Одной из самых привлекательных особенностей винтажной аппаратуры являются «стрелочки» – аналоговые индикаторы уровня VU Meters ( Volume Unit, или единицы громкости ), использовавшиеся для измерения уровня громкости в магнитофонах и усилителях. С наступлением цифровой эры эти индикаторы быстро сменились более продвинутыми электронными шкалами, но сегодня стрелочки вновь обретают популярность, появляясь в очень серьезной аудиофильской аппаратуре.
Не удивительно, что современный VU-метр берет свое начало от двух базовых технологий 20-го века: телефона и радио. Впервые в истории человеческий голос с помощью электрических сигналов смог передаваться дальше, чем расстояние, на которое мог кричать самый громкий человек. Это породило поиск способа количественно оценить этот сигнал и превратить его в какое-то определенное значение, представляющее воспринимаемую громкость звука.
Усилия пионеров телефонной связи по измерению уровня звука были основаны на потерях в линии на «стандартной миле» кабеля. Приборы, откалиброванные по этому стандарту, позволили им легко настраивать ламповые повторители, чтобы компенсировать потери мощности речи по известной длине провода.
Колонки + стрелочные индикаторы уровня звука VU с подсветкой визуальное удовольствие
Кабельные линии в г.Пратт, шт. Канзас, начало XX в.
По мере того, как радио стало коммерческим и получило широкое распространение, корреляция между уровнем звука и длиной кабеля стала терять смысл. В 1920-х годах инженеры радио и телефонной связи начали искать более подходящее решение и стали использовать логарифмическую шкалу, лучше отражающую то, как человеческое ухо воспринимает звук, измеряя отношение мощности между двумя различными источниками звука, и назвали это «единица передачи» (TU или Transmission Unit).
Шкала TU также имела преимущество в том, что её можно было использовать на любой частоте, поскольку она не учитывает индуктивность и емкость кабеля. В 1928 году компания Bell переименовала единицу передачи TU в децибел.
В течение 20-х и 30-х годов прошлого века TU-метры использовались звукорежиссерами, чьи ряды увеличивались с появлением звука в киноиндустрии. Однако не было никакой реальной стандартизации, и становилось все труднее сравнивать уровни звука между звуковым оборудованием разных типов.
Запись аудиодорожки к фильму. США, 1930-е годы
В конце 30-х годов эксперты из CBS, NBC и Bell Telephone Laboratories собрались вместе, чтобы выработать стандарт, который можно было бы использовать для всех нужд измерения аудиосигнала. И они изобрели измеритель уровня громкости, каким мы его знаем сегодня. Предназначенный для отображения сравнительной громкости или мощности в «единицах громкости», он указывал идентичные уровни для ряда разнородных источников, которые средний слушатель считал бы равными по громкости.
Для определения этого собирали фокус-группы и давали слушать записи мужской и женской речи, пианино, духового оркестра, танцевального оркестра и записи скрипки, прося выбрать уровень звука для каждого из фрагментов, где система оказалась на пороге искажений. Поскольку все эти источники содержали разные соотношения пиковой и полной среднеквадратичной мощности, схема считывания пиков была признана нежелательной.
Учитывая технологии того времени, определение того, что именно составляет единицу громкости, базировалось на характеристиках стрелочного индикатора с подвижной катушкой.
Ноль на шкале VU-метра был определен как точка, в которой стрелка указывает, когда звуковой сигнал чистой синусоидальной волны 1000 Гц достигает мощности 1 мВт при сопротивлении 600 Ом, создавая напряжение 0,775 В RMS. Сегодня мы игнорируем нагрузку и просто называем уровень напряжения 0 дБн.
Но на этом люди не успокоились, и некоторые решили упростить определение этой опорной точки, используя не 0,775 В, а 1 В, назвав это 0 дБВ. В наши дни потребительская Hi-Fi аппаратура использует для определения 0VU значение -10дБВ (около –8 дБн), в то время как большинство профессиональных систем используют + 4 дБн. Стоит отметить, что -10 дБВ и +4 дБн НЕ разделены на 14 децибел! Это потому, что они ссылаются на разные значения.
Каждый такой стрелочный индикатор имеет определенную «баллистику», что означает, насколько быстро стрелка реагирует на сигнал, который измеряется. У стрелки есть «время нарастания» – то, как быстро она реагирует на входящий сигнал, и «время спада», которое требуется индикатору для возврата в исходное положение.
Оригинальная спецификация VU-метра учитывала тот факт, что для отклонения стрелки от положения покоя до 0 дБ требуется определенное время. И то отставание, которое вносит этот электромеханический прибор, кажущееся погрешностью, на самом деле является особенностью, потому что оно имитирует восприятие звука человеческим ухом.
