Десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.
После приобретения проигрывателя винила следующим этапом является выбор головки звукоснимателя. Да, сегодня большая часть бюджетных вертушек поставляется уже с установленными на них картриджами, однако мы считаем, что нет предела совершенству, и предлагаем десять простых правил, которые нужно помнить при апгрейде и замене головки.
Правило №1
Определяемся с ценой
Логика подсказывает, что потенциал дорогой головки с подвижной катушкой вряд ли раскроется полностью на не самом лучшем тонарме и проигрывателе. Однако здесь есть определенный подвох. Все-таки звучание вертушки в большей степени определяется именно качеством картриджа.
Образно говоря, недорогая вертушка с установленной на ней дорогой головкой будет звучать лучше, чем более дорогой проигрыватель с дешевой ГЗС. Поэтому, в конечном счете, все будет зависеть от толщины кошелька. Опыт подсказывает, что стоимость картриджа не должна превышать стоимость самого проигрывателя, в остальном же – выбор за вами.
Дешёвая магнитная головка звукоснимателя с Aliexpress
Правило №2
Одним из главных факторов, ограничивающих свободу выбора головки, является модель тонарма. Правда, надо сказать, что сегодня на рынке практически не встречаются тонармы с высокой и ультранизкой эффективной массой. А, следовательно, почти все современные модели способны успешно работать практически со всеми новыми головками звукоснимателя.
Исключение среди популярных картриджей составляет все тот же легендарный Denon DL-103, которому обязательно нужен тяжелый тонарм для оптимального согласования. Второй важный момент, это возможность регулировки высоты основания тонарма для установки правильного вертикального угла следования (VTA).
Если основание жестко закреплено по высоте, то это сильно ограничивает ассортимент потенциальных кандидатов на покупку. В целом, общее правило таково – современные головки начального и среднего уровня хорошо согласуются со всеми современными тонармами того же уровня. Да, кстати, проигрыватели Rega изначально предназначены для использования только своих собственных головок, при установке на них картриджей других производителей угол захода иглы точно отрегулировать будет невозможно. А установка прокладок под основание тонарма дает точность «плюс-минус километр», что, в случае иглы со сложной заточкой, непременно отрицательно скажется на звуке.
Правило №3
Внимательно смотрим на фонокорректор
Само собой, покупать МС-головку с низкой чувствительностью при отсутствии в вашей модели фонокорректора соответствующей секции нет смысла. Если только вы не планируете воспользоваться повышающим трансформатором, в таком случае, можно обойтись и обычным ММ-корректором.
Китайская AT3600 с AliExpress за 1000р!!!
Однако путь раздельного усиления и коррекции слабого сигнала с МС-головки – это удел уже опытных пользователей. Сегодня же на рынке достаточно моделей среднего диапазона, справляющихся с головками любых типов. Если у вас именно такой аппарат, то нужно обратить внимание на уровень усиления для каждого типа головки. Для ММ-картриджей лучше иметь запас хотя бы в 40 дБ, а для уверенной работы МС с низкой чувствительностью желательно увидеть в паспорте цифру от 66 дБ. Что касается сопротивления нагрузки, то стандартных 47 кОм для ММ и 100 Ом для МС вполне хватит для большинства сценариев.
Правило №4
Выбираем профиль заточки
Как правило, чем дороже картридж, тем более сложным профилем заточки обладает используемый в нем алмаз. Такие профили обеспечивают большую площадь контакта со стенкой канавки и, как следствие, правильное и надежное огибание. Также алмазы со сложной заточкой, как правило, обладают более долгим сроком службы по сравнению со сферическими и эллиптическими иглами.
Правда, дьявол здесь скрыт в деталях. Крупные производители иногда могут позволить себе ставить иглы со сложным профилем в не самые дорогие картриджи и, казалось бы, вот он вариант получить больше звука за свои деньги. Однако на практике это не всегда работает, так как в игру вступают иные факторы. В частности, дешевый пластиковый корпус может свести на нет все теоретические преимущества такого решения. Поэтому общее правило таково – при покупке совсем недорогих головок нет смысла гнаться за иглами со сложной заточкой, а в дорогие модели производитель, чаще всего, ставит их по умолчанию сам.
Правило №5
Смотрим на материал иглодержателя
Лучшие материалы для изготовления иглодержателей – это бор или алмаз, и именно они используются в самых дорогих головках. Также хорошо зарекомендовал себя бериллий, но из-за его хрупкости и токсичности от его применения постепенно отказались все производители.
