Что такое хаер садака

Са́дака (араб. صدقة) — безвозмездное и добровольное пожертвование в пользу другого человека, совершаемое ради достижения довольства Всевышнего и Его благоволения.

Согласно изречениям пророка Мухаммада, любое благодеяние может считаться садакой (пожертвованием).

Главная цель садаки — оказание помощи нуждающемуся человеку, оказавшемуся в трудном материальном положении. Кроме этого, выплата садаки является проявлением благодарности Богу за все даруемое Им нам в изобилии, а также является подтверждением искренности веры в Него.

Выплата садаки относится к желательным действиям (сунна), к ее выплате и совершению побуждает целый ряд аятов Священного Корана и изречений пророка Мухаммада.

Выплачивать садаку особо рекомендуется:

— в месяц Рамадан,

— при солнечном затмении,

— во время тяжелых жизненных обстоятельств и трудностей,

— перед отправлением в дальний путь,

— во время совершения паломничества (хадж),

— с наступлением первых десяти дней месяца Зуль-хиджа и др.

Что такое «хаер»и садака.

Человек, выплачивающий садаку, должен:

— быть в здравом уме,

— быть владельцем имущества, которым он собирается пожертвовать,

— иметь искреннее намерение, выражающееся в стремлении к достижению довольства Бога.

В пользу кого дозволительно выплачивать садаку:

— нуждающимся, хотя не запрещается делать это и в пользу состоятельных людей,

— немусульманам и представителям других конфессий, хотя некоторые богословы считают это недозволительным.

Садака не выплачивается людям, относящимся к роду пророка Мухаммада[1].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Садака // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 26. С. 323–343.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.

Facebook Twitter VK LinkedIn

Семинар в Турции

  • Аят дня
  • Хадис дня

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Обитатели Рая [в вечности] будут видеть вверху очень высокие уровни райской обители, подобно как человек, находящийся на земле, видит на небе яркие звезды [расстояние до которых невероятно огромно!] [Это] из-за превосходства их друг перед другом. [В земной обители между ними была огромная разница в степени нравственности; достоинства одних были на порядок выше достоинств других.] У пророка Мухаммада спросили: «Это, наверное, у

Сердца верующих [в которых жива вера, и если она — что-то большее, чем механическое совершение время от времени отдельных религиозных ритуалов] становятся робкими [переполняются светлым трепетом] при упоминании Аллаха (Бога, Господа). И если читаются им Его знамения [строки Священного Писания], то они приумножают их веру [поднимают ее выше, расшир

Источник: umma.ru

Садака

Садака — милостыня, имеет огромное значение в исламе, часто упоминается и в Коране, и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.

Именно садака очищает человека от плохого, является путем к достижению Рая, увеличивает удел человека, продлевает его жизненный срок и дарует ему благочестие: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3:92).

Для того, чтобы садака было правильным и принято Всевышним Аллахом необходимо сделать правильные намерения, очистив свои помыслы от показухи или других причин, ради которых человек жертвует имущество, пытаясь достичь определенных целей, то есть садака должно быть сделано только ради довольства Аллаха: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:8-9)

Также садака должно быть правильным, отдано в нужные руки и тем, кто в этом действительно нуждается.

Милостыня в исламе является не только денежной, но и может иметь другой вид: благое дело или правильный совет, улыбка мусульманину по вере, благие речи, поминание Всевышнего или даже интимная близость супругов.

Садака подразделяется на степени важности, одинаковое садака двух людей также будет иметь разную степень воздаяния в зависимости от намерений человека, а также его положения и нужды в той вещи, которую он жертвует.

Упоминания в Коране

«…родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов…» (2:177).

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (2:215).

Поскольку Всевышний Аллах конкретно упомянул несколько категорий людей, которым полагаются пожертвования и которые чаще всего испытывают нужду, далее Он ниспослал откровение с широким смыслом и возвестил, что любые пожертвования в пользу перечисленных категорий нуждающихся или других людей, а также любые праведные деяния и приношения, по праву относящиеся к числу добрых поступков, прекрасно известны Аллаху 1 Тафсир Ас-Саади 2:215 .

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Остаток»» (2:219). То есть часть имущества, которая превышает нужды людей. Это размер зависит от материального благосостояния человека, поскольку все люди — богачи, бедняки и люди среднего достатка — могут найти возможность для садака, даже если это — всего лишь половина финика.

