Многим кажется, что цепь на мотоцикле, велосипеде или дачной технике не требует особого ухода — достаточно иногда чистить и смазывать ее. Но если смазывать чем под руку попадется, так будет казаться до первого ремонта.
Представим ситуацию — вы достали мотоцикл из гаража в начале сезона и решили прокатиться по городу. Останавливаетесь на светофоре, стартуете, поворачиваете — и цепь обрывается. Мотоцикл падает, на корпусе трещина. (Хорошо, если не у вас в ноге.)
Ошибиться в уходе за цепью слишком легко, поэтому мы все и ошибаемся. Лишний раз чистить и смазывать ее — долгая и грязная работа, заниматься которой всегда неохота. Гораздо легче поддаться соблазну и пойти легким (но неправильным) путем — периодически растирать густую смазку, а в качестве очистителя использовать жидкое моющее средство. Тем более что проблема решается: скрип пропал — значит, все в порядке. Однако с этого момента начинается то, что со временем приводит к дорогому ремонту: накапливается грязь, которая рано или поздно разрушит цепь.
Смазчик цепи GIDIBII — китайская копия Cobra Nemo 2
Похожая ситуация может произойти и с велосипедом. Представьте, что вы решили выехать за город. Цепь никто не смазывал с момента покупки, да и вы едете в наушниках, так что вам все равно, скрипит она или нет. Ну а если цепь оборвалась, а мастерских в округе нет. А если такое случится, когда на велосипеде едет ребенок.
Почему цепь обрывается
Цепной привод чаще всего ставят на мотоциклы, велосипеды и сельхозтехнику. И не зря — ведь цепи легкие, и их можно адаптировать для техники любого размера. Да и стоят цепи вместе со звездами дешевле, чем карданный или ременной привод.
Главный минус цепи в том, что это движущийся и открытый механизм. Если на ней не будет смазки, то ее звенья и втулки начнут тереться друг о друга и со временем износятся. А если смазка окажется липкой, то она притянет грязь, которая тоже станет изнашивать цепь: она растянется, начнет проскакивать на звездах или вообще порвется.
Вывод: цепь должна быть в смазке, но при этом оставаться чистой. Добиться этого можно двумя способами:
- Установить автоматический смазчик цепи на мотоцикл. Такая система стоит от 7 тыс. до 12 тыс. рублей. Она всегда будет смазывать цепь — однако на смазку будет налипать грязь, особенно если часто ездить по песку и земле.
- Регулярно чистить и смазывать цепь вручную. Этот способ требует времени, но это дешевле и не так муторно, как кажется.
Как почистить цепь
Вы можете почистить цепь с помощью неагрессивных растворителей – уайт-спирита или керосина. Но тогда вам придется чистить цепь щеткой, чтобы вытолкнуть из звеньев грязь и остатки старой смазки. Другой вариант — снять цепь и искупать ее в растворителе. Обе процедуры требуют времени и технической подготовки, ведь не каждый знает, как снять цепь.
Удобнее использовать специальный очиститель для цепи в виде аэрозоля. Встряхните баллон и направьте струю на звенья — так она вытолкнет грязь и старую смазку.
Пройдитесь аэрозолем по всей цепи и дождитесь, когда остатки очистителя стекут вниз. Затем протрите цепь тряпкой, а когда цепь высохнет, нанесите смазку. Обязательно дождитесь полного высыхания — иначе остатки очистителя растворят смазку и цепь останется сухой.
Чем и как смазать цепь
Кажется, что смазать цепь — дело двух секунд. Берем любую техническую смазку, наносим ее на звенья — и готово. Но не каждая смазка подойдет для открытых приводных цепей. Например, густые смазки вроде литола или солидола предназначены для закрытых механизмов, которые защищены от пыли и грязи. Цепь же находится снаружи — после литола она будет собирать в два-три раза больше пыли, что ускорит ее износ.
Для открытых цепей подходят только нелипкие смазки. Такая есть, например, у ASTROhim. Она создаст на поверхности стойкую к солям и воде смазывающую пленку и защитит цепь от чрезмерного износа. Не забудьте хорошенько потрясти баллон перед использованием.