В недорогих картриджах обычно применяются трубки из алюминия, одно время были также популярны кантилеверы из углепластика. Чем дороже головка, тем больше внимания производитель уделяет снижению резонансов во всех конструктивных элементах, поэтому тем меньше вероятность встретить в топовых картриджах алюминиевые иглодержатели. Правда, в последние годы на рынке обозначился дефицит бора, и даже те фирмы, которые традиционно использовали его в своих головках среднего уровня, теперь не могут его себе позволить. В целом, материал кантилевера важен, но не имеет решающего значения при выборе головки.
Правило №6
Следим за весом
А вот вес картриджа крайне важен, причем с точки зрения удобства и возможности эксплуатации в вашей системе. И дело не только в том, что этот показатель участвует в формуле расчета резонанса системы «картридж-тонарм». Некоторые головки иногда просто невозможно уравновесить на определенных тонармах без дополнительных грузов, которые приходится устанавливать либо на противовес, либо на шелл. Поэтому если вес головки составляет больше 12 или меньше 5 граммов, нужно перед покупкой проверить совместимость такого картриджа с вашим тонармом.
Правило №7
Смотрим на податливость подвеса
Одно время на рынке существовал огромный выбор головок звукоснимателя, податливость подвесов в которых варьировалась от нескольких единиц до невероятных значений в 50х10 -6 см/дин. Они требовали использования совершенно разных тонармов – от тяжелых для головок с низкой податливостью до легких и ультралегких для картриджей с высокой гибкостью подвеса. Сегодня производители стремятся добиться максимальной взаимной совместимости головок и тонармов, поэтому, за редким исключением, касающимся классических картриджей типа Ortofon SPU или Denon DL-103, значения лежат между 12 и 25 единицами. А это означает, что серьезных проблем с согласованием между современными головками и тонармами вы вряд ли испытаете. Однако если вы рассматриваете приобретение винтажных головок, проигрывателей и тонармов, то выучить формулу вычисления оптимального резонанса нужно наизусть.
Правило №8
Несмотря на то, что копий в спорах между приверженцами ММ и МС-головок было сломано несколько вагонов, и по сей день начинающие меломаны сталкиваются с данной дилеммой. На самом деле, решение принять очень просто, если мы говорим о современных картриджах. Недорогие МС-головки с высокой чувствительностью практически не отличаются от ММ с точки зрения условий эксплуатации, поэтому между ними можно поставить условный знак равенства. Что же касается дорогих головок, то среди них уже не встречаются модели с подвижным магнитом, поэтому выбор будет идти исключительно среди МС. Существенное преимущество ММ-картриджей заключается в возможности замены иглы по мере ее износа, однако сегодня ценовая политика большинства производителей стала таковой, что разница в цене между полной головкой и сменной вставкой стала настолько невелика, что это преимущество практически нивелируется.
Правило №9
Поскольку практики прослушивания головок перед покупкой практически не существует, то, казалось бы, и приобретать картриджи можно, ориентируясь только на цену. Однако если речь идет о достаточно дорогих головках, то лучше все же обратиться к проверенному официальному дилеру – производственный брак встречается даже в High End, а возвращать картридж с неровно установленной иглой или иглодержателем неизвестному продавцу в Японию – занятие хлопотное. Конечно, на eBay есть «рыбные места», но и в них есть шанс нарваться на некондиционный товар.
Правило №10
Не спешим с выводами
После покупки головки, ее установки и настройки не следует спешить с окончательными выводами о том, нравится ли вам ее звучание в вашей системе или нет. И дело не только в привыкании и адаптации к новому звуку. Дело в том, что процесс разработки подвеса может занять до нескольких недель даже при условии ежедневного прослушивания.
Кроме того, возможны погрешности при геометрической настройке иглы, а также выставлении прижимной силы и антискейтинга, особенно если у вас нет достаточного опыта. И эти ошибки также будут сказываться на субъективном восприятии качества звука, поэтому через день-два желательно еще раз тщательно проверить правильность всех настроек. Само собой, также нужно убедиться в оптимальной электрической нагрузке головки, особенно это касается моделей с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. И только пожив с картриджем некоторое время и правильно его настроив, можно делать окончательные выводы.
Александр Чечелёв
Виниловые проигрыватели и аксессуары для них на Audiomania.ru
Источник: audiomania.livejournal.com
Неожиданный коллективный обзор картриджей Audio-Technica
Предновогодний период всегда богат обзорами, магазины стремятся больше продавать, а покупателям необходимо выбрать подходящий подарок. У меня был запланирован обзор очередных безумно дорогих наушников, но руководство Pult.ru внезапно «очень попросило» сделать обзор на головки звукоснимателей для проигрывателя винила, созданных компанией Audio Technica. Мне достаточно сложно оценивать проигрыватели, так как многие знают, что я отношусь к “виниловому ренессансу» с изрядной долей скепсиса. Свой проигрыватель я включаю 2-3 раза в год и исключительно по той причине, что у меня не дошли руки оцифровать отцовскую коллекцию пластинок, а в ней есть несколько уникальных записей.
