В цикле семейных обрядов завершающими являются погребально-поминальные обряды. В конце XIX—начале XX вв. погребение и поминовение умерших у башкир осуществлялось по канонам официальной религии — ислама, хотя и содержало в себе немало элементов древних верований. В то же время сам ислам, как и другие мировые религии, многое заимствовал из ранних религиозных систем, поэтому в похоронно-поминальной обрядности, отличающейся синкретическим характером, тесно переплетены различные религиозные напластования.
Похоронно-поминальная обрядность включает пять последовательных циклов: обряды, связанные с охраной покойника, подготовка умершего к погребению, проводы покойника, захоронение, поминки.
К умирающему приглашали муллу или знающего молитвы человека, который читал над изголовьем ясин (36-я сура Корана). Молитву читали так, чтобы умирающий мог её слышать, полагая, что этим облегчат его муки и отгонят злых духов. Умершему с молитвами закрывали глаза и укладывали на что-нибудь жёсткое с вытянутыми вдоль тела руками. Иногда поверх одежды на грудь клали острый железный предмет (нож, ножницы, напильник, гвоздь), лист бумаги с молитвой из Корана или соль.
«Пакеты с садака, которые раздают после похорон» / Абдуллахаджи Хидирбеков
Покойник считался опасным для людей, поэтому его охраняли днём и ночью. Сидение возле умершего считалось богоугодным делом. Умершего старались похоронить как можно скорее. Если смерть наступала утром, хоронили не позднее полудня, а если человек умирал после захода солнца, то похороны переносились на первую половину следующего дня.
По мусульманскому обычаю люди, пришедшие попрощаться с умершим, могли увидеть его лицо только до омовения. Обычно приносили с собой деньги, полотенца, платки, мыло, продукты и складывали их на специально поставленный для этого стол или стул (иногда и на грудь умершего) со словами «Даю милостыню». Все принесённые вещи раздавались затем участникам похорон. Обычай приносить умершему подарки был, видимо, пережитком доисламских религиозных культов.
В день погребения умершего обмывали: мужчину — мужчины, женщину — женщины, детей — и те, и другие. Как правило, «обмывальщиками» были в деревне одни и те же люди, которые, наряду с копателями могилы, считались наиболее важными фигурами в похоронной обрядности. Считалось, что оттого, как подготовят тело к выносу и какое ему приготовят место на кладбище, зависит судьба живых. Не случайно самые дорогие подарки во время поминок вручали тем, кто обмывал покойника и подготавливал могилу.
Умершего начинали обмывать, когда с кладбища поступало известие, что в могиле начинают копать нишу (лэхет). В омовении принимало участие от четырёх до восьми человек. Обмывали умершего на большом лубе — кабык. Позже для этой цели стали использовать сбитые вместе доски, по форме напоминающие кабык или корыто.
Назывались они по-разному: «кабык такта», «кумта», «колаша», «улак», «йыназа аяк», «ялгаш» . Вначале совершали полное ритуальное омовение, затем мыли покойника (с мылом или без него), после чего обливали его водой и насухо вытирали. Про того, кто переворачивал покойника во время мытья, говорили, что он «перевернул самую тяжёлую кость», именно ему вручали самый дорогой подарок.
Умершего заворачивали в саван (кэфен). На саван уходило 12—18 м ткани белого цвета, которую, как и подарки для раздачи на похоронах, многие готовили ещё при жизни. Раньше саван шили из конопляной или крапивной ткани. По свидетельству СИ. Руденко, горные и зауральские башкиры предпочитали крапивную материю, а если её не было, употребляли холст или миткаль, но зашивали саван крапивными нитками.
Заранее раскраивать саван было недопустимо, это делалось лишь при омовении покойного. Умершего оборачивали поочерёдно тремя слоями савана слева направо, перевязывали верёвками или полосками ткани (билбау) над головой, в поясе и в области колен. Погребальная одежда женщины, помимо трёх слоев савана и пояса, включала платок, нагрудник и штаны.