После использования нелипкой смазки звенья и сальники изнашиваются меньше, а цепь и звезды можно менять реже.
Полезная фишка: смазка для цепи у ASTROHim синего цвета. Это поможет увидеть, куда ее уже нанесли.
В общем и целом уход за цепью не требует больших усилий и не представляет сложностей. Достаточно хорошо очистить цепь и нанести смазку. Главное — делать это вовремя. Частота зависит от условий эксплуатации техники.
Источник: www.zr.ru
Ловушка цепи с натяжителем для мотоциклов Kayo серии T и его аналогов
Идея приладить натяжитель цепи на эндуро-мотоциклы не нова. Однако воплощение этой идеи связано с рядом технических сложностей сугубо конструктивного характера, не позволяющих сделать установку этого девайса простой и универсальной для любого эндурика. В основном проблема установки заключается в отсутствии какого то единого стандарта присоединительных кронштейнов и конфигурации ловушек, а так же конструкций самих маятников. Каждая модель или линейка имеет свои оригинальные решения, которые могут кардинально меняться с течением времени. По этому всё, что может представить рынок, делится на две большие группы технических решений: 1. конструктивно предусмотренный натяжитель с отдельными точками крепления и оригинальными деталями.
Полный размер
Полный размер
2. Условно универсальные «суповые наборы» различного качества и ценовых категорий, предусматривающих систему крепления » как хочешь так и ставь», которые не только не могут быть корректно установлены на маятник, но и не отвечают основным требованиям, которым должен отвечать эндуро-мотоцикл. То есть надёжности, простоте и ремонтопригодности в поле.
Всё это хозяйство, каким бы красивым оно не было, выглядит как на корове седло и требует изобретательности для корректной установки.
Полный размер
Зачем это вообще нужно?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, т.к. и условия эксплуатации и качество з/ч, применяемых на разных эндуро могут быть совершенно разными. Но есть несомненные плюсы в системе передачи момента с помощью цепи, в которой присутствует компенсирующий элемент. Во первых это отсутствие люфта в передаче при торможении двигателем и резкой смене вектора тяги при работе ручкой газа.
Выборка люфта и сопутствующий ей удар в трансмиссии убивает шестерни КПП, которые на мотоциклах прямозубые и могут потерять зубья в самый неподходящий момент. Во вторых при ударных нагрузках цепь растягивается и приходит в негодность значительно быстрее, чем работающая без люфтов.
В третьих, регламентные работы по периодической натяжке цепи можно совершать реже, пока возможности натяжителя не будут исчерпаны. Особенно это критично, когда вы поставили новую цепь и дали жару по кочкам. Длина новой цепи может вырасти просто на глазах, а совершать процедуру её подтяжки в поле не всегда удобно.
В четвёртых, при быстрой езде по грунтам, подрастянутая цепь постоянно болтается не только по вертикали, но и по горизонтали, дубасит как по маятнику, так и по элементам защиты. При этом постоянно слышатся характерные звуки. Это может привести к повреждению замка цепи или соскакиванию с шестерни. Заклинивание цепи в половинке двигателя фатально.
Полный размер
Как решилась задача установки натяжителя?
Концептуально было понятно, что крепить натяжитель необходимо за такие элементы, которые присутствуют на каждом эндурике. Повторять китайский опыт со струбциной не хотелось, по этому первым пилотным вариантом была конструкция, крепившаяся между точками креплений ловушки и слайдера.
Полный размер
В общих чертах она во многом повторяла китайские решения, однако выяснилось, что для траверсы крепления, при полном сжатии рычага не оказалось достаточно места между цепью и маятником, по этому концепция была полностью пересмотрена в пользу изменения конструкции элементов самой ловушки для интеграции в неё нового компонента- рычага натяжителя, что и было воплощено во втором пилотном экземпляре.
Полный размер
Полный размер
После установки пилота и определения недостатков и неточностей, был произведён первый рабочий девайс, отвечающий поставленным задачам.
Полный размер
Все элементы конструкции максимально спрятаны в тень маятника и колеса.
