Как работает клапанный механизм автомобильного двигателя
Чтобы вникнуть в особенности применения шарошек или зенкеров для седел клапанов, необходимо сначала разобраться в том, как действует клапанный механизм двигателя автомобиля, а также в том, что может привести к появлению неисправностей в его работе.
Каждый из цилиндров любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) работает совместно с двумя клапанами, один из которых является впускным, а второй – выпускным. Работа ДВС осуществляется за счет повторяющихся процессов (циклов). Каждый из таких процессов заключается в том, что в рабочий цилиндр подается топливная смесь. Это происходит при открытии впускного клапана.
После его закрытия и сгорания топливной смеси из цилиндра необходимо вывести отработанные газы, что и обеспечивается открытием выпускного клапана. Впускной и выпускной клапаны, находясь в закрытом состоянии, должны обеспечивать полную герметичность рабочего цилиндра.

Станок — установка для резки седел клапанов из Китая за 1000$
Схема клапанного механизма двигателя внутреннего сгорания
В процессе работы двигателя клапаны подвергаются как значительным механическим нагрузкам, так и различным воздействиям агрессивной среды, в которой они эксплуатируются:
- термическим;
- механическим;
- динамическим;
- химическим.
Чтобы клапаны были в состоянии выдерживать такие серьезные воздействия на протяжении длительного времени, для их изготовления используют высоколегированный стальной сплав, в химическом составе которого содержится значительное количество хрома и никеля.

В процессе эксплуатации седла клапанов изнашиваются в различной степени
Конструкция клапанов состоит из двух основных элементов: направляющего штока и головки, которая может иметь плоскую, выпуклую или тюльпанообразную форму. Направляющий шток клапана может быть полностью цилиндрическим или выполненным с фасонной проточкой, которая необходима для более надежной фиксации пружины.
То, что в клапанном механизме ДВС появились неисправности, можно определить по нескольким признакам, наиболее явными из которых являются:
- снижение мощности двигателя, что отражается на скоростных характеристиках автомобиля;
- нестабильная работа ДВС на любых оборотах;
- неестественный стук, раздающийся из моторного отсека автомобиля;
- большое количество дыма, выходящего из выхлопной трубы.

Появление зазора между клапаном и его посадочным местом приводит к образованию нагара, а в дальнейшем и к прогару седла клапана
Если говорить о наиболее распространенных неисправностях ДВС, связанных с его клапанным механизмом, то к ним относятся:
- появление зазора между корпусом блока цилиндров и головкой, которой оснащен такой блок, что связано с их неплотным прилеганием друг к другу (этот зазор, образующийся по ряду причин, приводит к разгерметизации системы);
- образование в местах, где клапан контактирует с блоком цилиндров, кокса и нагара (такой нагар не дает клапану полностью закрыть цилиндр, что также ведет к разгерметизации системы).
Устройство клапанного механизма – принцип работы и возможные неисправности
Клапаны используются для герметизации цилиндров двигателя в процессе газообмена. Принцип их работы заключается в обеспечении впуска смеси топлива и воздуха для дальнейшего её сжатия. После воспламенения и отработки газы попадают в систему выпуска, за это также отвечают клапаны. Этот механизм функционирует в агрессивных условиях двигателя внутреннего сгорания, постоянно подвергается большим динамическим нагрузкам, высоким скоростям движения и нагреву. Чтобы снизить быстрый износ ходовых частей данной детали, материалы изготовления чаще всего имеют высокую степень легирования никелем и хромом.
Часть 1. Новый уровень в ремонте гаражника — моториста .
Устройство клапанного механизма имеет два главных составных элемента: это головка и стержень. Данные узлы авто бывают с тюльпанообразной, плоской и выпуклой головкой. На конце стержня есть конусные, фасонные или цилиндрические проточки для фиксации на них пружин.
Основным проявлением неисправности клапанного механизма является потеря мощности двигателя, а также нестабильная работа мотора в целом. Неисправности такого типа происходят из-за залипания и появления зазора. Нагар также может стать причиной этой проблемы, он накапливается у самого клапана и препятствует его закрытию.
Инструменты для ремонта клапанного механизма
Наиболее распространенным инструментом для ремонта седел клапанов является шарошка (зенкер). Следует иметь в виду, что такой зенкер – это не зенковка, посредством которой осуществляют зенкование.
Специалисты, профессионально занимающиеся ремонтом двигателей автомобилей, стараются сразу приобрести набор шарошек для ГБЦ (головки блока цилиндров). В таком наборе шарошек для клапанов есть инструменты с различными геометрическими параметрами, что позволяет оптимально подобрать их для двигателя автомобиля определенной марки.
Читать дальше: Как подобрать ширину диска по ширине шины

