Здравствуйте, уважаемые читатели моих опусов.
Для многих не секрет, что я- увлекаюсь велосипедизмом во многих его проявлениях (спорт, туризм, прогулки), в том числе- очень люблю и ночью покататься, так сказать- развеяться после трудовых будней.
Конечно же, для меня на первом месте- стоят такие факторы, как взаимоуважение на дороге, заметность для других участников движения, безопасность. Не малую роль, для достижения этого- играют различные приспособления для иллюминации, в частности- фонарики. У меня вполне есть на что посмотреть стоящее, из из категории «велосипеды и аксессуары к ним», не густо правда, да всё «по делу».
Так получилось, что удалось подсадить ещё одного знакомого, с внедорожника на велосипед, и по причине своего возраста и малыми знаниями в ассортименте и способах покупок через интернет — просил он меня заказать фонарики себе. Я уже писал про Фара велосипедная «SolarStorm x2», и фонарь велосипедный «Rapid X», которые вполне хорошо зарекомендовали себя как по техническим характеристикам, так и по удобству использования. Обозреваемые сегодня фонари- это, практически, копия фонарей «Rapid X».
ОТЛИЧНЫЕ! Велофонари с АлиЭкспресс. ТОП 9 Самых Мощных!
Отличие- только разве что в упаковке попроще, ну и корпус самого фонаря в держателе- немножко «ходит» туда-сюда (если специально двигать). Но, за их стоимость- на это можно легко закрыть глаза, как говорят фотографы «На качество картинки не влияет».
Поставляются фонарики- в таком вот не затейливом убранстве, в виде простого пакетика. Комплект- сам фонарик, кабель USB-micro USB, два крепёжных кольца (одно побольше- для крепления на руль или подседельный штырь, другое- узкое, для крепление на перо рамы).
Включаются и выключаются- удерживанием маленькой кнопочки, а быстрым нажатием- переключаются между 5 режимами работы, из которых:
1-постоянно горит;
2-стробоском
3,4,5- различные «мерцающие» режимы.
В принципе, вполне достаточно и просто режима из одного «бегающего» огонька. Его вполне заметно, и при полностью заряженном аккумуляторе- можно спокойно до утра забыть о зарядке.
Фонари- выпускаются в 3 цветовых вариантах (красный, белый, синий). Красные- у меня стоят по одному на каждом пере. Этого отлично хватает, что бы тебя видели сзади и сбоку со всех сторон.
Этому приобретению- предшествовало несколько событий. У меня уже было 2 таких фонарика (красных), но в прошлом году- один знакомый армянин, тоже купил велосипед, и я его просто не мог отпустить в тёмное время хоть без какого-то освещения, в общем- подарил один ему. Да и хотел попробовать ещё белые фонарики, в качестве ходовых огней, что бы основную фару не сажать. Подвернулся вот теперь случай, что попросили заказать, я «до кучи»- и себе заказал ещё. В общем, взял 6 штук (2 белых, и 4 красных, 2 из которых- знакомому).
ОТЛИЧНЫЕ! Велофонари с АлиЭкспресс 2022. 15 Самых покупаемых!
Вот так вот смотрятся белые фонарики:
Во включённом состоянии, один- горит постоянно, другой- в «бегающем» режиме:
Вообще, белые фонари- хотел на «штаны» вилки прикрепить, но вилка у меня «FOX», и труба весьма широкая, большое кольцо крепёжное- растягивается сильно, побаиваюсь что порвётся. Хотя, на вилки дешёвого сегмента- вполне думаю прикрепится. Так же отлично будет смотреться на вилках ригидных (шоссе, циклокросс, фиксы, городские велосипеды).
Ну и так вот оно смотрится в темноте:
-белые фонари, в режиме постоянного свечения
-красные фонари, в режиме постоянного свечения
Но, при движении, я в основном использую режим, когда на фонаре бегает один диод. Этого более чем достаточно, особенно для задних красных фонарей. Да и белые, при движении по пешеходным зонам- так же заметны.
Так же- удобна зарядка от microUSB. Нет надобности возить кучу зарядок с собой. Мне- вполне хватает на всё (4 фонаря, 2 телефона, плеер)- одной зарядки с двумя портами USB, два шнурка USB-microUSB, ну и если куда на день-два выезжаем отдыхать- беру Power Bank.
Ну и теперь- плюсы и минусы.
Плюсы:
1- Компактность,
2- Универсальность крепления,
3- зарядка от microUSB (не надо кучу зарядок возить),
4- цена (889 рублей за 6 штук все, включая фиксированную доставку 130 рублей, не зависимо от количества фонарей в заказе), 20 дней с момента оплаты до получения.
