Обзор kings of Honor

Knights of Honor II: Sovereign, пожалуй, самая необычная глобальная стратегия недавнего времени. Пока её конкуренты занимаются непрерывным углублением геймплейных механик и разветвлением игровых процессов, эта игра заявляет, что будет простой и дружелюбной к новичкам. Получилось ли у неё снизить планку входа в один из самых нишевых жанров, не потеряв его очарования?

Перед геймдизайнером все равны

События Knights of Honor II: Sovereign происходят на карте, которая охватывает всю Европу, а также немного территорий Северной Африки и Ближнего Востока. Кроме того, пользователям доступны целых три стартовые даты, что в совокупности предоставляет нам возможность играть за огромное множество графств, княжеств, королевств, халифатов и империй.

В теории это огромный плюс, обеспечивающий реиграбельность и разносторонний геймплей. Однако на практике он полностью нивелируется тем, что все страны и народы на карте абсолютно одинаковые. За кого бы вы ни решили играть — графа или императора, католика или мусульманина, феодала или кочевника, — в вашем распоряжении будут одни и те же здания, одни и те же (за мизерным исключением) войска. У вас будут одинаковые лимиты на количество войск, советников и построек. А каждую партию, вне зависимости от даты старта, вы будете начинать с «голым» королевством без армий, зданий или чего-то ещё.

ТОП 10 СЛОЖНЕЙШИХ ГЕРОЕВ Honor Of King’s | Хонор оф Кингс ОБЗОР

У наций и стран нет уникальных бонусов, черт или механик. На геймплей также никак не влияют формы правления или религия. Возможно, это было сделано из соображений баланса, что в мультиплеере, наверное, будет иметь смысл. Или же это просто одно из проявлений «упрощённой стратегии», киллер-фичи Knights of Honor II: Sovereign.

Победа-победа вместо обеда

Основных способов победы в Knights of Honor II: Sovereign три. Первый из вариантов — завоевание всего мира. Поначалу этот путь кажется слишком сложным, учитывая внушительный размер карты, но завоевания в этой стратегии ничем не сдерживаются. Нет никаких ограничений из-за претензий или военного счёта: провинции просто переходят под контроль сразу после захвата. Единственная настоящая проблема здесь в том, что пока вы будете завоёвывать мир, вы раз двадцать выполните условия для других видов побед.

К примеру, уже через десятка два-три графств у вас будут все природные ресурсы, необходимые для экономической победы. В каждой партии они, конечно, размещаются случайным образом, но обычно на их полный сбор хватает территории небольшой империи. Останется только построить необходимые здания.

Третий вид победы — дипломатический. Для него нужно сначала заработать определённый уровень славы, достигая вершин в разных рейтингах: самая богатая страна, самая большая армия, самое преданное население и т. п. Выполнив первое условие, можно выдвинуться на пост императора мира — буквально. Если остальные великие державы единогласно проголосуют за вас, вы победите.

Расположение соседей можно получить дипломатическим умасливанием или запугиванием. Для первого варианта достаточно изредка передвигать дипломатов из одной страны в другую, остальное они сделают сами. Для второго же нужно просто иметь большую армию.

Knights of Honor — рыцарский обзор на игру Рыцари чести

Помимо этого, есть возможность настраивать условия «малых побед», чтобы сократить длительность партий. В таком случае для завершения кампании нужно будет скопить достаточно золота, завоевать определённое количество провинций или победить какого-нибудь противника.

Чтобы строить, надо знать. Чтобы знать, надо учиться

Игровой процесс Knights of Honor II: Sovereign стоит на трёх китах: строительстве, менеджменте советников и войне. При этом ни один из них не является превалирующим — все они взаимосвязаны. Добиться чего-либо внятного, сфокусировавшись лишь на одном направлении, не получится.

В каждом регионе, будь то Лондон или пустыня Сахара, доступно по восемь ячеек для строительства, при этом половину нужно разблокировать за золото. Поэтому построить мегаполис и играть от города-государства не получится. Так или иначе придётся профилировать провинции: одну отдать под нужды армии, другую — купцам, третью — священникам, а четвёртую — крестьянам.

Дополнительно есть ещё прибрежные и специфические постройки, последние нужны для обработки уникальных ресурсов (мех, вино, соль и т. п.), которые требуются для экономической победы. Каждое из немногочисленных зданий можно улучшать. При этом единожды приобретённый апгрейд будет применяться ко всем аналогичным объектам.