В саван клали листок бумаги с цитатами из Корана, чтобы умерший мог ответить на вопросы ангелов, прилетающих допрашивать умершего (яуаплама). С этой же целью во время обмывания имитировали написание на груди умершего изречений из Корана «Нет бога, кроме Аллаха» (повторялось 99 раз), «И Мухаммед его пророк» (в 100-й раз). Затем покойника перекладывали на луб, покрытый паласом или занавесью.
Во время выноса покойника объявлялся так называемый «умилостивительный дар для того света» тому, кто будет молиться за душу умершего. Обычно этим человеком считался мулла. В качестве дара принято было давать живность (тере мал): лошадь, корову, овцу, гуся, курицу или деньги. После церемоний, связанных с обещанием или подношением дара, раздавали милостыню всем присутствующим. Это могли быть носовые платочки, мыло, чулки, монетки или мотки ниток (нитки умершего — улемтек ебе).
Покойного выносили из дома ногами вперёд, что, по поверьям, гарантировало невозможность его возвращения. Кабык с телом умершего укладывали на деревянные или лубяные носилки, состоящие из двух длинных жердей с поперечными перекладинами. Женщины провожали умершего только из двора, реже до ворот кладбища. После выноса покойника дом, как и его вещи, тщательно обмывали.
К кладбищу процессия продвигалась быстро. За 40 шагов до ворот полагалось читать особую молитву — йыназа намазы (йыназа намазы). Перед погребением у могилы вновь читалась молитва. Опускали покойника в могилу на руках или на полотенцах. Укладывали на спину или на правый бок так, чтобы лицо было обращено к кибле.
По мусульманскому обычаю, в могилу никаких вещей не клали. Чтобы земля не попадала на погребённого, могильную нишу прикрывали досками или лубом.
После того как могила была засыпана, все усаживались вокруг могильного холмика и мулла прочитывал одну из сур Корана. Затем наступала раздача милостыни — хаер (хэйер). Копавшим могилу преподносили ценные подарки: полотенца, рубахи, вязаные носки или рукавицы. Дорогой подарок давали тому, кто рыл могильную нишу; про него говорили, что он «построил дом» для умершего.
На надмогильных камнях или деревянных столбах наносили тамгу рода; имя умершего, дату рождения и смерти; изречения из Корана. Надмогильные столбы были высотой 0,5—1,5 метра. В Зауралье верхняя часть столбов вырезалась иногда в форме человеческой головы. Надмогильные камни были высотой от 30 см до 2,5 метров.
В лесных районах над могилой ставили сруб из нескольких венцов в виде «костровой» конструкции. В лесостепных, степных районах, а также в Зауралье могилы обкладывались по периметру камнями. На кладбищах и сейчас на некоторых могилах можно увидеть такие столбы, срубы и каменные обкладки.
Заключительным циклом похоронно-поминальной обрядности были поминки. Как и у других народов, у башкир поминки служили своеобразным способом общения с мёртвыми. В отличие от похорон, поминки не были строго регламентированы исламом. Согласно древним верованиям, умерший продолжал жить и после смерти.
В эпосе «Куз-Курпяч», отражающем доисламскую эпоху, говорится, что у башкир на поминках было принято совершать те потехи, которые умерший любил в жизни. На поминки влиятельного при жизни человека собирались многолюдные йыйыны, устраивались праздничные развлечения, скачки, игры.
Поминки обязательно справлялись на 3-й, 7-й, 40-й день и через год. В приготовлении угощений главным было «создание сковородного запаха» (таба есе сыгарыу) — существовало поверье, что запах жареного, считавшегося пищей умерших, отгонял злых духов и помогал душе отвечать на вопросы допрашивающих его ангелов. Поминальная пища зависела как от благосостояния семьи, так и от местных традиций. Среди южных и юго-восточных башкир главными поминальными блюдами считались тонкие лепёшки из пшеничной муки и пшеничная каша на молоке.
Первые поминки устраивались на третий день. Приглашали всех, кто присутствовал на похоронах: муллу, родственников, соседей, которые приносили с собой гостинцы: чай, баурсак, блины и др. Мулла читал молитвы за упокой души умершего. Готовили бишбармак, суп-лапшу, балеш, кумыс. К чаю подавали сладости и мучные изделия: пироги с рисом, изюмом, урюком, смородиной или черёмухой, баурсак.
