Электросамокат – удобный персональный транспорт, которому отдает предпочтение все больше поклонников активного образа жизни. Насколько он безопасен – зависит от того, где и как ездить. При соблюдении элементарных правил эксплуатации электросамокат ничуть не опаснее, чем обычный велосипед.
Но периодически в сети появляются жуткие видео о возгорании аккумулятора самоката в очередной квартире. Подобные инциденты происходят редко, но вызывают закономерные опасения у владельцев персонального электротранспорта. У многих возникают вопросы и сомнения насчет безопасности использования литиевых аккумуляторов.
Когда видишь обгорелые стены, которые остались в результате взрыва аккумулятора самоката, невольно появляются опасения. Что же делать, хранить электросамокат в чугунной ванне? Паниковать не нужно, но и пренебрежительно относиться к вопросам безопасности не стоит.
Причины взрывов и возгорания батарей самокатов
- механическое повреждение АКБ или проводки;
- непрофессиональный ремонт или тюнинг электросамоката лицами, не имеющими должного опыта;
- брак при производстве – попадание микрочастиц металла между анодом и катодом, повреждение сепаратора из-за неаккуратной нарезки электродов;
- поездки под дождем и по лужам на недостаточно герметичном самокате;
- перегрев выше 50 °С;
- высокотоковая подзарядка;
- превышение граничного напряжения;
- прорастание через сепаратор цепочек лития – из-за ускоренной подзарядки, минусовой температуры или повышенной емкости активного материала катода по сравнению с емкостью анода.
Основная причина, почему взрывается аккумулятор самоката, – КЗ в структуре ячейки. Спровоцировать электрический контакт между катодом и анодом способно механическое повреждение элемента питания, нарушение целостности пористого сепаратора и другие факторы.
Возгорание электросамоката | Почему горят самокаты? | [ HALTEN ]
Как происходит возгорание
При возникновении внутреннего КЗ накопитель энергии стремительно греется. При достижении температуры 70–90 °С начинает разлагаться ион-проводящая защитная оболочка на аноде. Литий взаимодействует с электролитом, вследствие чего выделяются летучие углеводороды.
При дальнейшем повышении температуры до 180–200 °С катод выделяет кислород, и наблюдается возгорание. Нагрев продолжается, приводя к тепловому разложению электролита (около 300 °С). После этого взаимодействовать с оставшимся электролитом начинает графит, а при температуре 660 °С плавится алюминиевый токоприемник.
Способы предотвращения опасных ситуаций
Для предотвращения возгораний и взрывов Li-Ion аккумуляторов используются специальные элементы защиты:
- предохранители – в критической ситуации они отключают электроды от электрической цепи;
- балансиры заряда;
- термическая изоляция компонентов в большой батарее;
- контроллеры;
- сенсоры.
При полноценной герметизации и изоляции АКБ, отсутствии давления на ее элементы и соблюдении правил эксплуатации, использовании надежной BMS платы управления и подходящего зарядного устройства вероятность возгорания или взрыва близка к нулю. Многоэтапные системы защиты свели к минимуму взрывоопасность литий-ионных батарей, а современные приборы для проверки аккумуляторов самокатов позволяют удостовериться в их исправности.
Как проверить аккумулятор самоката
Чтобы избежать неприятных инцидентов при эксплуатации литиевых АКБ, покупайте их у надежных производителей и соблюдайте правила эксплуатации:
- избегайте тепловых и механических воздействий;
- не подвергайте АКБ деформации;
- не разбирайте ее;
- храните в сухом помещении при температуре 15–25 °С;
- отслеживайте ее состояние – вздутую или потекшую батарею использовать нельзя;
- используйте исправные зарядные устройства с подходящими параметрами;
- не покупайте АКБ сомнительного качества.
Для проверки Li-Ion аккумуляторов используются специальные стенды и тестеры. В простейшем случае можно воспользоваться вольтметром, амперметром и реостатом или другой регулируемой нагрузкой. Аккумулятор нужно зарядить и выждать полчаса, чтобы он остыл. После этого замеряется напряжение. Его значение должно соответствовать номинальному.
Для определения запасенной энергии к батарее последовательно подключаются реостат и амперметр. В течение часа подается нагрузка в соответствии с номинальной емкостью. Периодически замеряется напряжение, и по нему определяется момент разрядки АКБ. Если под нагрузкой 1С батарея отработала 1 час, реальная емкость соответствует заявленной.
В нашей предыдущей статье приведена полезная информация о выборе рамы для электровелосипеда.
- 02 сентября 2019 г.
- 19804 просмотра
Источник: www.voltbikes.ru
Может ли электросамокат взорваться
Каждый владелец электросамоката хочет быть уверенным в безопасности своего персонального электротранспорта. При соблюдении правил эксплуатации и хранения, периодического осмотра и технического обслуживания всех узлов дорожный агрегат на электротяге будет надежным и верным другом.
Но поскольку электросамокаты, в отличие от механических моделей, оснащаются аккумуляторами, у владельцев дорожных устройств возникает опасение насчет их безопасности, особенно в момент подзарядки техники. Электросамокат является потребителем энергии, поэтому не может стать причиной возгорания.
Все дело в литий-ионных элементах, из которых собирают аккумуляторы и оснащают ими большинство современных моделей персональных дорожных гаджетов. Средства массовой информации шокируют известиями о случаях взрывов АКБ не только электросамокатов, но и других устройств — телефонов, планшетов. И хотя такие критические ситуации происходят с ничтожно малым процентом дорожных устройств на электротяге, не стоит рассчитывать на обнадеживающую статистику. А лучше разобраться в причинах происходящего и возможностях предотвращения аварийных прецедентов.