Для приведения седел клапанов в нужную форму потребуется шесть зенкеров: три для выпускного и три для впускного клапанов
В том случае, если отремонтировать двигатель своего автомобиля вы решили своими руками, не обязательно приобретать набор шарошек, можно купить один зенкер, параметры которого точно соответствуют характеристикам ДВС вашего транспортного средства.
Такой инструмент для ремонта седел клапанов, как шарошка, работает по принципу фрезы, снимая с седла клапана образовавшийся нагар и тонкий слой металла. Оснащенная твердосплавными режущими зубьями, расположенными на конусной рабочей части, шарошка крепится на оправку, для чего в ее корпусе имеется специальное отверстие. Угол, под которым выполнена рабочая часть шарошки, может находиться в интервале 15–60°. Именно такой угол является основным параметром инструмента, используемого для прирезки седел клапанов.

Шарошка вращается с помощью ключа с шестигранным отверстием, обеспечивающим легкую и точную установку
Ремонт седел
Ремонт седел клапанов выполняется при их естественном износе и неплотном прилегании тарелки к своему посадочному месту.
С целью восстановления геометрии колец применяются шарошки для седел клапанов — набор фрезерующих головок, позволяющих делать необходимые углы.

Шарошки могут использоваться в сочетании со специальным оборудованием. Однако оно является дорогостоящим. Поэтому в домашних условиях применяют ключ-трещотку с удлинителем. Правильно обработанные места имеют углы 30˚, 60˚ и 45˚. Обработка седел клапанов для создания каждого из них производится соответствующей фрезой.
Как восстановить седла клапанов
В том случае, если предполагается не замена седел клапанов на новые, а восстановление старых, ремонтные работы выполняются в следующей последовательности:
- Головка блока цилиндров располагается на ровной поверхности.
- Шарошка фиксируется на оправке, устанавливаемой в патрон станка.
- Ось инструмента совмещается с осью отверстия в ГБЦ, предназначенном для направляющего штока клапана.
- Медленно и без сильного нажима вращая шарошку по часовой стрелке, с рабочей поверхности седла клапана снимают нагар и тонкий слой металла.

Обработка рабочей фаски седла шарошкой с углом в 45 градусов
Следует иметь в виду, что на седле клапана необходимо обработать три фаски: верхнюю, рабочую и нижнюю. Для обработки каждой из таких фасок используется свой зенкер, имеющий определенный угол наклона режущей части.

Схема обработки седла клапана (на примере двигателя ВАЗ)

Так выглядит фаска седла на различных стадиях работы
Для обеспечения максимально плотного контакта головки клапана с рабочей поверхностью седла после обработки зенкером необходимо выполнить их притирку. Такая операция, для осуществления которой используется абразивная паста, часто проводится вручную. Чтобы выполнить ее быстрее и с минимальными трудозатратами, можно использовать инструмент для притирки клапанов, в качестве которого может выступать обычная дрель.
В том случае, если выполняется не восстановление, а замена седла клапана, и при этом на новые заменяются и сами клапаны, процедуру притирки сопрягаемых поверхностей можно не выполнять.
Седло клапана — небольшое кольцо, имеющее скос по внутренней поверхности.

Устанавливается в отверстия головки блока цилиндров, предназначенные для установки клапанов и перегонки через них топливовоздушной смеси и отработавших газов. Деталь запрессовывается в ГБЦ на заводе.
Выполняет следующие функции:
- герметичность отверстия;
- передает излишки тепла к ГБЦ;
- обеспечивает необходимый приток воздуха, когда механизм открыт.
Замена седла клапана требуется в том случае, когда восстановить его герметичность способом механической обработки не удается (многочисленные обработки в прошлом, прогар, сильный износ). Сделать это можно своими руками.
Ремонт детали выполняют при:
- прогаре тарелки;
- после замены направляющих втулок;
- при умеренной степени естественного износа;
- при нарушении герметичности соединения кольца с тарелкой.
Правка изношенных и поврежденных седел в домашних условиях выполняется с использованием шарошек. Помимо этого, может потребоваться сварочный аппарат или мощная газовая горелка, стандартный набор гаечных ключей, необходимых для демонтажа и разборки ГБЦ, притирочная паста, дрель.