Это довольно удобно и избавляет игрока от постоянного контроля за провинциями. Никаких условий относительно стоимости содержания, потребления ресурсов или рабочей силы нет, что, опять же, облегчает геймплей. С другой стороны, азарта от подхода «построил и забыл» тоже нет.

Строительство зданий прежде всего влияет на генерацию игровых ресурсов: золота, книг, религии, коммерции, пищи и рекрутов, которые тратятся на различные политические действия, наём армии и прокачку персонажей. То есть доход от зданий постоянен и непрерывен, а траты — разовые. Поэтому нет необходимости думать об экономике, подбивать баланс прихода-расхода и т. д. Не хватает чего-то — просто подождите немного

Также новые постройки радуют разные слои населения. Модернизация рынков повысит лояльность купцов, а строительство школ — преданность бедняков. В совокупности это укрепляет стабильность в государстве, которая, в свою очередь, даёт бонусы или налагает штрафы.

Война. Война никогда не меняется

Война в Knights of Honor II: Sovereign точно следует принципам простоты и сбалансированности, заложенным в основу игры. Что касается первого, то он выражается в почти полной безнаказанности завоеваний. Можно спокойно нападать на кого угодно и сразу захватывать области, не дожидаясь завершения конфликта. Просто водите свои армии от города к городу, и те, если они больше, будут без проблем разбивать противников.

Кстати, те же правила действуют и для всех других. Агрессивный ИИ сможет уничтожить вашу империю с той же лёгкостью, с какой вы смели предыдущую.

Однако здесь встревает сбалансированность. У стран одинаковый набор юнитов: пехота, копейщики, лучники, конница, а также их «тяжёлые» варианты. У всех армий одинаковый лимит отрядов, а во всех битвах могут участвовать только по два войска с каждой стороны. Так что, даже если вы захватили полмира, вам не удастся задавить массой небольшое королевство. Правда, это касается только конкретного сражения — в глобальном плане вы, разумеется, раздавите небольшую страну.

В этом свете очень привлекательным, на первый взгляд, выглядит режим тактических боёв, в которых игрок может напрямую командовать отрядами на небольшом участке местности. Вариантов победы здесь, опять же, три — это просто магическое число в Knights of Honor II: Sovereign. Можно уничтожить живую силу противника, захватить контрольные точки или убить вражеского генерала.

В 2004 году первая Knights of Honor значительно проигрывала Rome: Total War в проработке сражений. И вот спустя 18 лет Sovereign… по-прежнему значительно проигрывает всё той же Rome: Total War. И дело даже не в том, что разновидностей юнитов меньше, или карты скромнее, или графика хуже, или войска нормально расставлять нельзя. Просто ИИ в новинке настолько бесстрашно суицидален, что для победы над ним вообще ничего делать не надо.

Управляемые компьютером солдаты всегда бегут в бой по прямой, даже если находятся в обороне. Поэтому не составляет никакого труда расстрелять их на подходе, или обойти с фланга и захватить контрольные точки, или навалиться толпой на постоянно остающегося в одиночестве генерала. В общем, никакого интереса такая тактика не представляет.

Восемь друзей Оушена

Пожалуй, самая интересная часть Knights of Honor II: Sovereign — это работа с советниками, которых здесь зовут рыцарями. Всего, включая короля, в нашем распоряжении может быть до девяти агентов: военачальников, дипломатов, купцов и шпионов. От того, кого именно вы решите пригласить ко двору, во многом зависит и ваш стиль игры.

Генералы командуют армиями. Полезно иметь хотя бы парочку, чтобы защищаться или расширять территории. Без них жизнеспособность королевства окажется под большим вопросом.

С другой же стороны, вместо этого можно использовать дипломатов, которые улучшают отношения. Дружелюбные соседи нападать не склонны, поэтому и армии для обороны не понадобятся. Кроме того, с помощью пактов и союзов можно заставить других защищать себя.

Как обновить Одноклассники на телефоне Хуавей

Альтернативный вариант — купцы. Они приносят много денег и способны импортировать товары, которых у вас нет. А с избытком золота можно строить надёжные крепости, откупаться от врагов и приобретать наёмные армии.

Моими же любимцами стали шпионы. Мало золота? Они его украдут. На вас напали? Они убьют генерала, и армия врага распадётся. Хочется территорий?