Предпочтительность

Садака желательно давать, тем людям, которые больше всего нуждаются в данный момент времени, также необходимо исходить из критерия близости и родства человека.

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).

Садака может даваться как из излишков, что является предпочтительным, так и из средств необходимых человеку, но в зависимости, от нужды человека, которому дается садака. Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры, что один человек обратился к пророку ﷺ: “О, Посланник Аллаха, у меня есть один динар”. “Потрать на себя”, “У меня есть и другой”, – сказал тот. “Так, потрать на семью”, – сказал пророк ﷺ.“У меня есть еще”, – сказал он: “Потрать на своего ребенка”, – сказал пророк ﷺ. Человек сказал: “У меня есть ещё”, на что Пророк ﷺ сказал: “Поступай, как знаешь”. 2 этот хадис передаёт Муслим в Сахихе . В хадисе, переданном Муслимом от Джабир говорится, что посланник Аллаха ﷺ сказал одному человеку: «Начинай с себя, и расходуй на себя, если есть излишки, то на семью. А если остаются излишки от семьи, то расходуй на родственников. Если остаётся и от них, то и так далее (т.е. по степени близости и родству от тебя)» 3 Сахих Мулим 997 .

Также Абу Хурайра передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшим является пожертвование, которое делает богатый человек. Рука, которая находится сверху, лучше руки, которая находится снизу. Начни с тех, кто находится на твоем иждивении» 4 Сахих аль-Бухари 1426 . В другом хадисе говорится: «О, сын Адама, для тебя лучше, если ты жертвуешь излишками, и хуже, если ты удерживаешь их, тебя не порицают за достаток» 5 Сунан ат-Тирмизи 2265 .

Родителям

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (2:215)

Как оплатить покупки на Алиэкспресс из России

Люди спрашивали Пророка Мухаммада ﷺ, о том, что они должны раздавать в качестве пожертвований и кому полагаются пожертвования. Любые большие и маленькие пожертвования, в первую очередь, должны достаться родителям, поскольку они больше других заслуживают доброго отношения и поскольку человек больше всего обязан именно им. Делать добро родителям — обязанность каждого мусульманина, и ослушание родителей категорически запрещено. Материальная помощь им является одним из самых лучших проявлений доброго отношения к ним, а отказ в такой помощи им — это самое ужасное проявление непочтительного отношения к ним. А это значит, что состоятельный человек обязан материально обеспечивать своих родителей 6 Тафсир Ас-Саади 2:215 .

В хадисе говорится: «Милостыня твоей матери, отцу, сестре, брату, а потом близким по родству и т.д.» 7 Тафиср Ибн-Касира, сура «Корова» 2:215 .

Родственникам

В аяте 215 суры Бакара перечисляется по порядку степени предпочтительности, а также некоторые из категорий людей, которым необходимо давать садака. Первая категория идут родственники человека, которые имеют больше прав на милостыню, чем кто бы то ни был, как об этом говорится в хадисе: «Милостыня беднякам – это одна милостыня, а милостыня родственникам – две милостыни: милостыня и поддержка родственных уз. Они имеют больше прав на тебя, на твою доброту и милостыню» 8 Тафсир Ибн Касира «Корова» 2:177 .

Их права определяются степенью родства и их материальным благосостоянием. И если человек помогает своим родственникам материально, то это засчитывается ему и как пожертвование, и как поддержание родственных связей 9 Тафсир Ас-Саади «Корова» 2:215 .

Сиротам

Сиротам – у кого умерли родители до совершеннолетия, и у них нет доходов. Заповедь помогать сиротам является проявлением Божьей милости и сострадания к Своим рабам. Абдур-Раззак передаёт от Али, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет сиротства после достижения совершеннолетия» 10 Тафсир Ибн Касира «Корова» 2:177 .

Бедным

Бедным – тем, которые не располагают средствами, достаточными для обеспечения суточного пропитания, жилья и одежды. Им следует давать милостыню, которая покрыла бы их потребности, как об этом сказано в двух Сахихах от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не тот беден, кто обходит людей и кому довольно куска-другого (пищи) или одного-двух фиников, нет, беден тот, кто не имеет достаточно средств, которых бы ему хватило, о чём никто не догадывается (и поэтому не) подаёт ему, сам же он не обращается с просьбами к людям» 11 Сахих аль-Бухари 1476, Муслим 1039 .