Замена седел
Процедура замены состоит из двух ответственных процедур: удаления старых деталей и монтажа новых.
Удаление старых посадочных элементов
Замена седел клапанов выполняется на демонтированной ГБЦ с разобранным газораспределительным механизмом. Удалить старое кольцо можно с использованием сварочного аппарата, если материал, из которого оно изготовлено, позволяет это сделать.
Читать дальше: Регулировка форсунок гбо 4 поколения своими руками
Для выполнения процедуры изготавливается съемник седел клапанов — берется старый ненужный клапан, тарелку которого необходимо проточить до размеров внутреннего диаметра седла.
После этого полученный инструмент утапливают в посадочное место, не доходя до края 2-3 мм и «прихватывают» сваркой в 2-3 местах. После клапан вместе с металлическим кольцом выбивают с обратной стороны молотком.
Важно! Процедура с использованием сварки может привести к некоторой деформации посадочного места. При этом стандартные седла будут иметь слабое закрепление, что может привести к их самопроизвольному демонтажу в процессе работы мотора. Требуются кольца увеличенного диаметра, которые не продаются в магазинах, а изготавливаются на заказ.
Седло клапана, изготовленное из металлов, не подлежащих сварке, можно удалить путем вкручивания в него отрезка трубы, используемого как съемник седел клапанов. Для этого на внутренней поверхности кольца нарезается резьба. Аналогичную резьбу наносят на внешнюю поверхность подходящей по диаметру металлической трубы.
Берется старый клапан, который предварительно приваривают к торцу трубы в обратной положении. При этом ножка клапана проводится в предназначенное для нее отверстие, труба вкручивается в резьбу, после чего элемент удаляют постукиваниями по ножке.
Монтаж новых седел
Перед началом процедуры монтажа новых седел, посадочные места под них очищают от загрязнений. После ГБЦ следует равномерно нагреть до температуры, превышающей 100˚С. При этом металл расширяется, позволяя запрессовать кольцо.
Монтируемую деталь охлаждают с помощью жидкого азота. При его отсутствии можно использовать сочетание льда и ацетона, что позволяет снизить температуру металла до -70˚С. Размеры деталей подбирают таким образом, чтобы разница между диаметром посадочного места и кольца составляла не более 0.05-0.09 мм на холодных деталях.
Седло клапана запрессовывается с помощью специальной оправки или отрезка трубы подходящего диаметра. Деталь должна входить на посадочное место с небольшим усилием. При этом важно, чтобы кольцо встало без перекоса.
После запрессовки и остывания ГБЦ следует проверить, не болтается ли элемент на посадочном месте. Если зазор отсутствует, а замененный элемент плотно держится на своем месте, процедуру его замены можно считать оконченной. Далее требуется прирезка седел клапанов с использованием шарошек.
Важно! При стандартной процедуре замены тарелки всех клапанов оказываются посажены достаточно высоко. Однако некоторые специалисты рекомендуют обрабатывать фаски таким образом, чтобы выпускные клапаны сидели несколько глубже нормального положения. Седло впускного клапана при этом оставляют в штатном положении.
Источник: roomavto.ru
Ручные установки для ремонта сёдел клапанов