Они поднимут восстание под вашими знамёнами или переманят чужого наместника вместе со всей провинцией.

Плести интриги, выстраивать торговые и дипломатические связи довольно интересно и весело. Но омрачается это всё рандомом. Вы не можете сами решать, какое действие должен совершить ваш советник. Вместо этого он сам время от времени будет предлагать вам разные варианты. К примеру, мне нужно, чтобы шпион развязал войну и я мог завоевать соседа, обойдя его оборонительный пакт.

Но вместо этого он предлагает мне лишь сжечь запасы зерна.

Вероятнее всего, это, опять же, попытка облегчить и упростить стратегию, чтобы сделать её более доступной. Но вот в таких нюансах упрощение кажется уже чрезмерным. Начинает казаться, что игра пытается сама в себя играть, максимально отстраняя пользователя от управления.

Я бы понял, если бы Knights of Honor II: Sovereign была целиком про войну — в таком случае редуцированные дипломатия и экономика были бы объяснимы. Но нет, это не так. Куда бы вы ни сунулись, игра очень мило и дружелюбно заявит, что она уже обо всём позаботилась, а вам остаётся только получать удовольствие. Прямо как тому самому Вовке из Тридевятого царства.

Достоинства

  • простая глобальная стратегия, которая хорошо подойдёт новичкам жанра;
  • игра стремится к балансу, ставя пользователей в максимально одинаковые условия;
  • минимум микроконтроля;
  • интересные и эффективные интриги советников.

Недостатки

  • простая глобальная стратегия, которая будет скучной для фанатов жанра;
  • у стран нет отличительных черт, все они одинаковые;
  • тактические битвы очень скучные, и их нет в многопользовательском режиме;
  • не хватает контроля за действиями советников
  • устаревшая графика, особенно в тактическом режиме;
  • обучающие подсказки появляются при каждой загрузке, камера не отводится достаточно далеко для хорошего обзора, система династий бессмысленна и ничего не делает, и другие очень мелкие, но всё же раздражающие недочёты.

Шесть и два в уме

Knights of Honor II: Sovereign — это глобальная стратегия, которая главным своим достоинством называет низкий порог вхождения. В описании ревью-ключа было указано, что это игра, «в которой вы можете управлять средневековым государством, но вам не придётся тратить недели на борьбу с интерфейсом», а её страница в Steam гласит, что Sovereign «достаточно проста и легка в освоении для тех, кто только знакомится с жанром глобальной стратегии». Оценивать её, не беря во внимание эти факты, было бы неправильно.

Если вы никогда не играли в большие стратегии, но всегда хотели попробовать, то Knights of Honor II: Sovereign будет отличной точкой старта. В ней есть знакомые детали из мастодонтов жанра вроде Total War, Civilization или тайтлов Paradox, но в крайне дозированных количествах. Так что если игры этих серий вас пугают своей сложностью, то новинка сможет подготовиться к ним в очень щадящем режиме.

Другими словами, Knights of Honor II: Sovereign — это глобальная стратегия для тех, кто не любит глобальные стратегии. А вот что касается фанатов жанра, для них всё будет не столь радужно. Новинке отчаянно не хватает глубины в каждом из аспектов игрового процесса, будь то развитие государства, международные отношения или война.

Здесь есть тактические битвы — здорово, но в Total War они богаче и лучше. Здесь есть династии и интриги — отлично, но в Crusader Kings эта система на несколько порядков глубже и проработаннее. В Knights of Honor II: Sovereign очень быстро становится тесно — начинает хотеться чего-то большего, но она не может предложить ничего нового или удивить. И это не считая разных раздражающих мелочей — от невозможности нормально отдалять карту до постоянно всплывающих подсказок; от устаревшей графики до весьма внушительного ценника. Оценивать её, не беря во внимание и эти факты, также было бы неправильно.

Источник: www.cybersport.ru

Обзор Knights of Honor II: Sovereign — шикарная глобальная стратегия с кучей классных идей

Первая часть глобальной средневековой стратегии Knights of Honor от компании Black Sea Studios вышла в 2005 году. В отличие от собратьев по жанру, механики на первый взгляд выглядели простыми, но чем дольше вы погружались в процесс, тем больше возможностей и вариантов находили. Основная цель игры заключалась в развитии выбранного королевства до состояния мирового гегемона любыми доступными средствами — от дипломатии до войны. Издателем Knights of Honor в то время была компания Paradox Interactive.