Путникам

Путникам ( буквально — сыну пути) – проходящему путнику, у которого закончились средства, ему следует давать милостыню, достаточную для того, чтобы он достиг пункта назначения. Также к этой категории относится тот, кто будучи в поклонении, вознамерился совершить поездку, но не имеет достаточных средств для уезда и приезда. К ним же относится гость, так считает Муджахид, Саид ибн Джубайр, Абу Джафар аль-Бакыр, аль-Хасан, аль-Катада, ад-Даххак, аз-Зухри, ар-Раби ибн Анас и Мукатиль ибн Хайан.

Просящим

Просящим – тем которые вынуждены просить, и им выделяются средства из заката и милостыни. Имам Ахмад передаёт от Хусейна ибн Али о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Просящий имеет право на милостыню, даже если он приехал верхом на скакуне» 12 Слабый хадис «Даиф аль-Джами» 4746 .

Необходимо заметить, что садака не дается попрошайкам или тем более тем людям, которые делают попрошайничество своим заработком.

На освобождение рабов

На освобождение рабов – тех, которые решили выкупить самих себя (аль-мукатиб), но не находят средств для уплаты своей вольничей.

Садака в нужде

Одним из лучших пожертвований является пожертвование бедняка, поскольку в таком положении человек не хочет расставаться со своим имуществом, опасаясь полной нищеты. То же самое можно сказать о человеке, который жертвует своим лучшим имуществом или тем, что ему любо и дорого: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9). Здесь приводится пример пожертвования выше по степени, упомянутые в этом аяте люди жертвовали имуществом, нуждаясь в нём, а люди, упомянутые в аяте 2:177, расходовали имущество, которое они просто любили.

В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «أَفْضَلُ الصَّدَقةِ أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ، تَأْمُلُ الْغِنَى وتَخْشَى الْفقْرَ» «Лучшее подаяние это когда ты жертвуешь, будучи здоровым и бережливым в надежде разбогатеть и боясь разориться«.

Милостыня, которая выше по степени намаза

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (сура 4:114).

Мусульманин, который старается примирить людей, лучше того, кто усердно молится, постится и раздает милостыню. И если человек старается исправить положение людей и принести им мир, то Аллах обязательно сделает его усердия и деяния правильными.

Перечисленные деяния при любых обстоятельствах являются добрыми, о чем свидетельствует сделанное Аллахом исключение. Однако совершенство и полнота вознаграждения зависят от намерения и искренности человека, и поэтому Аллах обещал одарить великой наградой тех, кто поступает так, стремясь снискать Его благоволение. Это значит, что раб должен стремиться к Лику Аллаха и в любое время совершать всевозможные благодеяния искренне ради Него. Благодаря этому он заработает великое вознаграждение, приучит себя к искренности и станет одним из избранных рабов. Более того, он получит награду сполна даже за те деяния, которые он не смог совершить, потому что его намерение всегда было чистым, и он всегда делал все возможное для совершения добра 13 (тафсир ас-Саади 4:114) .

Милостыня по отношению к себе

Слова восхваления и прославления Аллаха и другие обряды, приносящие пользу только самому человеку также являются милостыней, потому что Пророк ﷺ сказал: «Воистину, каждое восхваление Аллаха — милостыня, и каждое возвеличивание Аллаха — милостыня, и каждое произнесение свидетельства единобожия — милостыня, и призыв к одобряемому — милостыня, и удержание от предосудительного — милостыня, и даже половая близость с женой для любого из вас может стать милостыней» 14 (тафсир ас-Саади 4:114) .

Источники

  1. Тафир ибн Касира, суры 2:177, 2:215, 2:219
  2. Тафсир ас-Саади, суры 2:215, 2:219, 4:114

Источник: azbykaislama.com

Милостыня в исламе

Наша религия призывает нас к распространению мира и дружбы, единению и сострадания по отношению к людям. И одним из средств, способствующих этому, является садака — милостыня, к которой призывает нас Всевышний. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Щедрость — это дерево, корень которого в раю, а ветви свисают в этом мире. Ухватившегося за них они (корни) приведут в рай. Жадность — это дерево, корень которого — в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них они (корни) приведут в ад».

В нашем материале мы расскажем о том, что такое милостыня (садака), какие виды существуют и о десяти деяниях, равноценных милостыне.

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя). Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.