Подниму забытую тему. На авито нашел аналог ручных машинок Serdi и уже с ними https://www.avito.ru/novosibirsk/ob. sa/stanok_dlya_remonta_gbts_ld2000_2184534289
На алиэкспрессе они тоже продаются. Вопрос, насколько вообще ими нормально работать? Можно ли получить на выходе хорошее качество?
Awacs
Абориген
Регистрация 19.02.2009 Сообщения 11,623 Лайки 6,612 Адрес Омск
Подниму забытую тему. На авито нашел аналог ручных машинок Serdi и уже с ними https://www.avito.ru/novosibirsk/ob. sa/stanok_dlya_remonta_gbts_ld2000_2184534289
На алиэкспрессе они тоже продаются. Вопрос, насколько вообще ими нормально работать? Можно ли получить на выходе хорошее качество?
Про штуки с Али можно только гадать, а Серди Микро отлично нарезают. На то они и Серди. Думаю, что даже китайские аналоги в разы лучше режут , чем ручные фрезы Нювей, про шестизубовые российские поделия и говорить нечего.
DJKJLZ
Абориген
Регистрация 19.10.2011 Сообщения 2,618 Лайки 12
Подниму забытую тему. На авито нашел аналог ручных машинок Serdi и уже с ними https://www.avito.ru/novosibirsk/ob. sa/stanok_dlya_remonta_gbts_ld2000_2184534289
На алиэкспрессе они тоже продаются. Вопрос, насколько вообще ими нормально работать? Можно ли получить на выходе хорошее качество?
10 карбидных пилотов столько стоят,а тут видимо сырец. весь станок,может я ошибаюсь.
Fevral86
Старожил
Регистрация 27.11.2010 Сообщения 4,841 Лайки 548
раньше как то все резали ручками 30-60 и потом аккуратно 45 тоненькую, дешево и быстро. а сейчас всем станки подавай))
Awacs
Абориген
Регистрация 19.02.2009 Сообщения 11,623 Лайки 6,612 Адрес Омск
раньше как то все резали ручками 30-60 и потом аккуратно 45 тоненькую, дешево и быстро. а сейчас всем станки подавай))
Да не, Серег, машинная обработка фасок никак не сравнится с ручным колупанием.
Awacs
Абориген
Регистрация 19.02.2009 Сообщения 11,623 Лайки 6,612 Адрес Омск
10 карбидных пилотов столько стоят,а тут видимо сырец. весь станок,может я ошибаюсь.
Видимо, поэтому ручной Серди около 600-т стоит.
dinar
Абориген
Регистрация 26.09.2008 Сообщения 3,246 Лайки 149
Да не, Серег, машинная обработка фасок никак не сравнится с ручным колупанием.
я после местного серди руками дорезал несколько раз — седло несоосно направляющей . (хз что у них там на сколько разбито и как часто они его чинят. ) . да и ценник последний раз человеку за ремонт змз406 с заменой сёдел и направляющих около 10к.руб озвучили . при цене новой в 25 к.руб. да и головку они не греют и после пары перепрессовок направляшек масло сосёт между телом гбц и самой направляющей . а не между направляющей и клапаном.
сам сколько в ручную резал всё ок и проблем никаких (наверное не спроста ручная работа всегда дорого ценилась).
да и учитывая обилие «ремонтников» с шуруповёртом и старым клапаном вместо шарошек . хороший станок у нас окупить очень долго будет .
pwr
Местный
Регистрация 16.08.2011 Сообщения 1,334 Лайки 1,149
Видимо, поэтому ручной Серди около 600-т стоит.
А мы наигрались с ручными. Соосности нет. Субаря делать ими не вариант. Зазоры ухолят быстро. Решил делать самодельный старок по аналогии с newen contour.
Чтоб седло резалось резцом по заданному профилю и все это управлялось чпу.
За основу купил станину от 6а12 и голову расточную dandrea та 170.
Уже все закуплено. Буду начинать на днях собирать в кучу.
Вложения