При этом у меня есть хороший друг, который относится к винилу совсем иначе. Он знает почти всё о тонармах, картриджах, подвижных магнитах и подвижных катушках, а главное не воспринимает винил как безнадежную устаревшую архаику, имеющую лишь эстетически-ностальгическую ценность. Он действительно шарит в виниловых компонентах и способен вытащить из проигрывателя звук, который (если бы не детонация, хруст и прочие поскрипывания иглы) был бы неотличим от SACD, а возможно и немного превосходил бы его. Но беда в том, что друг не совсем умеет излагать свои мысли в письменной форме. По этому обзор “головочной» продукции легендарной японской компании стал плодом коллективного творчества, и я таки замарал руки в продвижении технологического декаданса.
История и первая легенда
Японская компания Audio-Technica была основана почти 60 лет назад и с момента появления занималась разработкой и производством качественных головок звукоснимателей. Тогда винил был в естественном тренде, все свежие релизы выходили именно на этом носителе. AT делали превосходные для своего времени головки звукоснимателей и бизнес пошел в гору.
В 1980 году ею была представлена первая мировая легенда от AT — недорогая и очень удачная ММ-головка AT95E. Она пережила множество перезапусков и с небольшими изменениями выпускалась до прошлого года. Совокупное количество выпущенных головок этой модели превысило 5 миллионов экземпляров. Эту головку сменила целая серия компонентов AT-VM95, включающая целых шесть модификаций. Именно о них и пойдёт речь далее.
AT-VM95 — модульный принцип, как вещь в себе
Модульный принцип
По сути, AT-VM95 — это модульная платформа, объединяющая единую базу и сменные иглы. Иглы отличаются различной заточкой, а также различными типами крепления иглы к алюминиевому кантилеверу. Фактически, купив самую доступную из головок, впоследствии из нее можно сделать самую продвинутую.
Отличия от легендарного предшественника
По сравнению с предыдущей моделью, был значительно стабилизирован корпус головки, использованы новые катушки для увеличения выходного напряжения (до 4 мВ) и демпфирующее кольцо для расширения АЧХ (верхний предел диапазона доведен до 25 кГц). Сдвоенная V-образная магнитная система улучшает разделение каналов, увеличивает частотный диапазон и обеспечивает качество следования иглы по канавке. В корпус головки запрессованы гайки, что существенно упрощает ее монтаж на тонарм по сравнению с AT95E.
Состав серии
Помимо шести головок в сборе в серию входят шесть сменных игл и шесть головок, уже закрепленных на шелл AT-HS6. Базовая и самая доступная версия новой головки называется AT-VM95C (голубая) и комплектуется иглой с заточкой типа конус переходящий в сферу. Она обеспечивает достаточно высокое выходное напряжение в 4 мВ и качество звучания, существенно превосходящее возможности более младших моделей, например, AT91.
Модель AT-VM95E (зеленая) отличается от нее эллиптической заточкой иглы и может похвастаться улучшенной динамикой, более протяженным в сторону ВЧ частотным диапазоном и улучшенной переходной характеристикой. Помимо этого, удалось добиться более высокого разделения каналов и баланса между ними.
Заточка иглы у AT-VM95EN (оранжевая) также эллиптическая, но вот крепеж в кантилевере открытый, за счет чего удалось еще немного улучшить АЧХ и разделение каналов, лишь слегка пожертвовав уровнем выходного напряжения.
Далее — более изощренные варианты. Модель AT-VM95ML (красная) оснащена иглой с микролинейной заточкой. Помимо существенных улучшений практически всех параметров звучания, это еще и самый долговечный тип заточки, однако он может потребовать чуть больше усилий и точности при его установке.
Флагман — модель AT-VM95SH (коричневая) снабжена иглой с заточкой Шибата, которая считается эталонным золотым стандартом для виниловых звукоснимателей, он обеспечивает максимально точную процедуру снятия механической информации с канавки пластинки и ее трансформации в электрический сигнал.
Производители позаботились и о любителях сверхархаичной экзотики — монозаписей со скоростью воспроизведения 78 об. Специально для них подготовлена модель AT-VM95SP (серая) со сферической заточкой.
Если обобщить изложенное выше — можно сделать следующий закономерный вывод:
“Чем изощренней профиль иглы — тем он дороже в производстве, сложнее в установке и лучше в звучании.”
Применительно к Шибате и микролинейной заточке — они еще и долговечней стандартных сферической и эллиптической, за счет более точного следования изгибам канавки.