Если не было мяса, варили пшённую или рисовую кашу, а также лепёшки. После угощения раздавали хаер: мулле — деньги, обмывавшим — платки, платья или отрезы (женщинам), рубашки (мужчинам). Копавшие могилу получали рубашки, полотенца, вязаные носки, варежки или деньги.
На поминках, как и на похоронах, раздавали также мотки ниток: в первую очередь их получали те, кто охранял и обмывал умершего. Женщинам иногда давали нитки вместе с нагрудником, лоскутом ткани или коралловыми бусинками. Этот обряд является отголоском древнего поверья о переселении души умершего при помощи ниток, он был распространён также у многих народов Поволжья и Сибири, Средней Азии. Получение кусочков ткани на похоронах пожилого человека трактуется как обряд, «позволяющий стать преемником благодатных качеств почитаемого предка кратчайшим путём, т. е. путём причащения».
Вторые поминки устраивались на седьмой день. Как и во время первых поминок, мулла прочитывал молитву, подавалось угощение, присутствующим раздавали хаер. Приглашёнными были участники похорон и все родственники.
Главные поминки устраивались на 40-й день. Их разрешалось проводить и раньше назначенного срока. 40-й день считался самым важным и обязательным ритуалом поминального цикла. На эти поминки приглашали всю родню, говорили: «Нельзя кого-то из рода оставить неприглашённым». Считалось, что на 40-й день душа умершего покидала свой дом — до этого она каждый день скиталась поблизости.
В Бардымском районе Пермской области в 1984 г. было записано поверье, что в течение этого срока душа умершего прилетала и садилась на крышу дома или окно. Сердца живых при этом словно пронзались сорока иголками; в течение сорока дней их по одной вытаскивали, постепенно боль стихала, горе притуплялось.
В эпосе «Заятуляк и Хыухылу» героиня ждёт возлюбленного 40 дней, а на 41-й день, не дождавшись, умирает. В башкирском эпосе «Акхак-Кола» подробно описываются поминки 40-го дня: было зарезано 40 баранов, яловых кобылиц и 40 двугорбых верблюдов, приглашены муллы, которым подарили 40 мотков ниток. В течение 40 дней ежедневно читали молитвы, на 40-й день — заключительную.
После молитвы мулле давали хаер, затем подавалось угощение. К поминкам обязательно забивали лошадь, тёлку или барана. В народе сохранилось выражение, что на этих поминках «гостей принимали как сватов». Состав поминальных блюд в целом был тот же. Заканчивались поминки раздачей хаер.
Завершался поминальный цикл годичными поминками. Обряд поминовения в этот день был аналогичен поминкам 40-го дня. Умерших родственников поминали также во время пятничных молитв. Считалось, что в четверг вечером души умерших наведываются домой. Им посвящали молитву.
Необходимость соблюдения поминальных обрядов отражена в башкирском фольклоре. Как трагические описываются случаи, когда родственники не могли устроить поминки по умершим родным.
Источник: studfile.net
Зачем раздают хаер на поминках
В православии проводы усопшего в последний путь сопровождаются множеством ритуалов и обрядов. Многие из них знакомы большинству из нас, некоторые вызывают вопросы. Одним из таких обрядов является традиция раздавать платки и полотенца на похоронах. Ритуал может иметь небольшие изменения в зависимости от региона проживания, но то, что он действительно существует в славянском мире – это факт. Зачем раздают на похоронах разные вещи, и что с ними делать, расскажет ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.
Зачем раздают полотенца и носовые платки
По традиции, всем пришедшим проститься с покойным раздаются носовые платки. Для мужчин выбирают мужские платки, для женщин – женские. Женщинам старшего возраста принято давать платки, которыми покрывают голову. Раздача платков на похоронах существует не одну сотню лет, и принимается, как должное, без вникания в смысл ритуала. Люди преподносят и принимают подношение, не задумываясь о его предназначении и смысле.