Рычаг выполнен из 2мм стали, имеет форму швелера и две точки крепления осей качания и ролика, что придаёт ему высокую прочность.
Ролик защищён щёчками, а полки прозрачны для грязи и воды.
Каркас ловушки выполнен вместо алюминия из 3мм стали и имеет изменения в конфигурации для быстрой установки и снятия рычага натяжителя и пружины.
Каркас скопирован с оригинального и слайдер встаёт в него как родной.
При снятии рычага натяжителя ловушка работает в штатном режиме: если планируете поехать на какой то аццкий жесткач и не уверены в том, что натяжитель выживет, его можно предусмотрительно снять просто открутив гайку и вынув ось.
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Полный размер
Проект стал продолжением темы с натяжителем на удлинённый маятник питбайка, отлично себя зарекомендовавшего в эксплуатации на протяжении нескольких лет. Но в отличии от этого проекта, проект с натяжителем для полноценного эндуро произведён с использованием исключительно оригинальных концепций и деталей, разработанных нашим ателье с нуля.
Полный размер
8 апреля 2022
Поделиться:
хорошая идея насверлить отверстия на стенках для грязеотвода
Какая же глупость… ударные нагрузки какие то. Ты правла расчитываешь на то, что своей пружинкой ты какие то нагрущки уберешь ударные? Все это так же и остается. Я еще в детстве помню городил такое же устройсто. Вот прям 1в1 и на такой же пружине прям.
Цепь свободной частью должна висеть, отдыхать. Что б и смазка там хоть как то худо бедно на локально нагруженные части попадала. Это пройдено и на горных снегоходах- цепь не имеющая сводного хода с оюратной стороны, рвется за одну катку! Т.к. масло просто не попадает куда надо, локальный перегрев звеньев и приехал. А если цепь вытягивается за одну катку, так может дело то в цепи?
Ударные нагрузки появляются от провиса цепи сверху, когда колесо обгоняет ведущую шестерню. Это как люфт в ГП на машине полноприводной. Никогда не ездил на старом уазике по говнам?Натяжитель выбирает этот люфт и не даёт цепи провисать. Про смазку и отдых цепи ты меня прям насмешил. В эндуро мотоциклах нет никакой смазки цепи, если она сальниковая.
Там всё внутри и пох что снаружи происходит. А если безсальниковая, то просто дубовая. Цепь не имеющая свободного хода и подтянутая натяжителем- это две большие разницы, как и горный снегоход с эндуро-мотоциклом. Натяжители на мотоциклах применяются довольно часто, особенно на тех, которые испытывают рывковые и прыжковые нагрузки типа триал или даунхилл, так что никакой глупости тут нет. Всё работает отлично.
s3parts.ru/wp-content/upl…-tensor-block-a-style.jpg
www.moto-conseils.com/wp-…torcycle-1538003_1920.jpg
s1.cdn.autoevolution.com/…e-this-is-it-141552_1.png
Да, любая цепь изначально, при обкатке даёт чувствительное удлинение, как и пружины и рессоры и пр. пластичные элементы. А в процессе дальнейшей эксплуатации этот фактор становится незначительным. На вот тут почитай.
bikepost.ru/blog/garage/6…peredache-mototsikla.html
Отлично. Даун хил, триал. Эндуро тут причем? В сальниковой цепи, внутри смазка заложена. И когда все время натянута она с этого устает.
То есть ты считаешь, что элементов триала в эндуро нет? На самом деле в той или иной степени по стилю работы ручкой езда по сложным профилям очень близка к триалу. Триал-это просто экстрим-выжимки из эндуро.
i.ytimg.com/vi/X7x_DZTrHLA/maxresdefault.jpg
Да, именно. Внутри сальниковой цепи заложена смазка. Но как она должна «отдыхать», непонятно. Я думаю, твоё видение этого процесса основано на недопонимании схемы работы приводной цепи в принципе. Попадая на шестерню, ролик цепи останавливается и делает между зубьев полный оборот вокруг валика цепи.