Минусы:
Всё-таки, хоть и нормальная, но пародия- чувствуется. Это выражается в возможности смещения (примерно на 1 мм) корпуса самого фонаря с установленными в нём светодиодами относительно корпуса его держателя. Это приводит к тому, что кнопка переключения- перекашивается в корпусе, и нажимается уже не так чётко (лечится обратным смещением). Это следствие недостаточно крепкой (склейки или спайки) этих двух частей друг в друге. Но, учитывая их стоимость (если разбить стоимость с доставкой на 6 штук, то получается- 148 рублей), то на это можно закрыть глаза, так как функцию они свою выполняют, и очень хорошо.
Спасибо всем за внимание, и безопасных Вам поездок.
С уважением, Ваш BARMALEJKA.
Источник: otzovik.com
Либо свет, либо тьма. Рейтинг лучших велофонарей на 2023 год
С развитием спортивного и туристического снаряжения большую популярность приобретает велосипед. Это не только экологически чистый транспорт, но и средство передвижения в условиях мегаполиса, а также спортивный инвентарь для поддержания здорового образа жизни.
Велосипедные катания происходят в разное время года и суток. Чтобы не быть застигнутым врасплох на темной дороге, следует позаботиться об освещенности пути. Даже в городских покатушках важно обозначить себя на проезжей части для повышения безопасности движения. Поможет в этом применение велофонариков или любого другого подходящего для подобных целей источника света. Остановимся более подробно на велосипедных фонарях.
Элементы конструкции
Корпус
Изготавливается из ударопрочного пластика и термостойкого стекла. Также распространен анодированный алюминий, не подверженный коррозии и воздействию внешней среды.
Детали оптики
Формируют лучевой поток при помощи отражателя и фокусирующей линзы:
- Отражатель располагается позади источника света и может быть:
- гладким — способствует дальности освещения;
- текстурированным — излучается равномерное световое пятно.
- Фокусирующая линза образует луч определенной формы. Встречается широкое «расплывчатое» без акцентированного центра и узконаправленное – без боковых засветок.
Источник света
Может быть: лампа, светодиод, лазер.
Система управления
Предназначена для изменения режимов. Например, включение мерцающего сигнала или поворотников. Также выбирается необходимая мощность луча.
Источник автономного питания
Бывает встроенным или внешним, подключаемым посредством разъемов и кабеля.
Виды велосипедных фонарей
Из всего разнообразия обозначим следующую классификацию.
- Передний свет. Выполняют следующие задачи:
- освещения дорожного полотна;
- функцию подсветки.
- Задние габариты. Они делают велосипедиста видимым транспортным средствам, движущихся позади. Обязательный красный свет стоп-сигнала.
- Маячки применяются как самостоятельно на рулевой колонке, так и в дополнение к задним огням. Подходят для катания на освещенных участках. Выбор разнообразен: от классических форм, до светящихся лент.
По мощности освещения
Применяется следующая градация:
- Малая — для катания в пасмурную погоду, в сумерках и в пределах населенного пункта при наличии уличного освещения. Дальность луча составляет около 5 м.
- Средняя — применима в ночное время. Засвечивает дорожное полотно на 25-30 м вперед.
- Мощная — сравнима с автомобильными фарами. Световое пятно располагается на расстоянии 110-150 м от рулевой колонки.
По источнику света
- Галогенные — представляют собой герметичную колбу, наполненную парами инертного газа. Образуют мощный и дальний луч. Отличаются от других повышенным расходом энергии и возможностью перегрева.
- Светодиодные — наиболее распространенные и популярные. Экономично расходует питание, обладают большой яркостью и продолжительным сроком эксплуатации.
- Лазерные — видимы при любой освещенности, не засвечивается светом автомобилей. Применяются в качестве маячков или заднего фонаря.
В зависимости от способа использования встречаются:
- Фара. Как правило, массивная и мощная, с отдельным автономным питанием. Имеет дальнюю засветку и широкую линзу.
- Налобные (на шлем). Крепятся посредством кронштейнов или ленты.
Применение такого типа не освобождает от обязательного применения габаритных огней.
- Динамо-фонари. Работают от динамо-генератора во время движения. В них отсутствует автономный источник энергии, однако такие модели не отличаются мощностью и производят «жужжание».
- Использование ручных фонариков. Доступный вариант, который при съемном исполнении может использоваться как обычный. Недостаток — требуется регулировка при установке для исключения ослепления.