4.2 MB Просмотры: 0
kapri
Абориген
Регистрация 12.04.2012 Сообщения 4,885 Лайки 688 Адрес тольятти
А мы наигрались с ручными. Соосности нет. Субаря делать ими не вариант. Зазоры ухолят быстро. Решил делать самодельный старок по аналогии с newen contour.
Чтоб седло резалось резцом по заданному профилю и все это управлялось чпу.
За основу купил станину от 6а12 и голову расточную dandrea та 170.
Уже все закуплено. Буду начинать на днях собирать в кучу.
Awacs
Абориген
Регистрация 19.02.2009 Сообщения 11,623 Лайки 6,612 Адрес Омск
я после местного серди руками дорезал несколько раз — седло несоосно направляющей . (хз что у них там на сколько разбито и как часто они его чинят. ) . да и ценник последний раз человеку за ремонт змз406 с заменой сёдел и направляющих около 10к.руб озвучили . при цене новой в 25 к.руб. да и головку они не греют и после пары перепрессовок направляшек масло сосёт между телом гбц и самой направляющей . а не между направляющей и клапаном.
сам сколько в ручную резал всё ок и проблем никаких (наверное не спроста ручная работа всегда дорого ценилась).
да и учитывая обилие «ремонтников» с шуруповёртом и старым клапаном вместо шарошек . хороший станок у нас окупить очень долго будет .
У тебя обычные шестизубовые фрезы? Я тоже уважаю ручной труд, но он далеко не везде может составить конкуренцию машинному. И да, Серди не скатерть- самобранка, и квалификации персонала и обслуживания требует. Я, на самом деле, сам давно смотрю на эти китайские ручники, хожу и облизыааюсь, как кот.
Источник: turbobazar.ru
Фрезы для сёдел клапанов NEWAY
Здравствуйте уважаемые.
Созрел для покупки врез для сёдел клапанов фирмы NEWAY (США). Много искал альтернативу этому инструменту, но на данный момент в моём понимании фирма NEWAY вне конкуренции.
1. У этой фирмы и шарошки под диаметр любого клапана.
2. Комплект можно взять по частям, сначала один размер, потом другой и т.д.
3. В наличии также есть ножи для фрез
Но при покупке выяснилось, что в наличии только цанговые пилоты, а хотелось бы приобрести лёгкоконусные — они намного прочнее цанговых пилотов.
Вот меня и терзают сомнения, ждать новой поставки лёгкоконусных пилотов или приобрести цанговый пилот. Боюсь, что в моих руках цанговый пилот согнётся. Подскажите, может брать цанговый пилот и не заморачиваться?
Вовочка
Ремонт авто, диагностика.
Регистрация: 29.06.2010 Сообщений: 224 Адрес: Россия, КБР г. Майский
#2 Тимсон, 06.02.2019 18:05
смотри в купи-продай. там вчера комплект продавали.
Тимсон
безработный
Регистрация: 19.12.2008 Сообщений: 869 Адрес: Тюменская обл. с.Сладково
#3 Вовочка, 06.02.2019 20:52
Тимсон, Спасибо. Посмотрел, человек продаёт хороший набор, а в своём заказе нашёл ещё одну не состыковку:
На сайте предлагают фрезу Neway 220 под угол 20 и 45 градусов, 15градусов в продаже фрезы нету. а для двигателей ВАЗ-21083-2107 завод ВАЗ рекомендует угол фаски должен быть 15 градусов или это нормально?
Вовочка
Ремонт авто, диагностика.
Регистрация: 29.06.2010 Сообщений: 224 Адрес: Россия, КБР г. Майский
#4 Тимсон, 06.02.2019 21:47
я не эксперементатор придерживаюсь заводских рекомендаций и требований. у меня в работе старый проверенный набор которым режу седла. что будет если изменить угол фаски я не знаю. но пробовать не буду
Тимсон
безработный
Регистрация: 19.12.2008 Сообщений: 869 Адрес: Тюменская обл. с.Сладково
#5 Вовочка, 06.02.2019 23:29
я не эксперементатор придерживаюсь заводских рекомендаций и требований.
Нажмите, чтобы раскрыть.
Я тоже. Придётся ждать новой поставки, а это в конце марта
Вовочка
Диагностика ремонт двигателей
Регистрация: 21.11.2006 Сообщений: 522 Адрес: Екатеринбург
#6 Сэр, 08.02.2019 08:37
Пользуюсь цанговыми пилотам лет 12 , все еще живы. Ссылочку можно где ножи для фрез продают?
Сэр
Диагностика ВАЗ, ГАЗ, УАЗ
Регистрация: 21.02.2006 Сообщений: 1,710 Адрес: д. Торопово Вологодской обл
#7 ahim, 08.02.2019 16:06
Ссылочку можно где ножи для фрез продают?
Нажмите, чтобы раскрыть.
Тут не раз заказывал, предварительно позвонив.
https://твоястрана.рф/северо-запад/с. �/мотэкс
ahim
Автомеханик-Диагност
Регистрация: 02.12.2008 Сообщений: 2,464 Адрес: Донбасс Снежное
#8 Sergey_karb, 08.02.2019 16:10
