Непрерывная милостыня — это вакф. Об этом говорится в хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Когда человек умирает, все его добрые дела заканчиваются, за исключением трех: непрерывная милостыня, полезные знания или праведный ребенок, который будет молиться за него» [1] .
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, комментируя этот хадис, сказал: «Непрерывная милостыня — это вакф (вакуфное имущество)» [2] .
Аль-Хатыб аш-Ширбини, да помилует его Аллах, сказал: «Непрерывная милостыня понимается у ученых как вакф, как это сказал ар-Рафи‘и. Другие виды милостыни не являются непрерывными» [3] .
Непрерывная милостыня /садака джарийа/ — это милостыня, вознаграждение за которую продолжается и после смерти человека. Что касается милостыни, вознаграждение за которую не продолжается, например, милостыня бедняку в виде продуктов, то она не является непрерывной милостыней.
Кому и когда выплачивается фидья садака
Исходя из этого, кормление постящихся, обеспечение сирот и забота о пожилых людях — несмотря на то, что все это является милостыней и благотворительностью — не являются примерами непрерывной милостыни. Но вы можете внести свой вклад в строительство дома для сирот или дома для пожилых людей, и это будет уже непрерывной милостыней, за которую вы будете получать вознаграждение до тех пор, пока это учреждение будет приносить пользу людям.
Примеров непрерывной милостыни много, в том числе: строительство мечетей, посадка деревьев, рытье колодцев, печать и распространение печатной копии Корана, а также распространение полезных знаний путем книгопечатания и распространения аудиозаписей.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и облагодетельствует, сказал: «Воистину, к хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей, и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран (мусхаф), что был оставлен им в наследство; мечеть или дом для путников, которые он построил; река, которой он проложил дорогу; и милостыня, которую он раздал из своего имущества при жизни, будучи в полном здравии. Награда за всё это дойдёт до него и после смерти» [4] . Аль-Мунзири сказал: «Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая» [5] . Аль-Альбани в «Сахих Ибн Маджа» также сказал, что хадис хороший.
Мусульманин должен постараться оставить милостыню на различные цели, чтобы иметь возможность получить награду с каждого вида поклонения. Вы можете часть имущества дать на кормление постящихся, часть — на обеспечение сироты, часть —на дома престарелых, часть — на строительство мечети, часть — на распространение книг и мусхафов и далее.
А Аллах знает лучше.
[2] Ан-Науауи. Шарху Муслим. Т. 11. С. 85.
Баракят тех, кто искренне даёт садака
[3] Аш-Ширбини. Мугни-ль-мухтадж. Т. 3. С. 522-523.
[4] Ибн Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 242.
[5] Аль-Мунзири. Ат-Таргыбу уа-т-тархиб. Т. 1. С. 78.
Садака джария
Одной из величайших милостей Всевышнего Аллаха является то, что Он указал своим рабам на дела, за выполнение которых человек продолжает получать награду даже после смерти.
Дорогой читатель, предлагаем тебе познакомиться с хадисом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , который передал аль–Баззар, от известного сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), и шейх аль-Альбани назвал этот хадис хорошим.
«Всевышний Аллах продолжает давать награду человеку в семи вещах после его смерти тому, кто: передал знание, пустил реку, раскопал колодец, посадил пальму, построил мечеть, оставил мусхаф Корана, оставил после себя ребенка, который просит за него прощения».
А теперь вдумайся над этим хадисом и стремительно устремись воплотить его в дело, пока тебя не постигла смерть, ведь не будет предоставлена отсрочка душе, когда наступит ее срок.
1 – «Передал знание»
То есть полезное знание, с которым человек познает своего Господа, своего пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и свою религию. Знание, с которым становится ясен прямой путь от заблуждения, дозволенное от запретного.
Всевышний сказал: «وَقُل رَّبِّ زِدْنِي عِلْمًا» «и говори: «Господи! Приумножь мои знания». Сура Та-Ха 114.
«شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ»
Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого. Сура Семейство Имрана 18.
Отсюда мы также узнаем большое достоинство обладателей знания, ученых, призывающих к знанию, ведь они те, кто научат невежду и невежественного человека его религии, напомнят беспечному и пренебрегающему.
«قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ»
Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом. Сура аз-Зумар 9.
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Сура аль-Фатыр 9.
Их работы, книги остаются после их смерти и люди продолжают брать и получать с них пользу, знакомиться и учиться своей религии.
