающиеся исследованием и изучением Ислама. Эта дотация направлена на покрытие их расходов и на помощь им в продолжение занятий. Чаще всего речь идет о студентах; 8. Путники, которые испытывают трудности на чужбине и нуждаются в помощи для возвращения на Родину.
Важно отметить, что закят распределяется только среди мусульман. Об этом четко указано в Коране. Но не мусульманам тоже можно платить милостыню-садаку. Например, жена Пророка (с.а.в.) Айша кормила иудейку, и Пророк (с.а.в.) засчитывал это как садака.
Перечислять все тонкости закята можно долго, но, к счастью, в нашей стране есть немало литературы, а также достаточно фондов, которые занимаются высчитыванием закята, поэтому каждый желающий может легко найти ответы на свои вопросы там.
Как уже было сказано выше, садака в отличие от обязательного налога закят, является добровольной милостыней, которую верующие выплачивают по собственному усмотрению.
Садака может выплачиваться не только деньгами, но и в виде таких вещей, как одежда и продукты питания. Более того, садакой могут считаться такие нематериальные вещи, как труд, время, сила, которые жертвуются на пути Всевышнего. Даже проявление терпения, человеколюбия и снисхождения, которые совершаются во имя Аллаха, могут считаться садакой.
Для российского общества, российских мусульман, чья история богата примерами благотворительной работы, возрождение такого института, как закят, и такой практики, как саадака, имеет большое значение. Сегодня мусульманским организациям приходится вести большую разъяснительную работу среди исламского сообщества страны о том, что нельзя пренебрегать закятом и садакой. К сожалению, пока многие люди не понимают, что, выплачивая, закят они очищают свое имущество.
Возрождение социальной работы на том же уровне, какая была у татар, например, в 19 веке, возможно только в том случае, если современная татарская буржуазия, то есть предприниматели, бизнесмены, осознают важность закята и садаки. Поднять культуру социального служения возможно только с возрождением традиции выплачивать закят и садаку, третьего пути здесь нет.
Больше информации вы можете найти в этой книге:
Социальное служение
в Исламе
Вакфы и история благотворительности у мусульманских народов. Закят и садака. Роль махалли в социально-благотворительной работе. Актуальность формирования направления социально-благотворительной специализации мухтасибата.
Зарубежный опыт благотворительной деятельности и возможности его использования в России. Развитие ро.
История одной официантки: «Угощая пожарных за свой счёт, я рассчитывала максимум на дружескую улыбку.
Источник: www.ibayazit.ru