Вовочка,недавно попадалось на глаза, где точно-не помню. Человек купил такой набор, поработал им некоторое время, всё нормально и высказал своё мнение, что мол делает так-же, как и отечественный набор, качество то же. Так вот его гложат сомнения не зря ли он увалил н-ную сумму за одно и тоже. Это мнение не моё, за что купил, за то же и продаю.
Sergey_karb
безработный
Регистрация: 19.12.2008 Сообщений: 869 Адрес: Тюменская обл. с.Сладково
#9 Вовочка, 08.02.2019 20:00
Sergey_karb, Есть набор с более гуманным ценником, но кто его выпускает вопрос. Видел ролик, мужик говорит производства Черкассы Украина, кто говорит это «Мастак» — китай. Продавец «автоключ» — молчит как рыба об лёд.
А на сайте Neway на данный момент нет нужных фрез, есть фреза №220 20°х45°, а угол обработки на вазовской головке 15градусов. Купишь, и будешь ГБЦ говнякать.
Человек купил такой набор,
Нажмите, чтобы раскрыть.
делает так-же, как и отечественный набор, качество то же.
Нажмите, чтобы раскрыть.
Вот тут не соглашусь; Я понимаю к трём ножам на фрезе нужна большая привычка, по мне лучше шесть ножей (такая фреза Neway продаётся, но на каждом из трёх ножей три или четыре режущих кромки.
Второе, говорят в инструменте Neway очень нежный цанговый пилот, разок надавил на фрезу посильнее — пилот согнулся. не прилегание клапана к седлу около 30 процентов. точно также как у обычных фрез. тереть,да тереть.
Sergey_karb, Я понимаю, у денег глаз нету..
Сэр,
У Neway правда пилоты нежные? ну в смысле не лётчики
Попадалось и много хороших отзывов об этом инструменте.
Вовочка
Авторемонт
Регистрация: 20.12.2009 Сообщений: 774 Адрес: Смоленская обл. г.Десногорск
#10 Gudvin, 09.02.2019 14:12
Gudvin
Диагностика ремонт двигателей
Регистрация: 21.11.2006 Сообщений: 522 Адрес: Екатеринбург
#11 Сэр, 09.02.2019 14:38
У Neway правда пилоты нежные? ну в смысле не лётчики
Нажмите, чтобы раскрыть.
Что значит нежные? Если правильно работать, то нагрузки на них никакой. Без головы и кривыми руками загнуть что угодно можно.
Есть в хозяйстве корейский аналог- не то! Практически не пользуюсь. Покупал из-за пилота, которого небыло в NEWAY. Сейчас докупили недостающий и кореец поехал в архив до худших времен.
Сэр
malagar Вечная память
Автослесарь
Регистрация: 17.12.2006 Сообщений: 9,292 Адрес: Димитров, Донецк, Украина
#12 malagar, 09.02.2019 21:37
Я пользовался NEWAY несколько лет. Хороший инструмент. Вместо пилотов иногда лучше оправки применять. Киевская контора, дилеры NEWAY, даже рекомендуют.
malagar
svs-ylt Местный житель
Регистрация: 11.01.2020 Сообщений: 58 Адрес: Крым
#13 svs-ylt, 05.02.2020 23:22
Покупал гибрид фрезы (камни) NEWAY пилоты Харьковские с ХТЗ покупал в 2001 в Харькове ,если кто то отвлекает или спешишь то яйцо из седла делали ,камни посадил на дизельном AlfaRomeo покупал у дилера в Киеве Автомеханика они официалы,
после NEWAY легче притираются клапаны ,она сетку оставляет после себя,но если сёдла на заказ делали то есть СССР шарошки они лучше берут метал так что одним NEWAY не всегда обойдёшься !
ну и если хочется забыть про притирку то надо брать коронку для клапанов ,если машина на гидрокомпенсаторах ,так как не угадаешь как приклепает клапан!бывало что на классике выставишь по индикатору 95 зазор вместо 52 и через 3 часа работы нет зазора .а бывает через 1 000 км зазор 45
svs-ylt
рыжий дик Местный житель
Автомеханик
Регистрация: 27.04.2009 Сообщений: 62 Адрес: Луганск
#14 рыжий дик, 22.03.2020 21:38
Если вопрос ещё актуален, то на счёт вазовских и аналогичных пользовался всё время вазовским набором с так называемым «убегающим не чётным зубом», с периодическим обновлением набора примерно со средины восьмидесятых, заказав на местном заводе дополнительно несколько оправок под разные потребности. В начале нулевых решился приобрести харьковский аналог NEWAY на условиях возможности возврата, так как оригинальным инструментом на предыдущем месте работы мне повезло попробовать попользоваться. То ли комплект попался не удачный то ли звёзды не так легли я его вернул. Привезли мне ещё 2 комплекта вазовских с Тольятти, прошлифовали мне их по наруже, добавили оправки на 7мм, 6мм, 5.5мм и пока что справляюсь. Жаль что в наших краях предприятия и специалисты, которые могли и заточить шарошки и сделать оправку под них большая редкость.
Источник: chiptuner.ru