- Бесконтактный. Рассматривается в классе динамо-моделей. Располагается в непосредственной близости от обода колеса на тормозной колодке. Вращающийся металлический обод способствует возникновению токов в магнитной катушке, расположенной в корпусе фонарика. Токи питают светодиодные элементы. Отличительной особенностью таких моделей является:
- Бесшумность.
- При использовании в качестве задних габаритов во время торможения яркость засветки повышается как на автомобиле. Это происходит за счет максимального приближения внутренней магнитной катушки фонарика к ободу колеса. Тем самым увеличивается степень взаимодействия, повышая номинал тока.
Критерии выбора
Необходимо обратить внимание на следующие показатели:
- Световой поток. Это «чистый» свет, который производится источником, исключая прохождение через линзу и отражение от рефлектора. Единица измерения — люмен. Значения 700-900 люмен принято считать достаточными для переднего огня.
- Уровень освещенности. Показывает количество света, попадающего на единицу площади. Измеряется в люксах (лк). Модели со значениями 15-20 лк можно применять для ночных поездок.
- Угол рассеивания. Его формирует фокусирующая линза. Узконаправленный луч имеет показатель 15-20 градусов. Для широкого охвата дороги следует выбрать значение 120-180 градусов. Дальность напрямую зависит от угла рассеивания: чем уже луч, тем на большее расстояние «пробивается» пространство.
- Продолжительность работы. Зависит от источника света и питания. Преимущество имеют светодиодные марки с энергосберегающими характеристиками (10-12 ч). Галогенные фонари светят 2-3 ч.
- Наличие различных режимов. Эта функция позволяет адаптировать мощность фонарика под условия освещенности, менять характер светового луча: дальний, ближний и мерцающий. Важно, чтобы переключение в движение было удобным, без отвлечения внимания от обзора дороги. Безопасность движения повышается с использованием моделей с поворотниками.
- Возможность подключения к повербанку. Если фонарик немощный, а поездки непродолжительные, то можно использовать повербанк в качестве аккумулятора. Следует приобретать модель с разъемом USB. При использовании повербанка необходимо учитывать характеристики гаджета. Выходной порт выдает номинал напряжения 5 В. Штатные перезаряжаемые аккумуляторы (в зависимости от модели) вырабатывают 6 — 8 В, поэтому заявленные показатели фонарика при работе от повербанка не обеспечиваются.
Дополнительные параметры
Способ крепления
Фонарик должен устойчиво фиксироваться и не смещаться во время поездки. Применяются следующие способы:
- шарнирный держатель;
- клипса;
- зажим-прищепка.
При помощи липучек и утяжек можно закрепить фонарик (маячок) на экипировке или одежде.
Герметичность корпуса
Следует учитывать особенности климата и условия катания. Производители указывают степень защиты маркировкой IPX, где Х — цифровой показатель класса. Классы обозначаются от 0 до 9 по возрастанию. Чем больше цифра, тем выше степень защищенности.
Цвет
Светодиодные модели лучше заметны на дороге. Холодный (синий) свет яркий. Желтый (теплый) более восприимчив в цветовой гамме улиц. Мы рекомендуем приобретать велофонари со светодиодами марки Т6. Этот элемент обеспечивает яркое и хорошо видимое свечение, при этом не потребляет много энергии.
Возможность дистанционного управления режимами
С этой целью аксессуары комплектуются дистанционным пультом, который фиксируется на руле. Следует обратить внимание на беспроводной вариант исполнения.
Реализация системы Dual Distance Beam System
Эта функция ограничивает распространение светового луча вверх. Тем самым происходит направление потока прямо и вниз (под переднее колесо). Исключается ослепление встречных водителей и пешеходов.
Лучшие производители
Какой фонарик лучше, поскольку разнообразие моделей может вызвать растерянность при выборе. Следует остановиться на проверенных фирмах:
- Nanoled. Это китайская фирма, выпускающая штатные системы автомобильного освещения и световые приборы для туризма. Её продукция отличается высоким качеством и применением новых технологий в области светотехники.
- D.Light. Это тайваньская производственная компания, основанная 2007 г, которая производит бюджетные световые приборы для домашнего хозяйства.
- Fenix. Эта немецкая фирма известна качественной продукцией с 1923 г. Целевая аудитория — любители активного отдыха. У компании есть представительства в 30 странах, в том числе в России — ООО «Феникс Контакт РУС».
- Яркий луч. Этот российский представитель с 2009 г производит компактное световое оборудование для промышленности, спасательных и спецслужб. Товары популярны и в широком потреблении.