Раздавать платки принято для таких целей:
- Чтобы обернуть горящую свечу во время отпевания, чтобы воск не обжег руку и не капнул на одежду.
- Чтобы вытереть слезы во время прощания с усопшим.
- Чтобы вспомнить покойного добрым словом, когда предмет попадет в руки.
Платок принято положить в карман или держать в руках. Мужчинам, которые будут нести гроб, нужно повязать платок вокруг руки. Данный обряд обязателен и соблюдается беспрекословно. Люди старшего возраста знают об этой традиции, и стараются задолго до смерти накопить достаточное количество носовых и головных платков.
В наше время копить предметы не обязательно, так как все есть в свободном доступе в ритуальном агентстве «Эдем». У нас Вы можете заказать абсолютно все похоронные товары и услуги.
Когда принято раздавать платки?
Традиция раздавать платки зависит от региона проживания. В некоторых областях платки и полотенца раздают в начале похоронного мероприятия, в некоторых после поминального обеда, вместе с конфетами и печеньем. Большие белые платки раздают мужчинам и женщинам, которые будут участвовать в похоронной процессии и нести гроб, портрет, венки. Также платок или полотенце принято повязывать на зеркало ритуального транспорта, таких образом извещая всех окружающих о своей важной миссии.
Платки можно раздавать всем присутствующим, посторонним людям, которые встречаются по дороге на погост, копателям и носильщикам. Цвет и рисунок платка не имеют значения, но желательно выбирать не детские платочки с мультипликационными рисунками, а простые и незамысловатые изображения.
Что еще раздают на христианских похоронах
Иногда родственники покойного совершают грубейшую ошибку по незнанию, и дают подношения присутствующим прямо на кладбище. Делать этого сразу после погребения нельзя. Если не удалось раздать предметы до захоронения, лучше уже раздать вещи после поминального обеда. Носильщики гроба снимают полотенце с руки только после того, как могила закопана.
Руки поливают водой, и вытирают полотенцем. По старинному обычаю, полотенце нужно отдать женщине, которая льет воду на руки.
В некоторых регионах на похоронах, помимо полотенец, принято раздавать такие предметы:
- Чашки и эмалированные кружки.
- Ложки и тарелки.
- Мужичинам раздают носки.
- Обязательно после поминок раздают сладости.
В некоторых регионах принято формировать комплекты из полотенец и кускового мыла. Вся раздаваемая посуда новая, и не принадлежала при жизни покойному. Вещи покойного нельзя раздавать сразу после похорон, это принято делать только после 40 дней после смерти. То, что покойному было дорого при жизни, и то, без чего он не обходился, принято класть в гроб. Что еще нужно класть в гроб усопшему, можно узнать из отдельной статьи здесь.
Значение одаривания на поминках
Ритуал подношения живым на похоронах имеет языческие корни. В старину, идолопоклонники раздавали угощение всем пришедшим, чтобы задобрить богов, и тем самым обеспечить умершему благополучие в загробном мире.
Ритуал подношения применяется во многих религиях:
- У мусульман принято давать деньги, мыло, чай, отрезы ткани. На поминальный стол готовят множество сладостей, которые потом раздают гостям.
- Иудеи раздают гостям цдаку – это мелкие деньги, угощение.
- У христиан принято раздавать текстильные принадлежности, поминальных хлеб.
В больших городах ритуал подношения практически искоренился, оставив только традицию давать сладости после поминального стола. Сельские жители больше чтят старинные традиции, и одаривают родственников, копателей могилы, соседей, несущих венки и помогающих при организации похорон.
В православии существует еще одна традиция, соблюдаемая по пути с погоста. Родственники покойного должны вручить сверток первому человеку, которого встретят по пути домой. В свертке могут быть нитки с иголками, чашка, ложка, соль, сладости.
Подношение для всех пришедших готовится заранее, и раскладывается по пакетикам или мешочкам. Число пакетов с дарами должно совпадать с численностью пришедших проститься. Это удобное решение, если поминальный обед заказан в кафе. Также обязательные подношения на помин души делают на 9 дней, 40 дней, и на годовщину.