Спустя 17 лет разработчики, которые теперь зовутся Black Sea Games, готовы представить на суровый, но справедливый суд всех ценителей жанра вторую часть игры — Knights of Honor II: Sovereign. Но на этот раз ее будет издавать другая компания — THQ Nordic. Чем же собираются привлекать геймеров на этот раз? Давайте разбираться.

Мир

Главное, что решили не менять разработчики в сиквеле, — это основополагающую формулу “Легко начать, и фиг закончишь”. С каждым проведенным часом в Knights of Honor II: Sovereign вы будете раз за разом открывать для себя что-то новое. Все дело в том, что дизайнеры Black Sea Games решили подойти к вопросу обучения немного с другой стороны.

Начинается игра с настроек кампании. Вы можете выбрать следующие параметры:

  • Выбор стартового временного периода. Можно начать в 1110, 1224 и 1360 годах. В зависимости от выбора вам будут доступны разные государства, ведь история не знает паузы, и всегда кто-то кого-то завоевывает.
  • Уровень сложности. Тут все просто: чем он выше, тем меньше поблажек вам будут делать противники под управлением ИИ.
  • Выбор королевства. Вы можете начать как цельным государством, так и взять под управление лишь одну его провинцию.
  • Размер державы. Тут вы вольны выбрать “Историзм”, что будет отображать историческое разделение государства на регионы, или превратить всю территорию в одну провинцию.
  • Религиозный статус. В случае “Историзма”, ваше королевство будет сохранять статус автокефалии или халифата, если таковой был. В режиме “Усложнение” королевство будет терять свой первоначальный статус.
  • Класс первого короля. Кем вы хотите начать? Маршалом, купцом, дипломатом, клириком или шпионом? А можно сделать исторический выбор.
  • Стартовый запас золота. Этот параметр влияет на начальный денежный запас.
  • Старение королей. Параметр, отвечающий за то, насколько быстро правители будут стареть и умирать.
  • Шпионаж против игроков. Довольно читерный параметр, который определяет степень шпионского воздействия на игрока со стороны противников под управлением ИИ.

Так выглядит карта в 1110 году.

Так выглядит карта в 1110 году.

Кроме того, заранее можно выбрать параметры победы. Если их не выставлять, то главным критерием будет считаться статус императора всего мира. Его можно достичь либо путем развития всех преимуществ королевства, либо завоевав всю карту.

Перед нами открывается огромная карта, включающая в себя территории Западной и Восточной Европы, а также страны Северной Африки. Каждая провинция случайным образом получает несколько экономических или промышленных объектов. Например, прибрежные поселения, которые будут давать бонус к добыче продовольствия в регионе, или деревни, увеличивающие общее число работников и скорость накопления рекрутов в армию. Также случайным образом вы получите какой-нибудь уникальный ресурс, вроде мрамора или редкой дичи, из которой можно получать мех для выгодной продажи.

А вот так — в 1360-м.

А вот так — в 1360-м.

Естественно, чем больше территория вашего государства, тем шире экономические возможности и разнообразие редких ресурсов. Но и управление громадными территориями, например, Московии, гораздо сложнее, чем какой-нибудь Шотландии. Вокруг много соседей, которые обязательно, вот даже не сомневайтесь, позарятся на ваши богатые полезными залежами земли.

На первых этапах (это где-то полтора-два часа игрового времени на обычной скорости, при желании скорость можно увеличить до 10 раз) игра будет протекать в неторопливом темпе. Поняв, что же боги рандома вам послали, вы определяетесь с направлением экономического развития. В каждом крупном городе можно возвести до восьми строений, но лишь четыре слота доступно на старте. Остальные придется докупать за золото, а оно очень, очень важно в этой игре.

Как выключить ВПН на телефоне Хонор

Строения делятся на пять категорий: военные (казармы, оружейная, укрепленные замки и королевский дворец), городские (жилые дома, рыночная площадь, деревенское ополчение, ремесленники и гильдия купцов), религиозные (церковь, собор, университет), сельскохозяйственные (земледелие, ветряные мельницы и продуктовый рынок) и прибрежные (гавань, верфь, адмиралтейство, торговый порт).

