*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Фонокорректор — это специальное устройство-предусилитель для винилового проигрывателя, которое приводит сигнал от иглы звукоснимателя в приемлемое для обработки усилителем состояние. Фонокорректор предварительно усиливает сигнал и восстанавливает частоту до стандарта RIAA.
Такие устройства, как и многие другие элементы аудиосистем сильно варьируются по классу, техническому исполнению и стоимости. Журнал Expertology подготовил для вас краткий обзор самый интересных в конце 2022 года моделей из разных ценовых категорий.
7 лучших фонокорректоров
Номинация | Место | Наименование | Цена |
7 лучших фонокорректоров | 7 | Behringer PP 400 MICROPHONO | 2 340 ₽ |
6 | Pro-Ject Phono Box E, black | 4 990 ₽ | |
5 | Pro-Ject Optical Box E Phono, white | 8 990 ₽ | |
4 | Musical Fidelity LX2-LPS, black | 14 990 ₽ | |
3 | Pro-Ject Tube Box S2, black | 36 000 ₽ | |
2 | Musical Fidelity MX-VYNL, black | 49 990 ₽ | |
1 | MM/MC Vincent PHO-701 Black | 67 000 ₽ |
A122 Фонокорректор Дорогой VS Бюджетный
Behringer PP 400 MICROPHONO
Самая недорогая модель в нашем обзоре, но в то же время представляющая известный и уважаемый немецкий бренд. Заодно это и один из самый компактных фонокорректоров — габариты 103х32х64 мм, а вес всего 0.18 кг. Корпус металлический, прочный.
Хоть это и модель начального уровня, у неё есть важное преимущество — фонокорректор почти универсален. Устройство корректно работает фактически с любыми головками звукоснимателей. По отзывам пользователей, в том числе устройство нормально взаимодействует с виниловыми проигрывателями советского производства.
Модель усиливает сигнал с коэффициентом 35дБ при соотношении сигнала к шуму до 68дБ. Обеспечивает достойную по точности RIAA-коррекцию.
Несмотря на миниатюрные размеры, здесь имеются не только самые необходимые входы/выходы — два RCA «тюльпан» на вход и линейный выход и плюс ещё 6.3мм jack TRS стерео. Все они вынесены на один из торцов корпуса, а подписи — на верхней панели, так что их хорошо видно.
Питается фонокорректор от сети через внешний 12-вольтовый адаптер.
В отзывах попадаются замечания о фоновом гуле, но причиной тому чаще всего является незаземлённый проигрыватель.
Достоинства
- универсальность — работает даже с советскими проигрывателями;
- компактный и лёгкий;
- прочный металлический корпус;
- точная RIAA-коррекция;
- минимальная цена в сочетании с известным брендом.
Недостатки
- части пользователей не хватает кнопки выключения.
Pro-Ject Phono Box E, black
Ламповый чудо-фонокорректор за 5000р с AliExpress
Эта модель более чем в два раза дороже предыдущей, но всё ещё относится к начальному уровню и бюджетному сегменту. Сам бренд Pro-Ject — это торговая марка авторитетного швейцарского производителя проигрывателей винила Hi-Fi класса, и он занимает внушительную долю рынка.
Фонокорректор Phono Box E ориентирован на работу со звукоснимателями MM-типа, которыми оснащены множество проигрывателей. Несмотря на простоту и ценовую доступность, в его основе лежит схема, разработанная лично под руководством учредителя и главного инженера Pro-Ject, доктора Сикоры. В ней используются малошумящие SMD-компоненты и укорочённые проводники, что в сумме обеспечивает минимальные искажения и точную RIAA-коррекцию с погрешностью в пределах + 0,5 / — 0,2 дБ.
Корпус устройства пластиковый, но это не отражается негативно на качестве работы, так как внутри устроено надёжное экранирование электроники от наводок. Габариты — 120х32х100 мм, вес — 0.25 кг. Органов управления на корпусе нет, что хоть и ограничивает функционал, но позволяет разместить устройство прямо за задней панелью проигрывателя или усилителя.
Питается модель от внешнего блока питания напряжением 18В. Набор интерфейсов минимальный — две пары разъёмов RCA на вход и на выход.