Где купить
Разнообразный ассортимент представлен в туристических магазинах и отделах супермаркетов. Популярен способ покупки через интернет – с Али экспресс.
Как составлялся рейтинг
При составлении ТОПа мы учитывали отзывы покупателей и популярность моделей. В списке представлены велофонари различного функционала и ценового предпочтения.
Лучшие передние велофонари
Такие модели должны качественно осветить дорогу в поездках в темное время суток.
Источник: topsov.com
Велосипедный фонарь с динамическими поворотами. Зачем покупать на Aliexpress, если можно сделать самому?
Несмотря на то, что наступила зима, я обратил внимание, что многие продолжают ездить на велосипедах. Темнеет раньше, а катафоты не самое лучшее средство сделать своего железного коня заметным на велосипедной дорожке. Так что самое время расчехлить паяльник, и сделать этот мир ярче собрать для себя велосипедный фонарь.
Устройство имеет динамические указатели правого и левого поворотов и габариты с эффектом «бегущих огней». Габаритный огонь загорается красным цветом от центра к краям. Повороты зажигаются жёлтым цветом от одного края к противоположенному.
Схема не содержит микроконтроллеров и выполнен только на жесткой логике. Работает сразу после сборки, не требует никакой настройки или прошивки, собирается за один вечер.
Если ты тоже не готов ждать посылки с Aliexpress, добро пожаловать под кат. Будет только жесткая логика и немного аналоговой магии.
Первая запись в моем блоге на Хабр была посвящена простой схеме динамического указателя поворотов без микроконтроллера. И вот, через некоторое время после публикации, я получил очередную схемотехническую головоломку от моего друга ssg1712: разработать схему велосипедного фонаря без микроконтроллера, который реально можно было бы повесить под сиденье и ездить с ним.
«Вызов» был дополнен достаточно жесткими условиями. Устройство должно быть выполнено на основе восьми RGB-светодиодов типа 5050, и с их помощью отображать динамические эффекты для указания правого и левого поворотов, а также габаритного огня. Важным условием было обеспечить возможность изготовления схемы на односторонней печатной плате, а светодиоды должны быть размещены по центру платы.
Прошлая схема поворотника была реализована на основе сдвигового регистра. Она выполняла функцию указателя поворотов только в одну сторону. А сейчас необходимо на одной и той же полоске светодиодов показывать динамические повороты в обе стороны. Делать это на сдвиговых регистрах и диодной матрице даже для меня показалось извращением.
Но какая-то изюминка в схеме должна была быть обязательно. Не буду долго вас томить. Результат работы показан на видео. Посмотрите его, и, прежде чем смотреть мой вариант схемы, напишите в комментариях, как бы вы реализовали такую функциональность без применения микроконтроллеров.
Забегая вперед, скажу, что изюминкой схемы стала комбинация резистивного делителя напряжения в сочетании с неполным транзисторным Ш-мостом. Описание схемы читайте дальше.
❯ Описание работы устройства
Сразу при подаче питания включается режим габаритного огня. Индикация осуществляется с помощью светодиодов красного цвета. Интервалы переключения светодиодов имеют равные значения, общая частота повторения составляет примерно 1Гц.
Сигналы поворотов включаются замыканием с общим проводом контактов “Button_Left” – для левого и “Button_Right” – для правого. Индикация осуществляется одновременным включением светодиодов красного и зеленого цветов. Интервалы переключения светодиодов также имеют равные значения, общая частота повторения составляет примерно 1Гц.
Одновременное замыкание на общий провод контактов “Button_Left” и “Button_Right” является недопустимой комбинацией и ограничивается механически за счет конструкции «под рулевых» переключателей велосипеда.
Чтобы синие кристаллы RGB-светодиодов не болтались без дела Сергей ssg1712 предложил добавить в схему аварийный сигнал. Предложил он это уже после того, как первый вариант электрической схемы был готов. Аргумент про синие кристаллы показался железобетонным. Деваться некуда, схему пришлось переработать.
Аварийный режим будет включаться при замыкании контакта “Button_Strobe” с общим проводом схемы. Индикация должна осуществляется попеременно с помощью светодиодов красного и синего цветов. Интервалы переключения также должны составлять примерно 1Гц.
Основой схемы является блок компараторов, которые управляют линейкой из 8-ми светодиодов. Компаратор сравнивает линейно нарастающее напряжение от ГЛИН (генератор линейно нарастающего напряжения) с опорным напряжением от ИОН (источник опорного напряжения). ИОН формирует 8 порогов срабатывания для управления каждым отдельным светодиодом. В зависимости от того, как логика управления коммутирует ИОН, формируется сценарий управления светодиодами.