В игре всегда придется делать выбор в зависимости от начальных данных

В игре всегда придется делать выбор в зависимости от начальных данных

Какие-то из них можно построить сразу, если хватает денег, а какие-то откроются только при возведении определенного строения. Кроме того, есть и шестая категория — добыча уникального для региона ресурса.

Каждое строение можно и нужно улучшать, что даст вам доступ к новым товарам или технологиям. Самый простой пример: улучшение казармы позволит нанимать в армию не только крестьян, но и делать из них профессиональных солдат, разделяя на роды войск: пехота, лучники, конница, копейщики и так далее. К слову, если у вас нет зоны разведения коней или не у кого их купить, то о коннице можете лишь мечтать. Правда, на вашей территории могут остановиться наемники, и там можно будет приобрести войска, правда, по конскому тарифу.

Победу можно одержать различными способами

Победу можно одержать различными способами

Так строится базовая экономика вашего государства. Но король, то есть вы, не может контролировать все и сразу. Для этого у него есть придворные советники.

Советники

Чтобы прогресс развития государства шел быстрее, можно нанять до восьми придворных. Всего их пять видов:

  • Маршал. Полководцы, владеющие тактическими и стратегическими навыками ведения войны. Вообще, армию может вести кто угодно, хоть священники, но именно маршалы будут делать это наиболее эффективно. Кроме того, они могут управлять большим количеством солдат.
  • Купец. Пожалуй, первый советник, которого вам стоит нанять. Именно эти ребята будут заниматься внешней торговлей и именно через них вы сможете закупать недостающие ресурсы в ваше королевство. Если поставить купца править провинцией, то ее экономический потенциал значительно возрастет.
  • Дипломат. Но никакая торговля не выйдет, если с государством не налажены полезные и выгодные связи. За это как раз и отвечает дипломат. Если у вас хорошие отношения с другими державами, то это открывает пути для торговых соглашений и династических браков. Удачно женив своего сына на дочке соседа, после его (соседа) смерти можно претендовать на часть территорий. Дипломатия, мать ее. Если же этого советника оставить в королевстве, то он сможет заняться пропагандой, что даст прирост к мнению народа о короне.
  • Клирик. Тут все просто — церковники занимаются духовным просвещением черни, следя за тем, чтобы семена чужой веры не проникли на вашу святую землю. Прокаченные попы могут дослужиться до кардиналов и даже стать Папой! Что в свою очередь откроет путь к организации самого веселого ивента Средневековья — Крестовым походам!
  • Шпион. Пожалуй, самый интересный советник, если вы любите дворцовые интриги и охоту на ведьм. Они способны добыть любую информацию, провернуть самые неблагородные, но такие нужные вашей короне делишки, подбить крестьян на бунт и даже отравить правителя чужой державы. А на родной земле эти рыцари плаща и кинжала занимаются контрразведкой и увеличивают сбор налогов в выбранной провинции.

Семья вашего монарха. Его дипломатические навыки уже стали традициями

Семья вашего монарха. Его дипломатические навыки уже стали традициями

Каждого советника, как и короля, можно прокачивать. На выбор случайным образом выдается несколько навыков. В итоге можно получить три умения в профильную профессию и два — в побочную. Каждый навык можно потом улучшить до трех раз. К слову, навыки короля, развитые на максимум, можно превратить в традиции, которые будут распространяться на все королевство.

К примеру, выбрав традицию “Лидерство”, вы получите повышение стабильности в королевстве, бонус к влиянию государства и поднимите боевой дух армии.

Чтобы королевство процветало еще быстрее, вам необходимо заручиться поддержкой всех слоев населения — знати, армии, купечества, церковников и крестьян. В этом вам также будут помогать советники — успешно выполненные задания или заключенный союз будут увеличивать лояльность граждан. А военным победам будут рады вообще все. Конечно, всегда можно повысить репутацию путем залива денег в определенные карманы, но золото, как уже сообщалось ранее, в этой игре очень и очень значимый ресурс, которого почти всегда не хватает.

Различные преимущества вашей державы

Различные преимущества вашей державы

Помимо золота, вам также нужно следить за количеством книг (параметр, отвечающий за возможность улучшения навыков советников), религией (чем больше религиозной мощи, тем больше у клириков возможностей влиять на умы крестьян), коммерцией (этот параметр очень важен при заключении торговых сделок с другими государствами), продовольствием (если еды недостаточно, то вы точно получите восстание и бунты, а также медленнее будут пополняться резервы) и рекрутами королевства (это потенциальные солдаты). Увеличивать их количество можно через строительство определенных зданий и выполнение различных заданий.