Представьте себе ситуацию, что вы включили усилитель с выкрученной вправо ручкой громкости и внезапно слышите очень громкий звук. У вас уходит некоторое время на то, чтобы сообразить выкрутить ручку громкости влево или выключить девайс. За несколько секунд вы начинаете испытывать дискомфорт, но если вы услышите этот звук на том же уровне громкости всего на полсекунды, то он не окажется для ваших ушей таким громким.
И вот VU-метр своей задержкой прекрасно демонстрирует этот эффект – в первом случае стрелка поднимется к какому-то высокому значению, а во втором едва колыхнется. VU-метр имеет время нарастания и спада около 300 мс для аппроксимации с динамическим откликом человеческого уха.
В 70-е годы стрелочные индикаторы в потребительской аудиотехнике начали использоваться повсеместно. Практически каждый магнитофон, катушечный или кассетный, были оборудованы стрелочными индикаторами уровня.
Одни из самых запоминающихся волюметров появились на усилителях. Мы знаем множество фасадов, украшенных огромными стрелочными индикаторами уровня, от которых до сих пор не отвести взгляд.
Но уже в середине 80-х годов на смену стрелочным индикаторам пришли более точные электронные, и в конце концов стрелочки почти полностью исчезли с фасадов аудиотехники.
Однако «стрелочки» получают второе рождение сегодня, в XXI веке. Хорошие аудиофильские усилители вроде Audio Research, SPL, T+A сегодня оснащают этими олдскульными индикаторами, от которых даже в XXI веке невозможно отвести глаз. И, возможно, в будущем мы увидим куда больше интересной техники со «стрелочками».
Источник: dzen.ru
12 самых красивых усилителей со «стрелочками»
Не секрет, что большую роль в нашем восприятии звука играет зрение. Причем не внутренний взор, перед которым формируются музыкальные образы во время прослушивания, а обычные глаза. Красивая техника и играть должна красиво – именно в это нам хочется верить, пусть и не всегда это оказывается правдой.
Поэтому во все времена производители стремились сделать свои аппараты максимально стильными. И самые привлекательные из них для меломанов со стажем – винтажные усилители мощности со стрелочными индикаторами уровня сигнала. Мода на подобное оформление передней панели появилась в 1970-х годах, то есть в эпоху расцвета домашнего аудио, и воспоминания о тех недоступных большинству простых смертных аппаратах до сих пор будоражит умы поседевших аудиофилов. И хотя практической ценности данные индикаторы сегодня не имеют, именно такие усилители хотят видеть у себя дома многие покупатели. Ну а в данном материале мы вспомним о самых красивых моделях «классического» периода.
12. Pioneer Exclusive M4
Второй усилитель под брендом Exclusive появился в продаже в 1974 году. В отличие от предыдущей модели М3, данный аппарат не поставлялся за пределы Японии. Здесь уже просматриваются черты будущего High End – мощность 50 Ватт в классе А, печатные платы из стеклотекстолита, широкие дорожки, мощнейший блок питания, 27 килограммов веса, отделка боковых панелей деревом. Ну и, само собой, подсвеченные стрелочные индикаторы на передней панели Exclusive M4.
11. Rotel RB-5000
Самый мощный среди классических усилителей Rotel. Модель RB-5000 появилась в продаже в 1978 году, когда еще вся техника фирмы разрабатывалась и производилась в Японии. Аппарат не зря получил название – The Power Amp, ведь он развивал мощность 500 Ватт на канал на 8 Ом. Весил Rotel RB-5000 целых 53 килограмма, а чудовищный по размерам трансформатор позволял ему потреблять в пике до 3,2 киловатта!
Удивительно, но эта модель поставлялась преимущественно на экспорт, в Японии было продано крайне мало экземпляров. Черный цвет корпуса указывает на позднюю дату производства экземпляра.
10. Sansui BA-5000
Мощность – 300 Ватт на канал, год выпуска – 1976. Японская компания Sansui снискала себе славу одного из самых успешных производителей усилителей, однако модели, обеспечившие ей признание в Японии и в Европе, были разными. Экспортный Sansui BA-5000 весил 49 килограммов и выглядел весьма брутально – минимум органов управления на черной передней панели и два больших окошка с индикаторами. Сегодня хорошо сохранившиеся экземпляры являются предметом гордости владельцев, которые не готовы их променять ни на какой современный High End.
9. Sony TA-N77ES
Единственный в ассортименте компании Sony усилитель с огромными стрелочными индикаторами был одновременно и самым успешным. И пусть вышел он уже во второй половине 1980-х, его облик полностью соответствовал представлениям о том, как должен выглядеть серьезный аппарат. Sony TA-N77ES поставлялся исключительно на экспорт, поэтому сегодня его можно встретить в системах многих аудиофилов по всему свету. Мощность его составляла 230 Ватт на канал на 8 Ом, вес – 25 килограммов.