В старину люди говорили «ученый умирает, а его книга остается». Сегодня остаются не только книги, а также голос (аудиозаписи). С дозволения Аллаха награда ждет также того, кто стремится их распространять среди людей и указывать на них.
2 – «Пустившему реку»
То есть пустить источник воды, как рудник, реку и т.д. к местам скопления и жизни людей, ради их пользы, которыми они будут пользоваться для себя и своих скотов и т.д. облегчая им тем самым, средства для проживания. Всевышний Аллах (свят Он и велик) сказал:
«فَلْيَنظُرِ الْإِنسَانُ إِلَىٰ طَعَامِهِ أَنَّا صَبَبْنَا الْمَاءَ صَبًّا ثُمَّ شَقَقْنَا الْأَرْضَ شَقًّا فَأَنبَتْنَا فِيهَا حَبًّا
وَعِنَبًا وَقَضْبًا وَزَيْتُونًا وَنَخْلًا وَحَدَائِقَ غُلْبًا وَفَاكِهَةً وَأَبًّا مَّتَاعًا لَّكُمْ وَلِأَنْعَامِكُمْ»
Пусть посмотрит человек на свое пропитание! Мы проливаем обильные ливни, затем рассекаем землю трещинами и взращиваем на ней зерна, виноград и люцерну, маслины и финиковые пальмы, сады густые (или с могучими деревьями), фрукты и травы на пользу вам и вашей скотине. Сура Нахмурился 24-32.
3 – «тому, кто вырыл колодец»
Это такое же прекрасное и полезное дело, как предыдущее.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Однажды одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашёл колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучала она и меня», после чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак,и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Аль-Бухари; Муслим.
Так что же говорить после этого хадиса о том, кто станет причиной в появлении колодца и т.д., среди людей и животных, которые будут им пользоваться, и какая уготована награда для такого человека!?
4 – «Посадил пальму»
Всем нам известно это прекрасное дерево и какую пользу оно в себе несет для творений Аллаха. Поэтому, именно это дерево посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) упоминает в этом хадисе, хотя каждое дерево, которое приносит пользу, входит в этот хадис.
5 – «Построил мечеть»
Мечеть — любимейшее место у Аллаха. Дом, который Аллах дозволил воздвигнуть, в котором поминается Его имя. Это место, в котором выполняют наиболее любимые дела для Аллаха. И это Ас-Солах — то место, в котором поминается Аллах и распространяются полезные знания, а также собираются мусульмане. И есть много других достоинств этого места.
От Усмана (да будет доволен им Всевышний Аллах), сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха( да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всевышний Аллах построит дом в Раю тому, кто построит мечеть желая тем самым лика Аллаха». Аль-Бухари Муслим.
6 – «Оставил после себя мусхаф»
Мусхаф — Коран, про который Всевышний сказал: إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ «Воистину, это — благородный Коран». Сура События 77.
И это может происходить при помощи печати, распространения. Также это может быть его покупкой и оставлением его в мечети, как вакуфное имущество ради того, чтобы люди читали, размышляли и делали амал в соответствии с ним. Сделавшему это, будет уготована большая награда у Всевышнего Аллаха (свят Он и велик).
7 – «Воспитал детей на богобоязненности и праведности»
Воспитал таких детей, которые будут молиться за своих родителей при их жизни и после их смерти, и просить Аллаха об их прощении и милости для них.
«Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя. Всякую вещь Мы подсчитали в ясном руководстве (Хранимой скрижали). (Ясин, 12).
‘Абдур-Раззак аль-Бадр приводит пример, что у человека есть две жизни, первая — когда он жив, а вторая — после смерти. И шейх говорит, что есть люди, которые здоровые, руки, ноги есть, они живут — время идёт, идут дни, месяцы и годы, но никакой награды им не идёт. Однако они опускаются в грехи. Но есть такие люди, которые уже под землёй столько времени, а награда идёт им каждый день».
Также в сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приходит другой хадис о награде человека после смерти.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются (и он перестает получать нагрду за них), кроме трех: непрерывной милостыни (садака джария), знания, которыми пользуются люди, праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него». (Муслим 1631)
«Непрерывная милостыня (садака джария») – это имущество, из которого выплачивается милостыня, за что его хозяин будет получать награду. Или имущество, завещанное на благотворительные цели. Также сюда входит построенная им мечеть, мост, колодец, или что-либо другое, чем продолжают пользоваться люди после его смерти.