Война

Когда дипломатия уже не в состоянии что-либо сделать, на ее место приходит лязг мечей и крики умирающих — начинается война. Воевать в Knights of Honor II: Sovereign можно по-разному: при желании войсками можно управлять напрямую на поле боя, как в серии Total War. Тут вам предстоит проявить талант тактика, отдавая приказы отрядам и пытаясь перехитрить противника. Победу можно одержать как путем аннигиляции всего войска, так и путем захвата (или убийства) его полководца, а также захватом ключевых точек.

Штурм вражеских укреплений в самом разгаре

Штурм вражеских укреплений в самом разгаре

Если же вам лень тратить время на тактический режим, всегда можно ограничиться стратегическим. В этом случае расчет победы и поражения берет на себя ИИ, а вы лишь наблюдаете за тем, как уменьшаются параметры снабжения, численность войск, а к противнику в этот момент приходит подкрепление… Кстати, в одном бою могут участвовать по две армии с каждой стороны, так что поддержка и резервы — это то, без чего вы вряд ли сможете вести успешную войну.

Если сражения затягиваются, а противник сдаваться не собирается, это непременно скажется на экономике вашей страны, так же как и на отношении населения к короне. Согласитесь, будет не очень приятно узнать, что в вашей столице собралась крестьянская армия, которая начала разграблять земли и всерьез нацелилась захватить экономический центр, чтобы потом объявить о независимости и появлении нового государства на политической карте мира. А вы в это время застряли где-то под Парижем, осаждая город.

Лагерь наемников позволяет нанять войска без строительства казарм и их развития

Лагерь наемников позволяет нанять войска без строительства казарм и их развития

Но совсем избежать войны вам вряд ли удастся. Даже если вы будете вести мирное развитие государства, полагаясь на силу дипломатии, шпионов и торговлю, соседи рано или поздно сами нападут. И обязательно заручившись союзом с другими, чтобы уж наверняка. Как говорится, “хочешь мира, готовься к войне”.

По итогу

Конечно, Knights of Honor II: Sovereign получает от меня высшую оценку без каких-либо сомнений. Да, вы в этой игре не найдете сногсшибательную графику и высокополигонных моделей, но зачем вы вообще пытались это обнаружить в глобальной стратегии? Зато в ней есть глубокая и очень залипательная экономическая модель, множество способов достигнуть своих целей и даже полноценный стратегический режим боевых действий.

Битва в чистом поле

Битва в чистом поле

Отличный релиз под конец года, который сам по себе отвечает на вопрос “А во что поиграть на грядущих длинных выходных любителям стратегий?”.

Источник: www.goha.ru

Knights of Honor II: Sovereign: Обзор

У каждого из нас есть любимые игры родом из детства. Некоторые из них со временем превратились в огромные франшизы, насчитывающие десятки номерных частей, а другие тихо скончались в забвении, оставив после себя лишь воспоминания да горстку преданных фанатов, что до сих пор хранят на жёстком диске версию той самой, старенькой, но такой любимой игрушки.

Иногда случается чудо — появляется анонс продолжения уже забытого, казалось, проекта. Учитывая сложные перипетии с авторскими правами и круговорот разработчиков и издателей в природе, зачастую за дело берутся совсем не те люди, которые создавали оригинал. Бывает и наоборот — порой разработкой занимаются непосредственные авторы первоначальной идеи. Knights of Honor II: Sovereign — как раз такой случай: руководитель студии Black Sea Games, которая создаёт эту стратегию, Весселин Ханджиев (Vesselin Handjiev), более 20 лет назад основал Black Sea Studios, которая и выпустила первую часть «Рыцарей чести» в далёком 2004 году.

Как сделать 2 экрана на телефоне Хонор

Практика показывает, что подобные «камбэки» далеко не всегда гарантируют хороший результат. Найдёт ли Knights of Honor II: Sovereign новых фанатов и сможет ли порадовать поклонников оригинала?