В качестве заключения
Основным достоинством новой серии является то, что на базе одного картриджа можно наглядно ознакомиться чуть ли не со всеми видами заточки и выбрать наиболее подходящую для себя сравнительно «малой кровью». Все представленные в обзоре головки производятся на фабрике Audio-Technica в Японии, т.е. никаких там китайцев и малазийцев с японским контролем качества, только “тру” японская фабрика, японские станки и старательные манипуляторы японских роботов, над японскими конвейерами.
До этого поста я не знал, что можно так много написать о головке звукоснимателя. Надеюсь, что читателям, неравнодушным к виниловой тематике, понравится плод наших коллективных усилий.
Традиционная реклама
У нас в каталоге представлены картриджи Audio-Technica , а также наушники, усилители, саундбары и другие полезные устройства. В ассортименте тёплые лампы и прочие радости для любителей техноархаики. Не забыли мы и про холодные транзисторы и совсем морозные цифровые устройства.
- Блог компании Pult.ru
- Старое железо
- Периферия
- Звук
Источник: habr.com
allowerdy
После того как старая игла приказала долго жить настал черёд углубляться в мир звукоснимающих картриджей. Смена головки на проигрывателе это вам не поле перейти, надо учесть кучу параметров, чтобы не промахнуться, потом надо иметь другую кучу приспособ, чтобы получить от обновления максимальную отдачу.
1. Исходник. Подбор головки проводится исходя от параметров проигрывателя и тонарма. Японский сайт «Аудио — Херитаж» на это дает точные данные по подбору, кстати характеристики того что стояло очень недурственные.
2. Регулировка тонарма по вертикали.
Если тонар не имеет возможности регулировки по вертикали как у меня, то круг поиска сужается до неприличия. Высота головки должна быть 17.2 мм плюс минус пара миллиметров. Почему позднее.
3. Совместимость картриджа с тонармом. Картридж по совместимости с тонармом необходимо проверить по таблицам в интернете. Вот тут специалист подробно выносит мозг объясняет проблему. http://hiendmusic.ru/item/2018/10/2/komplians-i-massa-tonarma Если коротко: берете из данных производителя «комплианс» и массу картриджа, добавляете туда массу крепления (винты + 1,5 гр.), «эффективную массу тонарма». Забиваете в программу по ссылке
https://www.vinylengine.com/cartridge_resonance_evaluator.php и смотрите куда попали, если зеленый цвет, то хорошо, если нет, то плохо.
Эффективная масса тонарма — это такая штука, которую померить нельзя, а можно только верить на слово производителю, но если он не указывает эту массу, То тогда по опыту «бывалых» — неметаллические прямые тонармы до 9 гр. (легкие), металлические до 9″ длины(средние) 10-13 гр, все что больше тяжелые.
Динамический комплианс или податливость или разброс динамических параметров — указывается производителем, а что за зверь такой можно не разбираться. Но японцы и европейцы измеряют его по разному. Переводной коэффициент 1 ед. Европа=1,8х1 ед. Япония.
В таблице надо смотреть по Европейским измерениям.
4. Стоимость. Вот тут без фанатизма. Цена головы не должна превышать стоимость проигрывателя.
2. Покупка.
Невозможность регулировки тонарма по высоте и требуемые параметры в 17.5 мм. идеально подходили к продукции фирмы «Audio-Technica» из Японии. Случилось это еще и потому, что во-первых процентов 70 всех картриджей для винила производятся этой компанией, а во-вторых, потому что «Audio-Technica» являлась ОЭМ производителем головок для SONY. У японцев кооперация сильно распространена, поэтому геометрические параметры совпали идеально.
Решил я купить предтоповую головку с заточкой «микро линер» из серии начального уровня VM95ML. Для очистки совести проверил ее по совместимости. Имеем: средний тонарм с эффективной массой 13 гр, комплианс имеет значение 10х10-4 см/дин, с переводным коэффициентом получаем 18 , масса картриджа 6,1 гр +1,5 винты= 7,6 гр. Смотри чудо таблицу
Стоимость данной головки в России тогда составляла в районе 15,5 тыс. Цена вопроса составила порядка 14.5 тыс.рублей с учетом пересылки из Германии. (сейчас на удивление она подешевела и стоит также). Посылка пришла немного помятая
При распаковке увидел газеты, думаю, ну сейчас прочту про «новичьок» (это тот первый скрипальный), но нет, оказалось про футбол
Сама коробочка с содержимым в идеале, приятно что и в Германии есть надписи на русском языке
Характеристики, кстати, не самые выдающиеся. Основные — разделение каналов 23 Дб против 25 Дб у старой и частотный диапазон 20 Гц -25 кГц против 10 Гц — 30 кГц не внушали оптимизм, но более высокое выходное напряжение 3,5 мВ против 3.0 мВ и ,конечно, «суперзаточка» говорили, что детальность может повысится. И срок службы 1000 часов проти 300 часов тоже радовал.
Источник: allowerdy.livejournal.com