«Знания, которыми пользуются люди» – как уже было выше сказано, это может быть книга, аудиозапись, как создание, так и их распространение разными способами.
«Праведные дети, которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за него» – будут просить Аллаха об его прощении и милости на протяжении всей своей жизни.
Просим Всевышнего Аллаха сделать нас из числа тех, кто будет продолжать получать награду и после смерти.
Хвала Аллаху. Господу миров. Мир и благословение нашему пророку, его семейству, сподвижникам и праведным его последователям.
Нариман абу Имран
Источник: www.umuslim.ru
О подарках (хиба,хадия,садакъа и аътыя)
Здесь шейх Салих аль-Фаузан, отвечая на вопрос, говорит, что нет особой разницы между (الهبة، الهدية، الصدقة، العطية ) ХИБА, ХАДИЯ, САДАКА и ‘АТЫЯ, и что все это — безвозмездная передача чего-либо в чужую собственность.
Разница лишь в намерении дающего.
Садака — для нуждающегося с желанием награды только в мире вечном.
Хадия — для укрепления дружбы и любви.
Хиба — для того, чтобы тот получил пользу.
‘Атыя объединяет все это.
И там же он говорит, что этим оно отличается от (العارية) ‘АРИЯ, а это то, что дается в пользование без права собственности, а только для использования.
Цитата:
Передается от Ибн ‘Аббаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Человек) забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине (и поедает её)». аль-Бухари 2589, 2621, Муслим 1622.
Источник: barira.livejournal.com
Как вычисляются размеры фитр-садака, фидии и нисаба по выплате закята?
В данной публикации мы объясним предназначение этих видов пожертвований и перечислим категории людей, которые должны их оплачивать и которые имеют право претендовать на эти выплаты.
Фидия. Законность данного вида выплаты обусловлена 184 аятом суры аль-Бакара:
❁ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ❁
Смысл: «[Пост – это] считанные дни. А кто из вас болен или в пути, [в этом случае он может не держать пост, но тот] пусть постится такое же количество дней в другое время. А на тех, кто может [поститься] – фидья [искупление, и это] накормить бедняка».
Богословы, руководствуясь данным аятом постановили, что фидию выплачивает тот, кому по причине хронической болезни и по медицинским показаниям запрещено поститься на протяжении всей жизни (например, при бронхиальной астме, при которой больной вынужден на постоянной основе применять аэрозольный ингалятор [см. публикацию об использовании аэрозольного ингалятора от астмы во время поста]), человек преклонного возраста, который по состоянию здоровья не может поститься. Кроме того, фидию можно выплачивать от имени умершего, оставившего долг по посту [1].
Следует заметить, что если у кого-то имеется уважительная причина на данный момент времени не поститься в месяц Рамадан, как например, временная или периодическая болезни, кормление ребенка грудью при условии, если кормящая боится задержки или исчезновения молока, или же человек из-за сильной болезни вынужден прервать пост, в этом случае необходимо возместить такое же количество дней поста в другое время. На данное положение указывает аят, который мы привели выше, и постановление ученых [2].
Фидия является адресной помощью нуждающимся (факир), поэтому данные средства нельзя выплачивать иным категориям людей и направлять на какие-то другие цели. Согласно ханафитскому мазхабу, нуждающимся считается тот, у кого нет нисаба или имущества равного ему [3].
В 2023 году Совет улемов ДУМ РТ установил размер фидии в объеме 350 рублей. Данное значение является денежным выражением 0,5 са‘ (са‘ – мера сыпучих тел, равняется ≈1,5 кг.) ячменя. То есть формула вычисления фидии определена со времен Пророка ﷺ и используется современными богословами ежегодно при определении размера этого вида выплаты.
Тем, кто не может в течении жизни поститься, следует выплатить её нуждающемуся или же накормить его. А от имени умершего, у которого остались долги по посту, данную обязанность приводят в силу его наследники [4].
Фитр-садака. Выплата фитр-садаки является важным фактором принятия поста. Ибн ‘Аббас передает следующий хадис от Пророка Мухаммада ﷺ:
:عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: «فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنْ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ، وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ، فَمَنْ أَدَّاهَا قَبْلَ الصَّلَاةِ، فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ، وَمَنْ أَدَّاهَا بَعْدَ الصَّلَاةِ، فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنْ الصَّدَقَاتِ».