Достоинства
- схема разработана доктором Сикорой;
- малошумящие компоненты в схеме;
- компактные размеры;
- точность RIAA-коррекции с малой погрешностью;
- качественное внутреннее экранирование.
Недостатки
- нет органов управления (не принципиально).
Pro-Ject Optical Box E Phono, white
Ещё одна модель Pro-Ject, ещё более продвинутая, и в два раза дороже предыдущей. Его важнейшая отличительная черта — набор интерфейсов. Эта модель рассчитана на подключение аудиоустройств, не имеющих специального Phono-разъёма, и даже если у него ограничено число стандартных линейных входов.
В отличие от вышеописанных вариантов, эта модель оснащена на выход стандартным гнездом mini-jack 3.5 мм и оптическим TosLink. Что крайне важно, оба этих выхода могут работать одновременно, благодаря чему сигнал от винилового проигрывателя можно подать сразу на два принимающих устройства.
На вход у этой модели выделен стандартный Phono-вход в формате RCA с позолоченными разъёмами. Плюс есть ещё вход на гнезде mini-jack 3.5 мм. Переключать входящие каналы можно механической кнопкой на корпусе, это единственный орган управления.
Эксперты положительно отзываются об АЦП, используемом в этой модели. Соотношение 24 бит/96 кГц даёт уверенность в достоверном сохранении особенностей звучания винила.
Достоинства
- качественное экранирование;
- малошумящие компоненты;
- одновременная работа линейного входа и оптического TosLink;
- точное сохранение особенностей аналогового звучания;
- универсальность в отношении моделей проигрывателей;
Недостатки
- принципиальных минусов и замечаний не выявлено.
Musical Fidelity LX2-LPS, black
Далее рассмотрим ещё более дорогой фонокорректор британского производителя Musical Fidelity. Бренд существует на рынке с 1982 года, и первые модели техники до сих пор продаются на аукционах, что свидетельствует о безоговорочном признании. Основатель компании — Энтони Майклсон — профессиональный музыкант-кларненист, а ещё талантливый инженер и большой энтузиаст аудиотехники Hi-Fi.
Эта модель уже гораздо выше начального уровня, но всё ещё далеко не самая дорогая. Фонокорректор поддерживает звукосниматели как MM-типа, так и MC. Обеспечивает высокую точность RIAA-коррекции с погрешностью +/- 0,25 дБ. Покрывает диапазон от 20 до 40 тыс. Гц с соотношением сигнала к шуму до 80дБ.
Габариты устройства уже заметно больше самых компактных моделей — 172х197х47 мм, вес — 1.05 кг. Размеры позволили разместить больше интерфейсов — 4 линейных входа RCA и один RCA на выход.
Что самое примечательное, в этой модели предусмотрено регулируемое сопротивление, а это большая редкость для этой ценовой категории. Делается это не переключателем, а заглушками на задней панели. Их нужно устанавливать вручную, и, судя по отзывам, их часто нет в комплекте поставки, так что это нужно отдельно уточнять у продавца.
Достоинства
- открытый, мягкий, полнокровный звук;
- поддержка MM- и MC-звукоснимателей;
- широкий частотный диапазон;
- точная RIAA-коррекция с минимальной погрешностью;
- регулируемое сопротивление;
- стильный внешний вид.
Недостатки
- нет в комплекте заглушек-шунтов для регулировки сопротивления.
Pro-Ject Tube Box S2, black
Снова в нашем обзоре швейцарская торговая марка Pro-Ject, и теперь это будет очень интересная и довольно дорогая модель. Её основная фишка — «ламповость» в самом прямом смысле. Все предыдущие модели были полупроводниковые.
Но лампы — это первое впечатление. Если быть точным, то эта модель гибридная. Схема построена по разделённому принципу — на входе используются полевые транзисторы, то есть, всё же полупроводники. Это сделано с целью снизить шумы и искажения на входе, сохранив при этом максимальную чувствительность. А вот уже на выходе стоят лампы ECC8 — две штуки, по одной на канал.
Ещё важные моменты — здесь используется оптимизированная схема разделения каналов, так называемое «двойное моно». Это подразумевает идентичный монтаж элементов обоих каналов, что даёт одинаковые пути прохождения сигнала и максимально близкий характер звучания и в итоге наиболее правильную стереокартину.