Просто и со вкусом

Стандартный для глобальных исторических стратегий формат: огромная карта средневековой Европы и Северной Африки, множество стран, доступных для отыгрыша, управление государством, включающее в себя не только войны, но и экономику и политику. Сложно удержаться от соблазна сравнить Knights of Honor II и таких похожих на неё собратьев по жанру, как Crusader Kings и Total War . Хотя Black Sea Studios выпустила свою игру в один год с первыми «Крестоносцами» , кажется, что разработчики попытались взять от этих серий самое интересное плюс добавить немного от Civilization и даже Stronghold . Поклонники Knights of Honor, пожалуй, с таким утверждением не согласятся — и будут правы: первая часть была самодостаточным проектом.

Карта подробная и красивая, но не очень удобная — масштаб камеры меняется в небольших пределах, поэтому постоянно приходится переключаться на глобальный вид. Сравните с картой мира в тех же стратегиях Paradox Interactive — там можно выбрать удобный масштаб одним движением колёсика мыши.

Карта подробная и красивая, но не очень удобная — масштаб камеры меняется в небольших пределах, поэтому постоянно приходится переключаться на глобальный вид. Сравните с картой мира в тех же стратегиях Paradox Interactive — там можно выбрать удобный масштаб одним движением колёсика мыши.

Карта подробная и красивая, но не очень удобная — масштаб камеры меняется в небольших пределах, поэтому постоянно приходится переключаться на глобальный вид. Сравните с картой мира в тех же стратегиях Paradox Interactive — там можно выбрать удобный масштаб одним движением колёсика мыши.

Карта подробная и красивая, но не очень удобная — масштаб камеры меняется в небольших пределах, поэтому постоянно приходится переключаться на глобальный вид. Сравните с картой мира в тех же стратегиях Paradox Interactive — там можно выбрать удобный масштаб одним движением колёсика мыши.

Что же мы видим в продолжении? Да ровно то же самое: берём под управление одну из стран и пытаемся привести её к мировому господству. Сделать это можно несколькими способами: военным захватом всего мира; с помощью дипломатии — выиграть голосование за Императора мира; наконец, экономическое доминирование — получить доступ ко всем имеющимся товарам, производя или покупая их.

Каждая провинция приносит доход, но кроме золота есть несколько других, не менее важных ресурсов, таких как религия, книги, коммерция, провизия и рекруты. Что интересно, этот набор не представляет собой те же деньги, но в другом формате, всегда доступные для конвертации из одного вида в другой.

Напротив, наличие солидной суммы в казне не означает, что военные проблемы можно считать решёнными: если в королевстве некому держать в руках оружие, то о большой армии можно забыть. Да, встречаются наёмники, но нужно найти на карте, где они путешествуют, — только тогда получится их нанять. Армия требует высокой плотности населения, рост которого зависит не только от наличии провизии, но и от построек в городах и изученных технологий (здесь в этой роли выступают королевские традиции), а те, в свою очередь требуют солидных денежных вливаний. Не забывайте и про роль торговли, налоговую систему, дань с государств-вассалов — в итоге получаем относительно простую, но чётко и наглядно работающую систему, в которой несложно разобраться даже начинающему стратегу.

Для того чтобы успешно воевать, необходимо построить сильную экономику.

Для того чтобы успешно воевать, необходимо построить сильную экономику.

Что меня отдельно радует, так это как раз наглядность и реалистичность. Например, «усталость от войны» — это не просто цифра в окошке военных действий, а истощение земель вследствие военных действий: рекрутов не хватает, провизия заканчивается, а разграбленные деревни не только дают ресурсы захватчикам, но и подрывают экономический потенциал владельца. Как классический представитель жанра 4X Knights of Honor II выглядит очень достойно и позволяет реализовывать заранее продуманные тактические идеи, а не просто «красить карту», становясь сильнее с каждой захваченной провинцией. В этом большая заслуга не только доступного стратегического геймплея, но и системы персонажей.

Плащ и кинжал

То, что главной движущей силой глобальных исторических событий могут быть не экономические и политические предпосылки, а отдельная личность со всеми её сильными и слабыми сторонами, нам наглядно показывает Crusader Kings, в которой именно люди находятся в центре внимания. В «Рыцарях чести» персонажам тоже уделено много внимания, но такого перекоса в сторону ролевой составляющей нет. Ваши рыцари — это прежде всего инструмент, а не объект для создания интересных игровых ситуаций и уж точно не двигатель сюжета, как в знаменитой серии Paradox Interactive. Оно и понятно: раз уж здесь традиционный стратегический геймплей, то излишнее «очеловечивание» персонажей ни к чему — игра не об этом.