«Пророк Мухаммад ﷺ сделал обязательной выплату фитр-садака для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также, чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней» [5].
Руководствуясь этим и другими хадисами, ученые Ханафисткого мазхаба постановили, что для взрослого и дееспособного мусульманина, который обладает нисабом (согласно решению Совета улемов ДУМ РТ, нисаб по серебру в 2023 году составляет 41 000 рублей) предписана выплата фитр-садаки. При этом ее минимальный размер составляет при расчете из ячменя [6] 150 рублей. Нисабом является излишек от средств, предназначенных для удовлетворения собственных неотложных потребностей, содержания тех, кто находится у человека на иждивении, а также уплаты долгов, которые необходимо погасить.
А для тех, кто обладает нисабом для выплаты закята, Совет улемов ДУМ РТ рекомендует выплатить фитр-садака из расчета изюма, и ее сумма составляет 800 рублей.
Почему есть разница между значениями фитр-садаки? Дело в том, что в эпоху посланника Аллаха ﷺ фитр-садака раздавали основными видами продуктов (пшеница, финики и изюм), которые, так или иначе, были распространены в той местности.
Объем пшеницы должен был составлять пол са’, что, примерно, соответствует двум килограммам, а объем изюма и пшеницы должен был составлять один са’, что, примерно, соответствует четырем килограммам. На сегодняшний день, если говорить о данных продуктах в ценовом выражении, то разница очевидна. Поэтому экспертами ДУМ РТ за основу была взята среднерыночная цена за каждый из видов вышеперечисленных продуктов так, что минимальная цена составила 150 рублей, а максимальная – 800 рублей. Поэтому минимальный размер садака-фитр составил 150 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту – 800 рублей.
Фитр-садака, как и в случае с фидия, является адресной помощью нуждающимся (факир), поэтому данные средства нельзя выплачивать иным категориям людей и направлять на какие-то другие цели. Согласно Ханафитскому мазхабу нуждающимся считается тот, у кого нет нисаба или имущества равного ему [6].
Можно ли давать фитр-садака своим детям, родственникам?
Фитр-садака запрещено давать следующим категориям родственников:
1. Родителям, родителям родителей и далее.
2. Детям, детям детей и далее.
Примечание: мусульманин, тем не менее, имеет право дать фитр-садака своему брату или сестре.
За кого обязан платить фитр-садаку глава семейства?
Мусульманин, помимо себя, должен раздавать садака-фитр за своих малолетних детей, не достигших совершеннолетия по Исламу (половозрелости).
Мусульманин не обязан (но может, по желанию) раздавать садака-фитр за свою жену, родителей или совершеннолетних детей, поскольку его права, в полной мере, не распространяются на их имущество.
Кто обязан выплачивать закят?
На обязательность выплаты закята указывает 103 аят суры ат-Тауба:
❁ خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ❁
Смысл: «Бери [о Мухаммад] из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их [от грехов] и исправить. Молись за них! Ведь, поистине, твои мольбы – успокоение [милость] для них [либо покой – как следствие принятого покаяния]. И Аллах – Слышащий, Знающий».
Нисаб для выплаты закята рассчитывается по золоту, его минимальный порог составляет стоимость 85 граммов золота. Соответственно, если у совершеннолетнего, разумного мусульманина появляется в распоряжении 85 граммов золота, его денежный эквивалент или же товар для торговли (‘уруд ат-тиджара) аналогичной стоимости или дороже (за вычетом долгов и необходимых расходов), то у него начинается отчётный год нисаба (по лунному календарю). Если по истечению одного лунного года у человека денежные средства остались в том же объеме, то есть равные нисабу, или же их стало больше, то ему с этой суммы необходимо выплатить закят в размере 2,5 % (1/40 часть) [7].
Как и фидия и фитр-садака, закят является адресной выплатой, поэтому данные средства нельзя выплачивать и использовать на какие-то другие цели.
Категория людей, кому выплачивается закят шире, чем для фидия и фитр-садаки. К ним относятся следующие категории:
— бедные [не имеющие нисаба, то есть не относящиеся к тем, кто обязан выплачивать закят];
— нищим [неимущим и обездоленным];
— тем, кто занимается сбором и распространением закята;
— на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними; — на пути Господа;
Источник: dumrt.ru