Наличие ламп, конечно, существенно повлияло на внешний вид устройства. Элементы заметно выступают из верхней панели, для защиты окружены металлическими «клетками». Смотрится это всё очень выразительно, стильно и «киберпанково».
Также здесь имеются целый 16 миниатюрных переключателей для подстройки входного импеданса — это делает модель подходящей для особо искушённых меломанов.
Достоинства
- ламповый (гибридный);
- высокая чувствительность и низкие шумы на входе;
- оптимизированная схема разделения каналов «двойное моно»;
- 16 переключателей для настройки импеданса;
- очень выразительный внешний вид.
Недостатки
- не отмечено.
Musical Fidelity MX-VYNL, black
И снова компания Энтони Майклсона Musical Fidelity, на этот раз уже действительно дорогая модель. Но это и далеко не верхний ценовой диапазон. где счёт идёт на многие сотни тысяч рублей в конце 2022. MX-VYNL ценен как раз тем, что в среднем сегменте очень скудный выбор, и эта модель частично собой эту нишу заполняет.
Эксперты отмечают, что, несмотря на «среднюю» цену, по гибкости архитектуры Musical Fidelity MX-VYNL вполне претендует на высокий класс. Одно из его заметных преимуществ — расчёт на работу с головками разных типов с возможностями гибкой регулировки для индивидуального подбора оптимального режима.
Для регулировки предусмотрено девять значений нагрузки для MC-картриджей и пять для MM. Что характерно, регулировать можно прямо во время воспроизведения, и делается это легко — большим поворотным переключателем. Это в отличие от многих других фонокорректоров, где нужно пользоваться DIP-переключателями, которые часто находятся в самом неудобном месте.
Указанный набор режимов — это далеко не все возможности регулировки. Ещё есть тумблер «+6dB», которым можно дополнительно вдвое увеличивать коэффициент усиления. Также можно переходить с RIAA-коррекции на IEC для ослабления инфранизких нежелательных эффектов.
Достоинства
- высокий технологический уровень и качество;
- рассчитан на работу с головками разных типов;
- гибкие возможности регулировки;
- возможность настройки нагрузки прямо во время воспроизведения;
- есть балансный вход и выход;
- элегантный внешний вид.
Недостатки
- не отмечено.
MM/MC Vincent PHO-701 Black
Завершит обзор самый дорогой фонокорректор в подборке, но снова подчеркнём, что это далеко не высшая ценовая категория. Мы рассматриваем более-менее доступные модели. И данная модель авторитетного немецкого производителя уже вполне рассчитана на искушённых энтузиастов.
Фонокорректор ламповый, что автоматически добавляет ему не только цены, но и исключительности. Он достаточно универсален, поддерживает оба типа головок MM/MC.
По отзывам экспертов, в этой модели немецким инженерам удалось реализовать все замыслы и добиться выразительного эффекта. Обработанный фонокорректором звук радует широкой сценой, детализацией, раскрытием музыкальных произведений с разных сторон.
В этой модели тоже предусмотрена регулировка и точная подстройка для разных картриджей. Делается это не так удобно, как в случае Musical Fidelity MX-VYNL, а привычным DIP-переключателями в нижней части, но всё же.
Наконец, ещё одна деталь, которая второстепенная, но может сильно облегчить жизнь меломанам, желающим всё же оцифровать свой винил. Здесь есть порт USB, через который можно подключить аппаратуру к компьютеру.
Достоинства
- ламповый;
- поддерживает оба типа головок MM/MC;
- тонкая подстройка под разные типы картриджей;
- порт USB;
- стильный внешний вид;
- умеренная цена при совокупности характеристик.
Недостатки
- не отмечено.
Источник: expertology.ru
Рейтинг лучших фонокорректоров по мнению покупателей и характеристикам: самые хорошие модели, их описание и стоимость
Очередной этап «войны форматов» в пятидесятые привел к тому, что, если речь идет о действительно хорошем звучании, то качественный фонокорректор стал настоящей необходимостью. С его помощью уровень сигнала не просто поднимается до линейного, но и корректируется частотный спектр звучания. Это действительно впечатляющие умения, особенно с учетом того факта, что звук на винил записывается в довольно-таки искаженном формате. А усиление «напрямую» вряд ли кого-либо сможет впечатлить.