Структурная схема велофонаря
ИОН представляет собой делитель напряжения, выполненный на резисторах. Между резисторами имеются отводы напряжения на инвертирующие входы компараторов. Также делитель напряжения имеет три специальных линии: “Up”, “Center”, “Dwn”. В зависимости от того, как подключены эти линии к цепям питания, опорные напряжения на входах компараторов могут изменяться.
Логика управления может коммутировать ИОН следующими способами:
1. Линия “Center” отключена от цепей питания, “Up” – подключена к плюсу, “Dwn” – к общему проводу. При такой коммутации напряжение на выходах делителя возрастает от нижнего отвода “Dwn» к верхнему “Up”. Это соответствует переключению светодиодов в режиме левого поворота.
2. Линия “Center” отключена от цепей питания, “Up” – подключена к общему проводу, “Dwn” – к плюсу питания. При этом напряжение на выходах делителя будет распределено наоборот: на нижнем отводе “Dwn” максимальное напряжение, на верхнем “Up” – минимальное, напряжение будет убывать от нижнего отвода к верхнему. Это соответствует переключению светодиодов в режиме правого поворота.
3. Для реализации управления светодиодами в режиме габаритов линия “Center” подключает середину делителя к плюсу питания, а линии “Up” и “Dwn” одновременно к общему проводу. Таким образом делитель разделяется на две половины, и опорное напряжение будет уменьшаться от центра к верхнему и нижнему отводам делителя.
4. При аварийной сигнализации линия “Center” также не подключена. А сигналы “Up” и “Dwn” одновременно подключаются к плюсу питания или к общему проводу. Если подключение выполнено к плюсу, то плюс питания появляется сразу на всех отводах делителя, при этом выходы всех компараторов будут одновременно открыты. Если же “Up” и “Dwn” подключить к общему проводу, то выходы всех компараторов одновременно закроются.
❯ Первая версия схемы без аварийного режима
Первый вариант схемы получился даже проще, чем я мог себе представить. Я несколько раз перепроверял схему в симуляторе и анализировал ее эмпирически. По моим прикидкам все должно работать. Но в макетирование эта схема не пошла.
Для удобства подключения на велосипеде, кнопки правого и левого поворота замыкаются на землю. На диодах D9D10 и резисторе R21 реализована схема ИЛИ. Транзистор Q5 инвертирует сигнал кнопок для управления транзистором Q7. Транзистор Q7 закрывается при замыкании любой из кнопок и отключает средний отвод «Center» от плюса питания.
При этом один из полумостов: Q1Q2 или Q9Q10 — подтягивает свою сторону делителя напряжения к плюсу питания. Вторая сторона остается стянута на землю.
Пилообразные импульсы генерирует таймер NE555. Транзистор Q6 обеспечивает линейный заряд конденсатора С2. Заряд конденсатора С2 производится до уровня 2/3 от напряжения питания. После чего таймер переключается, и конденсатор разряжается через резистор R19. Резистор ограничивает разрядный ток конденсатора.
Это также позволяет таймеру успеть сработать, когда С2 разрядится до 1/3 от напряжения питания. Таким образом пилообразный импульс имеет диапазон от 1/3 до 2/3 питания и имеет нарастающую форму.
Резисторы R9, R17 и R36 имеют большее сопротивление, чем остальные элементы опорного делителя напряжения. Это необходимо, чтобы напряжения делителя находились в том же диапазоне, что и пилообразные импульсы.
❯ Полная версия схемы
Полная схема отличается от предыдущей тем, что имеет немного более сложную логику управления светодиодами. Я решил не морочить голову, и сделать ее на логических микросхемах серии CD4000. В сравнении с 74НС00 серией, CD4000 имеет расширенный диапазон напряжения питания. И схема работает уже от 2,7В до 9В.
Для аварийного режима в схему добавлен еще один генератор на NE555. Его импульсы определяют время включения красной и синей вспышек. Остальная часть схемы работает аналогично предыдущей. Список компонентов и печатную плату вы можете найти на сайте у Сергея.
В зеленке плата получилась просто «булочкой»! Понадобилось всего 6 простых микросхем и горстка «рассыпухи», и вот, еще одна головоломка решена.
Пишите в комментариях: стали бы вы так заморачиваться, или выбрали бы микроконтроллер?!
Если вам нравятся схемотехнические головоломки, посмотрите мой предыдущий пост.
Также, вы можете почитать о том, как электроника стала моим хобби.
Источник: habr.com