При вручении поминального дара, родственник просят человека помолиться за покойного об отпущении грехов, проговаривая его имя. Дети могут есть лакомства без молитвы.
Что делать с поминальным подношением
Человек, получивший в дар полотенце, платок и конфеты, должен произнести слова «Царствие Небесное (имя)». Вещами, которые были приняты в дар, можно пользоваться в быту, вспоминая при этом покойного с теплотой. Если пользоваться поминальными вещами не хочется, их можно отнести в церковь и положить на специальный столик.
Тем, кто боится таких даров, стоит знать, что они не несут в себе никакой негативной энергетики, и не оказывают плохого влияния на родственников, детей и дом. Такие вещи нужно принимать с благодарностью, чтобы усопший мог обрести покой на том свете.
Церковь не осуждает тех, кто не желает пользоваться вещами с похорон, и не видит ничего предосудительного в том, что такие предметы выбрасываются. Если нет возможности отнести их в церковь, платок или полотенце можно отдать нуждающимся, или просто положить рядом с баками, где их заберет тот, кому они действительно нужны.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Источник: edemrs.com
Что принято раздавать при поминании умершего
В дальнейшем поминки обычно не устраивают, бывает, что семья соберется в день памяти покойного на обед и помянет его. В некоторых семьях бывают традиции поминать человека через полгода и в более поздние сроки.
Обычно через год, об усопшем вспоминают в Дни поминовения или его день смерти, при этом могут использоваться своеобразные подношения из продуктов или необходимых в быту вещей. Их относят в церковь, раздают родственникам и друзьям, угощают детей с просьбой помянуть такого-то человека. Считается, что подобные дары вызывают добрые чувства, которые выступают в пользу умершего и увеличивают его шансы попасть в рай. А еще это способ сказать «мы помним о тебе!».
На похороны за стол не принято кого-то приглашать. Все пришедшие попрощаться с умершим могут пройти в оговоренное место и помянуть человека. Как правило, это родственники, друзья, коллеги, добрые соседи и хорошие знакомые. Меню на похороны рассчитывается на большое количество людей. Оставшиеся продукты можно отдать бедным, больным.
На 9 и 40 дней обычно зовут более близкий круг: родственников и друзей, так же как и по истечении года. Организация обильного стола и большого числа людей совсем не является обязательной. Вопрос не в том, чтобы потратить много денег, а в том, чтобы почтить память умершего. Поэтому поминки могут пройти и в тесном кругу, причем на столе могут стоять совсем простые блюда.
Меню поминального обеда
Вся еда, присутствующая на поминках, имеет скрытое значение. Также принципиальную важность имеет порядок подачи блюд на стол и их приём. Главное блюдо поминального стола — кутья из пшеничной или рисовой крупы с мёдом. Кутьёй начинают поминки, ею и заканчивают их. Зёрна этой каши означают воскрешение умерших. Мёд показывает, насколько сладкой будет жизнь в Раю.
Перед приёмом кутью освящают в храме.
Поминальное меню зависит от наличия в этот день поста. Алкоголь лучше не подавать на стол. Обязательными атрибутами поминального обеда являются блины и кисель. Блины означают суточный круг, когда восход сменяет закат. Так же и православные верят, что бессмертная душа ждёт своё возрождение.
В прошлом блины подавались с мёдом перед остальными блюдами.
Следующие блюдо, которое подают после кутьи и блинов — горячий суп. От тарелки с супом обязательно должен подниматься пар. Он якобы помогает душе усопшего подняться к Богу. В качестве первого подаётся борщ или щи. Иногда их заменяют супом с лапшой.
Следующее блюдо в порядке очереди — пшеничная/ячневая каша. Они означают силу. Кроме того, на поминках нужно есть яйца — они символизируют перерождение души и её бессмертие. Если поминки не выпадают на пост, в качестве второстепенных блюд могут выступать следующие:
Сервировка стола на поминки
Вопрос о том, что должно быть на столе на поминках после похорон интересует живых. Церковь не требует жесткого соблюдения ритуалов и строгого придерживания меню. Скорее, рекомендуется приготовить определенные блюда, имеющие для данного народа сакральное значение. Тем не менее, если было отступление от канонов, в этом нет ничего страшного.