8. Luxman M-05
Выпущенный впервые в 1982 году, этот усилитель стал одним из самых популярных в истории бренда. Да и как он может не нравиться! Роскошная золотистая передняя панель, большие индикаторы, целых 40 килограммов веса, 105 Ватт в классе А, отдельный выход для подключения к электростатическим акустическим системам.
Внутри усилитель выполнен по схеме двойного моно, с солидным экранированием блока питания. С учетом большого выделения тепла при работе его пришлось оснастить сразу двумя вентиляторами для принудительного охлаждения. Производился Luxman M-05 с 1982 по 1988 годы.
7. Yamaha MX-10000
Флагман знаменитой серии 10000, выпущенной к 100-летию компании Yamaha. Согласно заявлению фирмы, он мог выдавать 1,2 киловатта в нагрузку 1 Ом (!) в классе А. Конечно, тут есть определенный подвох, ибо в понимании Yamaha класс А представлял собой нечто иное.
А именно Hyperbolic Conversion Class A, то есть очень хитрую схему, в которой получалось сочетать работу выходных транзисторов в классе А с пониженным общим энергопотреблением. Нечто подобное использовал в своих творениях Нельсон Пасс. Во всяком случае, аппарат крайне редкий – всего их было произведено 250 штук – и очень красивый. Весил усилитель Yamaha MX-10000 43 килограмма.
6. Denon POA-8000
Моноблоки были выпущены в 1981 году и должны были заменить собой модель POA-3000 на вершине иерархии усилителей фирмы. Звучали они просто великолепно, однако при этом довольно сильно нагревались, что иногда приводило к их выходу из строя. Стрелочные индикаторы занимали всю площадь передней панели, и пара работающих Denon POA-8000 в сумраке комнаты прослушивания выглядит сногсшибательно. Заявленная мощность составляла 200 Ватт на канал в псевдо классе А, очень популярном в 1980-90-х годах среди японских производителей аудиотехники.
5. Marantz SM-11
Вся аппаратура фирмы всегда отличалась роскошным дизайном, однако Marantz SM-11 выделяется и на их фоне. Это первый усилитель компании, выпущенный после окончательного переноса не только производства, но и всего бизнеса Marantz в Японию. С технической точки зрения в нем есть интересные решения.
Впервые было применено полностью омедненное шасси, убраны переключатели на пути сигнала к выходным клеммам для акустических кабелей, использован стабилизированный источник питания на огромном трансформаторе. При этом выходные каскады работали в классе АВ, а выходная мощность достигала 200 Ватт на канал. Ну и, само собой, практически всю лицевую панель занимали огромные стрелочные индикаторы с голубой подсветкой. Мечта, а не усилитель!
Редкий долгожитель среди японских усилителей той эпохи, особенно для JVC. Модель M-L10 производилась на протяжении десяти лет с 1981 по 1990 год. Блок питания был построен вокруг огромного тороидального трансформатора, спрятанного под квадратным кожухом. Внешний деревянный короб был покрыт 21 слоем лака, а индикаторы – первое, на что обращаешь внимание при взгляде на JVC M-L10.
Мощность его составляла 160 Ватт на канал, выходные каскады работали по фирменной схеме Super-A, позволявшей избегать фазовых искажений при работе на реактивную нагрузку. Весил JVC M-L10 двадцать восемь килограммов.
3. Accuphase P-500
В ассортименте фирмы есть большое количество аппаратов интересующего нас дизайна, их выпуск продолжается и по сей день. Для нашей подборки мы выбрали модель Accuphase P-500, вышедшую на рынок в 1985 году. Она развивала мощность в 250 Ватт на канал в классе АВ, в ней присутствовал фильтр ультранизких частот, весила она 33,5 килограмма. Стрелочные индикаторы и по сегодня присутствуют в аппаратах Accuphase, к сожалению, цена их сегодня стала столь же большой, как и сами стрелочки.
2. Technics SE-A5000
Первая версия в ряду замечательных SE-A7000 и SE-A100. Последующие итерации отличались от нее небольшими внутренними и внешними модификациями, а SE-A100 так и вообще представляет собой идентичный компонент, только с черной передней панелью. Традиционно для усилителей фирмы этого периода, аппарат отличается самым большим среди всех конкурентов окном для стрелочных индикаторов выходной мощности. Золотистая подсветка превращает прослушивание Technics SE-A5000 в затемненном помещении в настоящий спектакль. Технические характеристики следующие : мощность 200 Ватт на 6 Ом, демпинг-фактор 120 единиц, вес – 34 килограмма.