Дважды за круг, на ведомой и ведущей шестерне.
fis.ru/popup_imgs/10778900.jpg
При движении мотоцикла свыше 10кмч вращение ролика на валике можно считать беспрерывным. В каком месте цепь должна «отдыхать» и смазка куда то сливаться? 🙂 При работе ручкой газа, при торможении и разгоне движком, работает на растяжение как верхняя, так и нижняя часть цепи. А провис необходим т.к. точки качания маятника и оси ведущей шестерни не совпадают!
В зависимости от положения маятника цепь натягивается по разному. Минимальная натяжка при отсутствии нагрузки, максимальная, когда подвеска полностью нагружена и маятник находится в горизонтальном положении. Этот люфт цепи-паразитное явление, связанное с конструктивными особенностями длинноходной подвески.
В других схемах, где нет качания, цепи натягивают с учётом теплового расширения, о чём ты и говорил в первом посте. Преднатянутые цепи быстро перегреваются и выходят из строя. По этому в автомобилестроении сейчас используют автоматические гидронатяжители цепей ГРМ, в которых люфт недопустим, а в велосипедах классические «машинки», без которых вообще невозможна система переключения передач. А в даунхильных великах, как и в триальных мотоциклах ещё и доп. натяжитель с ловушкой ведущей звезды, что бы в прыжке цепь не соскочила со звезды и не болталась, когда работает подвес.
images.singletracks.com/2…fury_elite_wht-0-orig.jpg
Источник: www.drive2.ru
Цепи для мотоцикла
Схема цепного привода на колесо распространена по всему земному шару, что, впрочем, неудивительно. Цепь надежная и в то же время наиболее простая система передачи крутящего момента, передаваемого от вала двигателя к оси колеса. Цепная передача наиболее распространена в мототехнике и широко в ней используется.
Цепи для мотоциклов изготавливают из металла, который позволяет выдерживать значительные нагрузки, быть невосприимчивой к пыли, грязи, песку и даже воде.
Производители мототехники часто, ради удешевления своей продукции, комплектуют изделия некачественными дешевыми цепями, которые могут доставить неприятности в самый неподходящий момент — например, в загородном путешествии.
Поэтому есть смысл подумать о замене сразу — подобрать и приобрести качественную цепь у проверенного поставщика, например, в салоне или интернет-магазине MotodaRT.
Размер цепи
Размерность мотоцепей отображается с помощью трехзначного числа, где первая цифра — шаг цепи в восьмых частях дюйма, а две следующие цифры отображают размерность внутренней ширины цепи.
Например, если мы возьмем широко распространенную 520 мотоцепь, то сможем увидеть, что первая цифра 5 обозначает шаг цепи в 15.875 мм, а последующие цифры 2 и 0 обозначают ширину цепи — 6.35 мм. (для корректного определения размерности необходимо использовать специальные таблицы).
Помимо этого, в маркировке мотоцепей встречаются и буквенные обозначения — зачастую это шифр уплотнителя в сальниковых цепях, где О-ринг — самые простые варианты, а более продвинутые — X, W и Z-ринговые.
Как выбрать цепь для мотоцикла
Прежде всего — необходимо понять, в каких условиях и для каких целей будет использоваться цепь.
Если это гоночное применение — берем облегченную бессальниковую цепь и под нее — легкую алюминиевую звезду, чтобы подчеркнуть достоинства цепи.
Если вы планируете использовать цепь в условиях бездорожья — нужен упор на прочность и выносливость. Ставьте стальные звезды и цепь Z-ку — не прогадаете.
Обязательно используйте специализированные каталоги, в которых ищите подходящую модель и год выпуска — это защитит вас от неверного выбора и проблем с обменом и возвратом в магазин.
Помните о старой поговорке про скупого, который платит дважды; при возможности делайте выбор в пользу проверенных производителей, а не китайских “однодневок” — это вопрос и удобства, и функциональности вашего байка и даже вашего здоровья.
Ну и при наличии вопросов — смело обращайтесь лично и по телефону к специалистам MotodaRT — ребята с удовольствием и знанием дела расскажут, подскажут и помогут выбрать подходящую цепь с умом и экономией для кошелька.
Источник: motodart.ru