Праздничной или особой сервировки стола не требуется. На стол стелется обычная скатерть, в центре выставляются общие блюда:
- кутья;
- блины;
- мед;
- пироги, булочки, выпечка;
- конфеты и прочее.
Для каждого сидящего за столом кладется ложка, которая в течение всего обеда не меняется. А вот тарелки ставятся с каждым блюдом новые. Для подпитки души покойного обычно перед лампадкой устанавливается стакан с водой, на который кладется кусочек хлеба с солью.
Многие поминки сопровождаются приемом алкоголя. В России это неискоренимая традиция, однако, церковь подобного не приветствует. Такие посиделки могут быстро перейти в праздничное мероприятие даже с традиционной дракой.
Поминальная трапеза: блюда и этикет
Ка уже упоминалось, на поминки никого не приглашают специально, зайти может любой человек не зависимо от вероисповедания и возраста. Главное условие – соблюдение традиций. Во время поминок не принято громко разговаривать, беседа может идти на пониженных тонах и спокойно. Не допускаются ругань, матерные слова, смех, песни и прочее.
Поставленное блюдо желательно доесть до конца, отказываться от какой-либо перемены тоже не следует. Но если человек чувствует, что не сможет съесть не стоит его заставлять.
Первым блюдом, которое готовят на похороны и едят являются блины и кутья. Именно с них начинается трапеза. Затем уже подают горячее. На столе помимо традиционных блюд могут стоять и другие, чаще добавляются те, что покойный очень любил.
Поминальный обед после похорон в меню содержит:
- Домашний борщ. Это сытное горячее блюдо подают первым. Вместо борща может присутствовать и другой суп, например, куриная лапша или уха.
- Рулет с маком. Так же как и другая сладкая выпечка ставится в центр стола, где каждый может взять столько кусочков, сколько ему нужно.
- Гречневая каша. Обычно подается с мясным гуляшом или котлетой, она ставится на стол после супа.
- Салат «Весенний». Это тоже общее блюдо, которое ставится в центральной части стола, его готовят из имеющихся в данное время года овощей: капусты, огурцов, помидор, моркови.
- Куриные отбивные. Не самое распространенное блюдо для поминок, их готовят чаще в столовых, поскольку процесс изготовления длительный. Вместо отбивных могут быть ежики или котлеты.
- Кутья – сладкая поминальная каша. Это основной продукт, используемый на всех поминальных обедах. Именно с ложки кутьи начинается трапеза. Ее готовят из риса с добавлением изюма, меда, сливочного масла. Правильно приготовленная кутья должна быть рассыпчатой и сладковатой.
Рецепт приготовления картофеля со сметаной
В качестве гарнира может быть представлен картофель. Он используется в виде запеченных кусочков, пюре, тушеный, отварной и прочее. Часто подают картофель со сметаной. Для этого блюда тонкие пластинки картофеля укладывают в форму слоями, между ними кладется лук кольцами и также сметана, смешанная с солью и перцем. Завершает все слой сметаны.
Форму ставят в духовку на 20-30 минут.
Блины на поминальном столе
Блины – символ языческий, у русских они давно превратились в часть православной культуры, и ни одно обрядовое действие не проходит без них. Символ солнца и вечного перерождения. Блины обязательно ставятся на стол, с ними идет мед, в который принято макать свернутый листик.
Блины готовят на молоке и простокваше, в пост на минеральной воде или рассоле. Последние получаются немного другими на вкус, но у умелой хозяйки получатся очень ароматными и будут пользоваться популярностью.
Печеные пирожки с горохом
В постные дни для сытости пекут пирожки с горохом. Начинка готовится как обычная гороховая каша, только в нее добавляется обжаренный в масле репчатый лук. Эта традиция действует далеко не по всей стране, но в некоторых регионах данное блюдо очень популярно.
Котлеты
Котлеты готовят как из говядины, так и из курицы. Это привычное блюдо подается с гарниром из каши.