1. McIntosh MC2300
Классический усилитель 1970-х годов положил начало незабываемому и легендарному дизайну аппаратуры компании McIntosh. Этот дизайн настолько пришелся по сердцу аудиофилам, что я лично знаю одного из них, у которого неисправный усилитель американской фирмы работает в качестве декорации в системе, освещая комнату голубым светом из окошек с индикаторами.
А музыку играет совсем другой аппарат. Модель McIntosh MC2300 появилась на рынке в 1971 году и просуществовала в практически неизменном виде до 1980 года. Ее использовали не только аудиофилы в своих системах, но даже профессиональные музыканты на концертах. В частности, однажды несколько таких усилителей помогли Grateful Dead озвучить свои выступления на фестивале Watkins Glen Summer Jam в 1973 году.
Для своей эпохи это был весьма дорогой аппарат, к тому же весил он 58 килограммов и развивал мощность до 300 Ватт в стерео и до 600 Ватт в монофоническом режиме. Ультимативный усилитель «со стрелочками».
Денис Репин
12 сентября 2018 года
Источник: www.hi-fi.ru
Стрелочный индикатор для усилителя мощности. VU meter P-78WTC-BGB-S106
Всем привет, сегодня рассмотрим красивый стрелочный индикатор уровня сигнала для звукового усилителя мощности. Когда-то в аналоговые времена это был полезный индикатор перегрузки, а сейчас, это просто антуражное украшение звуковой аппаратуры.
Согласитесь, есть что-то завораживающее в движении стрелок в такт музыке, а если они еще мягко подсвечены, то создается теплая ностальгическая атмосфера, как в те времена, когда аппаратура звучала иначе.
Некоторые производители применяют стрелочные индикаторы уровня до сих пор, например элитный McIntosh:
Один из моих первых самодельных усилителей был со стрелочными индикаторами:

индикаторы эти я покупал на ebay в 2010 году, а драйвер там был на отечественной микросхеме К157ДА1.
Позднее я применял круглые индикаторы, когда делал бумбокс в ретро стиле:

Посмотрим теперь на современное китайское видение, каким должен быть стрелочный индикатор сигнала.
Начнем с упаковки, тут это важный момент, так как прибор хрупкий:
Вполне надежно.
Доставка ТК
Достаем индикатор:
Он сдвоенный, два канала находятся в одном корпусе. Отградуирован -40. +3 Дб.
Технические характеристики:
Материал крышки: PMMA + PS
Модель: P-78WTC-BGB-S106
Размер: около 15,4 смx 1,8 см x 4,6 см
DCR = 650Ω +-10%, если = 500uA +-10%
Лампа: белый свет x 3 шт.
Светодиодный светильник напряжение: 12 В постоянного тока
(С резистором для ограничения тока для защиты светодиодов)
Внешний вид индикатора:
Размер паза под установку: 150х32 мм. 18 мм от нижней плоскости корпуса до низа видимой части.
Корпус состоит из двух частей, сам индикатор и отражающая пластина подсветки сзади, части скреплены между собой скотчем.
В корпусе усилителя индикатор можно крепить на термоклей или прижимать уголком.
Сбоку:
Выступает видимая часть от корпуса на 3 мм.
Сзади расположены подключения:
Посередине планка с контактами для подачи питания на светодиоды подсветки. Не забываем, что нужен токоограничивающий резистор для питания светодиодов.
Я поначалу подключил 12 В и сразу спалил светодиоды (там плоские 3 мм шириной), русские люди сначала сломают, а потом читают инструкцию… Так вот, защиты «от дурака» нет, поэтому про резистор не забываем. Я поставил 10к при питании 12 В.
Можно вообще снять отражающую пластинку с подсветкой, и сделать подсветку на дампах накаливания или мощных LED диодах.
Видны катушки измерителя:
Это по сути амперметр стрелочный.
Масса прибора на всякий случай:
Работа подсветки в темноте:
Голубой цвет подсветки любимый в Китае))
Можно поиграть с резистором и повысить яркость диодов:
Сам по себе стрелочный индикатор уровня работать не будет, ему нужен драйвер.
Я использую бюджетные платки на микросхеме TA7318:
Эта платка работает от 12 В, к ней подключается входной сигнал, а она управляет стрелочными индикаторами и их подсветкой.
Вот так «залипательно» двигаются стрелки:
Видео работы индикатора:
Этот индикатор будет хорошим украшением корпуса самодельного усилителя, но нужно «позаморачиваться» с подсветкой.
Спасибо за просмотр. Удачных покупок!
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.
Планирую купить +29 Добавить в избранное Обзор понравился +94 +118
- 12 января 2020, 20:06
- автор: bdos
- просмотры: 22678
Источник: mysku.me