Оформление повторяет первую часть даже в таких мелочах, как диалоги.

Оформление повторяет первую часть даже в таких мелочах, как диалоги.

Есть пять классов: маршал, купец, дипломат, клирик и шпион. Не буду подробно останавливаться на каждом классе, ведь их суть понятна из названия: маршал командует войсками, купец торгует, дипломат отвечает за внешнюю политику, а клирик — за внутреннюю. Но вот шпион, как и в первой части, стоит особняком и заслуживает отдельного разговора.

От прочих классов он отличается не только тем, что у него заметно шире перечень возможных действий. Главное — сами действия! Начинается всё с внедрения в одно из государств, причём необязательно во вражеское: это сегодня сосед наш союзник, а завтра, глядишь, окажется, что принадлежащая ему провинция куда лучше смотрится в пределах наших границ, — заранее созданная шпионская сеть здесь будет как нельзя кстати. После успешного внедрения нашему лазутчику открываются интересные возможности — от освобождения пленников, ухудшения отношений и распространения грязных слухов о местном правителе до поднятия восстаний, провокации войны с третьей стороной, тайных убийств и даже подкупа иностранных рыцарей. Последнее — самое интересное: например, купленный наместник может провозгласить независимость.

Шпионские интриги позволяют совершать гадости чужими руками.

Шпионские интриги позволяют совершать гадости чужими руками.

Не только шпионаж, но и вся система персонажей (нельзя забывать, например, о возможностях дипломата) помогают почувствовать себя настоящим стратегом, ведь планы захвата мира не замыкаются на одной лишь сильной армии. Можно добиться успеха как грубой силой, так и более тонкими способами, включая тот самый шпионаж. Главное, не забывайте о том, что и ваши персонажи могут быть куплены недругом.

Устарело ещё вчера

Как вы поняли, война здесь не на первом месте. К сожалению, дело не только в глубокой проработке других особенностей, но и в убогой реализации военного дела. Но ведь одной из важнейших особенностей первой части Knights of Honor были тактические битвы — что с ними случилось в продолжении?

Устаревшая на десяток лет графика (я не преувеличиваю — посмотрите сами), слишком долгие и, как следствие всего этого, совершенно не зрелищные битвы, побуждают вовсе не запускать тактические бои, довольствуясь автоматическим расчётом итогов. Стоит сказать, что совсем халтурой эти схватки не назвать — в них учитывается боевой дух отрядов и выносливость солдат, есть смысл в обходах с флангов и в окружении, используется несколько типов построений. Но примитивная картинка начисто отбивает желание играть.

Лучше уж автобой.

Лучше уж автобой.

Советую воспринимать боевые действия как продолжение политики и лишь одну из составляющих стратегического планирования. Те самые наглядность и простота принципов помогут и здесь: строим казармы, подбираем войска с учётом состава вражеских войск, а сами сражения лучше отдать на откуп системе автобоя, которая в целом работает адекватно. Лучше бы тактические бои убрали совсем — в текущем виде они кажутся лишними, что особенно заметно на фоне отличной стратегической части.

Total War «на минималках».

Я знаком с первой частью, но далеко не эксперт в ней. Тем не менее почти полное сходство с оригиналом несложно обнаружить даже мне. Взгляните на оформление — картинка почти один в один, да и в геймплейном плане серия остаётся верной себе.

Порой разработчики, как мне кажется, зря увлекаются этими реверансами в сторону фанатов — интерфейс получился неудобным и микроконтроля хочется поменьше. Так и подмывает назвать Sovereign не продолжением, а ремейком. Без негативного посыла — это скорее комплимент. В любом случае эта стратегия стоит того, чтобы с ней познакомиться.

С фанатами понятно — Black Sea Games трудилась именно для них. А остальным, тем, кто не испугается неказистого внешнего вида, наверняка понравится геймплей, предлагающий большие стратегические возможности. И не забывайте про мультиплеер — с ним такая игра должна стать ещё интереснее. Плюсы: копирование оригинала должно понравиться фанатам; простой и вместе с тем глубокий геймплей на стратегическом уровне. Минусы: устаревшая графика в тактических битвах; неудобный интерфейс; обилие микроконтроля.

Источник: stopgame.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Китай Покупай