Печенье
Не редко на стол ставятся сладости и печенье. Их можно купить в магазине или испечь самим. Чаще используют первый вариант, поскольку работы на кухне на поминки итак много. Печенье и конфеты ставят в вазочках в центральной части стола.
Что дарят на поминках
Перечень вещей, угощений, которые жалуют для упокоения, зависит от региона, веры:
- конфеты;
- печенье;
- раздается сдобная, ритуальная выпечка для поминания;
- мелкая кухонная утварь;
- текстильные изделия;
- одежда.
Запрещено раздавать вещи, в которых умер человек, постельное белье покойника.
Подношения готовят накануне поминок, раскладывают по мешочкам, пакетам. Их количество совпадает с числом гостей: это удобно, если обед проходит в кафе, столовой.
Обязательные подарки делают на девять, сорок дней, после похорон. В полгода, 12 месяцев раздают конфеты. Вручают поминальные мешочки присутствующим. Если близкие не смогли приехать, почтить память усопшего, им отправляют угощения через родственников.
Конфеты и печенье
Сладости – традиционное поминальное кушанье, которое гости забирают с собой. Их можно раздавать знакомым, детям, нищим в ритуальные дни. Вручая конфеты, печенье, просят обратиться к Богу для отпущения грехов покойного, проговаривая его имя. Люди, которые принимают пищу, взывают о Царствие Небесном для усопшего. Ребенок может съесть лакомство без молитвы.
Поминальные конфеты или печенье можно сложить по пакетикам или мешочкам, чтобы раздавать было удобнее. Их не кладут много: получатель совершит грех чревоугодия. Если обряд приходится на пост, обед включает нежирные блюда. Гостям не вручают шоколадные сладости.
Некоторые регионы сохранили традицию, когда конфеты приносят близкие родственники, друзья или соседи. Их поручают семье покойного. После поминок сладости раздают гостям.
Ложки и кружки
Посуду, в которой подавали еду, иногда дарят приглашенным. Удержитесь от обычая. Согласно языческим верованиям, принеся миску, тарелку, можно накликать на свой род смерть. Часто раздают ложки на поминках. Считается, что гости, приняв столовые приборы, помогают донести до Бога хорошие слова, сказанные об усопшем. Мешочки вмещают кружки – керамические, деревянные, глиняные.
Их обвязывают платками.
Вручают кухонную утварь на 40, 9 день после похорон, годовщину смерти.
Другое
На кладбище по завершении похорон, поминок присутствующим раздают изделия из текстиля. Платки, символизирующие скорбь, вручают женщинам. Полотенца, которыми опускали гроб, мужчины оставляют себе. Материя символизирует блага жизни. Если умерла девушка, ткань крепят к домовине.
Людям, несшим гроб и крышку, раздают текстиль. Венки перевязывают платками, их снимают перед установкой у могилы.
Напитки в меню поминального стола
Помимо основных блюд на похороны готовят и напитки, чаще всего это компоты, кисели и взвары. Чай и кофе не принято ставить на стол.
Взвар — напиток, получаемый с помощью доведения до кипения или кипячения воды с травяными, плодово-ягодными или винными добавками.
Можно ли употреблять алкоголь
Алкоголь допускается в небольших количествах, но не рекомендуется. Одна, максимум две рюмки, которые выпиваются перед супом и кашей. В постные дни алкогольные напитки следует вообще исключить.
Узвар из сухофруктов
Один из наиболее распространенных и вкусных напитков, готовится из кураги, изюма, яблок, чернослива. Фрукты варят в большом количестве воды, после чего оставляют на ночь охладиться и настояться.
Компот
Компоты могут быть приготовлены в самых разных вариантах. Все зависит от фруктов и ягод, имеющихся в данный момент.
Кисель
Он используется реже, но его тоже готовят на основе ягод с добавлением крахмала. Гораздо полезнее и вкуснее натуральный напиток из местного урожая.