Именно по этой причине, обладая «вертушкой» с магнитной головкой, в которой не предусмотрен вход с надписью «PHONO», однозначно придется обзавестись фонокорректором. Объективно говоря, даже если аппарат может похвастаться встроенным вариантом усилителя, далеко не факт, что его звучание будет на необходимом уровне. Впрочем, выбор всегда велик: от самых дешевых моделей, выполняющих ряд примитивных функций, до монструозного аудиофильского оборудования, где потолок цены, по-видимому, вообще не установлен. В сегодняшнем рейтинге мы собрали «золотую середину», где функциональность остается на приемлемом уровне в независимости от стоимости.
В технике данной направленности цена является прямым показателем качества. Человеческие уши очень хорошо реагируют на детальность звучания, его глубину и сбалансированность. Поэтому «отвертеться» покупкой обычной дешевки не выйдет.
Поэтому следует рассматривать оборудование, стоимость которые не ниже 10 000 руб., однако среди агрегатов до 5 000 руб. сейчас тоже можно найти парочку достойных. Как же выбрать: сэкономить или взять фонокорректор подороже? Здесь-то и приходит на помощь наша подборка наиболее популярных моделей этого года.
А в качестве дополнительного решения проблемы можно купить аудиофильские наушники, рейтинг которых ы составили в отдельной статье.
Сводная таблица кратких характеристик
В наш ТОП вошли следующие модели:
Cambridge Audio Duo | полупроводниковый | фонокорректор, стерео | 950 г |
Pro-Ject Phono Box DS2 USB | полупроводниковый | предусилитель-фонокорректор со встроенным АЦП | 1500 г |
clearaudio Nano Phono V2 H | полупроводниковый | фонокорректор, стерео | 500 г |
BEHRINGER MICROPHONO PP400 | полупроводниковый | фонокорректор, стерео | 180 г |
Pro-Ject Tube Box S2 | ламповый | фонокорректор | 410 г |
Ниже подробное описание каждой.
5 лучших фонокорректоров на 2020 год
Cambridge Audio Duo
Компания Cambridge Audio представила сразу две новинки для любителей винила. Однако всеобщим вниманием обзавелась старшая модель — Cambridge Audio Duo, обладающая куда более широкими возможностями. Отдельно следует отметить ее способность работать со звукоснимателями МС типа, помимо ММ головок, конечно.
Еще одно нововведение – необычная для таких устройств функция: встроенный усилитель для наушников. Это довольно странно, ведь аппарат предназначен для работы с виниловыми пластинками, где подобные изыски не предусмотрены. Однако, несмотря на некоторые противоречия, смелое решение оправдало себя, а аудитория была в восторге. Это основные моменты, которые максимально отличают Duo от Solo (младшего брата). В остальном все осталось так же: обновленный блок питания, поверхностный монтаж платы, фильтрация ультранизких частот, специальные компоненты, гарантирующие теплое звучание, функция автоотключения, регулятор баланса.
Разработчики заверяют, что оборудование продемонстрирует высококлассное звучание, что позволит пользователям на должном уровне насладиться любимыми треками. В целом, можно отметить отсутствие посторонних шумов, а звук отличается высокой детализацией. Так, возможные искажения минимизируются.
Производитель позаботился не только о качестве воспроизведения композиций, но и об экономии. Следует отметить, что в режиме ожидания модель потребляет крайне мало – менее 0,5 Вт. А функция автоматического отключения устройства окажется полезной для забывчивых хозяев. Аппарат перестанет получать входящий сигнал после 20 минут бездействия.
Рейтинги по теме: Рейтинг лучших беспроводных зарядных устройств: стоимость каждой модели, основные преимущества и недостатки
Стоимость: 27990 руб.
- Дополнительные возможности;
- Качественное звучание;
- Отсутствие шумов и искажений;
- Экономия электроэнергии;
- Функция автоматического выключения.
Источник: svoytop.ru
Фонокорректор
Увлечение винилом получило свое второе рождение, и теперь уже новое поколение аудиофилов слушают музыку на так называемых вертушках. Однако, молодежь, привыкшая к устройствам, которые просто подключаются к аудиосистеме, могут быть весьма удивлены, что проигрыватель винила нельзя напрямую подключить к динамику или усилителю. Если вы попытаетесь это сделать, то вы просто ничего не услышите. Поэтому необходимо использовать фонокорректор, который служит одной из важных составляющих системы подключения проигрывателя.