Other материал на Алиэкспресс

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас: «И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10).

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

— разовые — награда за них будет, пока человек не умрёт;

— милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

— непрерываемая милостыня, которую называют «садака аль-джария».

От Абу Хурайры (р. а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх — действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать саваб (т. е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи милостыни

Самое важное — милостыню следует раздавать скрытно. При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём откровении по этому поводу Всевышний говорит: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас» (2:271).

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее также следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

Лучшее время в году для раздачи милостыни

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году — священный месяц Рамадан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Лучшая садака — это милостыня в Рамадан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно — её размер определяется в сумме достаточной, чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста); закят (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамадан); и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Уразы-байрам с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала священного месяца.

Дозволенный заработок и скупость

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано законным и дозволенным с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Пророк ислама (саллаллаху алейхи ва саллям) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах — Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы ни сделал садака из благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум 40 дней, не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садака, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на третий год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

Попрошайничество: хорошо или плохо?

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и надеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Как поменять шрифт на телефоне oppo

Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам: «Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днем, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274).

Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень — Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).

Садака — средство защиты от адского пламени. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).

Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).

Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется: «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заем, он будет увеличен» (57:18).

За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).

Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92).

Раздача садака — это подражание Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (саллаллаху алейхи ва саллям) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).

Милостыня — одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

Дуа за милостыню

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены намерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать: «Баракаллохlу ляка фи ахlлика ва малика» или «джазакаллохlу хайран». Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние».

Случаи, когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина — это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека.

Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято — харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного.

В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

Десять деяний, равноценных милостыне

Говоря «милостыня» или «садака», мы подразумеваем деньги. Но не только деньги являются садакой. Пророка Мухаммада (мир ему) спросили: «А какая милостыня самая лучшая?» Он ответил: «Большая и лучшая», а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигнете блага (полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами» (Али Имран, аят 92).

Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе?» Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет?» На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т. е. что-то сделает)». Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережет себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика». Его спросили: «А если и этого он не может?» Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям».

Садакой, помимо денег и материального, являются:

1. Благое деяние. За любое благое деяние человек получает вознаграждение, как за то, что он дал милостыню. «Каждое благое дело является милостыней».

2. Поминание Аллаха. Однажды люди из числа сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказали ему: «О, посланник Аллаха, тем, кто обладает большими богатствами, достанутся все награды, ведь молятся они так же, как и мы, и постятся так же, как и мы, но они еще и дают милостыню из излишков своего достояния!» В ответ им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А разве не определил Аллах и вам того, из чего вы могли бы давать милостыню? Поистине, каждое произнесение слов «Пречист Аллах» (Субхана Ллах) есть милостыня, и каждое произнесение слов «Аллах велик» (Аллаху акбар) есть милостыня, и каждое произнесение слов «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Ллях) есть милостыня, и каждое произнесение слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» (Ля иляха илля Ллах) есть милостыня».

3. Согласно хадису, побуждение к совершению того, что одобряется, удержание от порицаемого является милостыней.

4. Близость с женой. Сподвижники спросили Пророка (мир ему): «О, посланник Аллаха, разве и за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит свое желание, он получит награду?!» В ответ им Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скажите мне, разве не совершит грех тот, кто удовлетворит своё желание запретным образом?! Так же и с этим — если человек удовлетворит свое желание дозволенным образом, ему достанется награда!»

5. Доброе слово. Наш Пророк (мир ему) сказал: «Доброе слово — это садака».

6. Идти в мечеть на молитву. Человек, идущий в мечеть на молитву, получает и за каждый шаг, сделанный на пути в мечеть, награду, как за милостыню.

7. Устранение с дороги препятствий является милостыней. Удаление с дороги, по которой ходят люди, камней, колючек, поваленных деревьев.

8. Справедливость. Помирить двоих, установить между ними справедливость является садака.

9. Посадить дерево. «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды — это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)».

10. Садака своей семье. «Тот, кто тратит деньги на свою семью и стремится к благословению, ему будет записано это как садака».

Материал написан на основе открытых исламских интернет-источников. Содержание согласовано с исполнительным директором культурно-просветительского центра «Рассвет» и ведущим еженедельной духовно-просветительской программы на телеканале НТРК «Ингушетия» Ахмедом Тангиевым.

Источник: dumsk.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Китай Покупай