Поминки в постные дни
Для людей, соблюдающих церковные каноны, поминки в постные дни готовятся по специальному меню. В нем нет ничего особенного, просто то, что готовится на похороны на стол должно быть выдержано в соответствии с требованиями.
Если пост не строгий, например, рождественский, или просто постный день в обычное время, то допускается использование рыбы и морепродуктов. В то же время яйца, молоко, масло сливочное, мясо и прочее готовить нельзя. В строгий пост (великий) употребление рыбы и морепродуктов также находится под запретом.
Составить меню для поминок в постный день похорон не сложно. Например, оно может быть таким:
- суп грибной;
- каша гречневая с подливой;
- компот из сухофруктов;
- пирог с капустой;
- блины постные;
- картофель запеченный со специями;
- булочки с курагой из постного теста.
Кроме того, готовится кутья, и на стол ставится мед.
Что приготовить на поминки 40 дней
На 40 дней по православию принято готовить тоже, что и в день похорон:
- блины;
- кутью;
- суп мясной или рыбный;
- кашу гречневую с гуляшом или картофель с мясом;
- кашу рисовую на молоке;
- пироги с капустой и яйцом;
- булочки с повидлом или изюмом;
- компот из вишни и сливы;
- печенье и конфеты.
По желанию можно добавить и другие блюда, хотя не стоит усердствовать, ведь поминки это обрядовая трапеза, а не праздник чревоугодия. В эти дни гораздо важнее сходить в церковь и подать милостыню, не устраивая шумных сборищ.
Организация поминок – дело индивидуальное, зависит от традиций семьи и религиозных верований. Что готовить на поминки в день похорон по православию мы рассмотрели, но это больше рекомендации, чем жесткие требования.
Почему на поминках едят?
Утрата родных и близких приносит нам чувство скорби и боли. После похорон близкие должны усердно молиться за усопшего, чтобы помочь душе обрести покой и оказаться ближе к Богу. Все традиционные поминальные обряды: захоронение, отпевание, трапеза, еда на поминки в день погребения, на девять и сорок дней, а также молитва о покойном – для оказания душе всевозможной помощи. По православным традициям поминки считаются продолжением богослужения, а трапеза — милостыней за помин души.
Можно ли поминать едой на кладбище?
У разных культур поминки выглядят по-своему. В православии кушать у могилы не одобряется, считается язычеством. Однако, церковь относится к этому обычаю лояльно и не запрещает раздавать на кладбище блины и конфеты. Гораздо строже запрет на алкоголь, распитие которого на могиле усопшего строго запрещено.
История происхождения обычая
В языческие времена у славян существовал обычай, называемый «тризна» — вкушение пищи на могиле усопшего. Собирать поминальную трапезу, готовить особенную еду для поминок – обычай, идущий из глубины веков, окруженный огромным количеством обрядов, наполненных глубоким смыслом. В христианстве еда на похоронах уместна по возращению с кладбища.
Перед тем как сесть за поминальный стол, всем, участвовавшим в похоронной процессии, необходимо соблюсти обряд очищения. В старину все посещали баню, а целовавшим покойного при прощании необходимо было коснуться горячей печи губами. Огонь символизирует очищение. Необходимо переодеться, а в доме помыть пол и стены. Даже сор, выметенный из дома, нужно сжечь.
Комнаты окуривались ладаном и зажигали свечи. Только после этого можно приступить к поминальной еде.
Современная поминальная трапеза
Выбор блюд на поминки происходит с учетом обычаев и традиций, ведь поминальная трапеза – это не повседневное застолье, он содержит множество таинств. Сервировка стола и блюда, что на него ставят — все несет сакральный смысл.
Застольные беседы предполагают добрые, почтительные разговоры в память умершего, категорически нельзя переходить к осуждению и сплетням.
Необходимо особенно позаботиться, чтобы меню трапезы соответствовало народным и религиозным традициям поминовения. Если сомневаетесь, что справитесь с организацией и приготовлением обеда, но хотите, чтобы все прошло достойно, обратитесь к профессионалам. Помните, еда на поминках должна быть простой и скромной, чтобы сосредоточить внимание близких людей на молитве об упокоении души.
Источник: gkult.ru