Почему взрываются аккумуляторы электросамокатов
- Если ранее возникли и вовремя не были обнаружены проблемы с батареей, которые появились в результате ее механического повреждения, ремонта или тюнинга лицами, не имеющими профессионального опыта. Возможен производственный брак — нарушение целостности сепаратора (так называется диэлектрическая прослойка, располагающаяся между разноименными пластинами), попадание металлических микрочастиц между анодом и катодом. Возможно, были нарушены правила эксплуатации дорожного устройства и АКБ (езда под дождем и по лужам при отсутствии гидроизоляции электросамоката, перегрев выше 50 градусов С, превышение граничного напряжения, использование и хранение дорожного агрегата и батареи при низких температурах).
- Если были допущены случаи высокотоковой или ускоренной подзарядки.
Что может обеспечить безопасную работу аккумуляторов
Для того чтобы свести возможности возгорания литиевых батарей электросамокатов к нулю, необходимо:
- обеспечить их полную герметизацию и гидроизоляцию;
- использовать зарядное устройство, подходящее по своим параметрам данному дорожному устройству;
- соблюдать правила эксплуатации и хранения (избегать тепловых и механических воздействий, придерживаться требуемого температурного режима хранения, не разбирать технику самостоятельно);
- для проведения ремонта и тюнинга техники, особенно при отсутствии собственных навыков, следует обращаться в сервисные центры к опытным мастерам;
- процесс подзарядки АКБ лучше контролировать, исключив при этом наличие вблизи легковоспламеняющихся материалов и предметов;
- обязательны к применению различные специальные элементы защиты. Стоит упомянуть про использование надежной системы BMS платы управления, которая устанавливается на аккумулятор с целью контроля его состояния и составляющих элементов, а также защиты.
Как проверить АКБ
Прежде всего необходимо визуально отслеживать состояние батареи и не использовать вздутую или потекшую АКБ. Не стоит также приобретать аккумулятор сомнительного качества на замену вышедшего из строя. Для проверки литиевых АКБ в мастерских применяются специальные стенды и тестеры. В простейших случаях используют вольтметр, амперметр и реостат.
Аккумулятор необходимо зарядить, потом подождать в течение получаса, чтобы он остыл. После этого замерить его напряжение, значение которого должно соответствовать номинальной величине.
Источник: remont-samokatov.ru
Огнеопасный элемент: почему взрываются электросамокаты и как этого избежать
Электросамокат — удобное и доступное средство передвижения. Однако иногда этот двухколесный транспорт может воспламениться или даже взорваться в самый неожиданный момент, приведя к трагическим последствиям. «Вечерняя Москва» поговорила с экспертами, чтобы получить ответ на вопрос «Почему взрываются электросамокаты?».
Единственный огнеопасный элемент в конструкции электросамокатов — литий-ионный аккумулятор. Именно его химический состав таит в себе потенциальную угрозу воспламенения.
В беседе с «ВМ» руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов отметил, что наиболее распространенная причина возгорания электросамокатов — брак в аккумуляторных батареях. — Чаще всего возгорание электросамокатов происходит из-за некачественной сборки аккумуляторных батарей у производителя: либо некачественные элементы использовались, либо ошибка в пайке, либо платы безопасности бракованные, — объясняет эксперт. На проблему низкокачественных комплектующих, которые используют некоторые производители, обратил внимание и организатор Движения городских самокатов Александр Нилов.
По его словам, на рынке электросамокатов довольно много изготовителей с низким контролем качества на выходе с завода. Однако утверждать, что «взрывы электросамокатов» — распространенная проблема, неправильно, полагает собеседник «ВМ». — Нужно понимать, что любая техника может воспламениться и привести к пожару, — говорит Нилов. — В случае с электросамокатами последствия воспламенения серьезнее, так как у них большая батарея и тушить ее самостоятельно практически бесполезно, да и невозможно, потому что при горении выделяется огромное количество дыма.
Таким образом, на практике электросамокаты воспламеняются довольно редко, но последствия каждый раз довольно серьезные. Еще одна причина, которая может привести к трагическим последствиям, — самодеятельность. По словам экспертов, владельцы самокатов зачастую пытаются самостоятельно «прокачать» свой гаджет. Желая установить на него дополнительное оборудование (гудки, фонари и пр.) и улучшить его характеристики (скорость, объем батареи), они вмешиваются в конструкцию самоката, не понимая, что делают. В ходе такого «улучшения» могут быть повреждены цепи электронных частей, что впоследствии приведет к перегреву блока питания и возгоранию.
- Покупайте электросамокаты от проверенных брендов с положительными отзывами. Не покупайте первое попавшееся устройство.
- Совершайте техническое обслуживание только в сервисных центрах продавца. Не делайте ремонт или «апгрейд» самоката своими руками.
- Пользуйтесь только оригинальными зарядными устройствами (ЗУ). Некачественные ЗУ — одна из основных причин воспламенения электросамокатов.
- Если вы заряжаете электросамокат в квартире, делайте это так, чтобы в случае возгорания гаджет не перекрывал вам путь выхода.
- Не храните электросамокат на балконе. Лучше всего хранить его в сухом помещении с комнатной температурой и вдали от обогревателя.
- Если ваш самокат все же воспламенился, сразу вызывайте пожарных и ни в коем случае не пытайтесь потушить его сами. Горящий аккумулятор может заполнить комнату дымом за 20 секунд — находиться в помещении, где горит электросамокат, опасно.
Источник: vm.ru