Дело в том, что сигнал, который снимает головка проигрывателя с пластинки, примерно в 1000 раз слабее, чем сигнал, поступающий, например, с CD-плеера или другого потокового устройства. Поэтому для прослушивания музыки с винила через динамики или стереосистему, сначала нужно усилить сигнал. Вот тут на помощь приходит фонокорректор или фоно-предусилитель.
Что такое фонокорректор?
Это устройство, которое усиливает сигнал с проигрывателя винила до уровня, позволяющего подключить его к аудиосистеме. Еще одной задачей фонокорректора является преобразование сигнала и возвращение его к той форме, которая была на исходной записи, до записи на пластинку.
Дело в том, что звуковой сигнал изначально получает существенное искажение тонального баланса при записи на винил, с большим равномерным спадом от ВЧ к НЧ. Чтобы сделать сигнал линейным, используется фонокорректор. Звук, записываемый на пластинки, соответствует кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America). Это единый стандарт для всех пластинок, изданных после 1954 года.
Фонокорректор возвращает сигнал к тому виду, в котором он был изначально сведен до внесения искажений для записи на винил. Точность восстановления звука сильно влияет на качество звучания всей системы при воспроизведении виниловых пластинок через акустическую систему. Таким образом, главной функцией и основой фонокорректора является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. То есть, коррекция формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.
Встроенный или внешний?
Фонокорректоры бывают самых разных форм и размеров, а также встроенными и внешними. Некоторые новые модели проигрывателей оснащены встроенным фонокорректором. Его наличие не зависит от стоимости проигрывателя, а является лишь техническим решением производителя. Если вы не уверены, есть ли встроенный фонокорректор в вашем проигрывателе, просто попробуйте подключить его к акустической системе. Если вы слышите нормальный уровень громкости без искажений, то фонокорректор уже имеется, а значит использовать внешний нет никакого смысла.
Раньше (примерно до 1980 года) фонокорректоры могли встраиваться в усилители или акустические системы. Если вы любитель ретро-аппаратуры, то ищите на задней панели рядом со входными разъемами надпись «LINE OUT». Нашли? Поздравляем, вы являетесь обладателем устройства со встроенным фонокорректором. Большинство новых усилителей и ресиверов не имеют такой функции.
Примерно с 1990 года фонокорректор прекратили встраивать в стерео аппаратуру, минимизируя затраты на производство, что было связано с падением интереса к виниловым проигрывателям и массовым переходом на цифру.
С возрождением интереса к винилу, вновь возникла необходимость производства фонокорректоров, но в большинстве случаев в качестве отдельного устройства. Аудиофилы, как правило, предпочитают использовать именно внешний фонокорректор. Это связано с проблемами, которые несет в себе совместное использование единой цепи питания электродвигателя проигрывателя и очень чувствительных цепей фонокорректора. Однако, если встроенный фонокорректор имеет отдельное питание и хорошую систему экранирования, то проблем можно избежать.
Следуя данной логике, внешний фонокорректор чисто теоретически должен обеспечивать лучшее качество звука, так как имеет свой отдельный блок питания, а также не подвержен влиянию множества других каскадов, включая усилители мощности. На самом деле, разницу в звучании после работы встроенного или внешнего фонокорректора заметит не каждый. Выбор всегда за вами.
Виды фонокорректоров
В сегменте Hi-Fi и Hi-End аппаратуры существуют два основных вида фонокорректоров: для головок с подвижным магнитом (ММ) и для головок с подвижной катушкой (МС). И выбор типа фонокорректора, как видно из названия, определяется типом считывающей головки проигрывателя.
Самый распространенный тип фонокорреторов используется для проигрывателей, имеющих головку с подвижным магнитом (ММ). Именно такими головками чувствительностью от 2 мВ оснащены большинство проигрывателей начального и среднего уровня. Фонокорректор для таких проигрывателей должен имеет высокий уровень входного сопротивления, чтобы хорошо согласовываться с картриджами проигрывателя, имеющих высокие сопротивление и индуктивность, а вот уровень усиления требуется не сильно высокий. О том, что внешний фонокорректор является правильным выбором, говорит возможность подключения к его входу дополнительной емкости, что позволяет выровнять тональный баланс картриджа.
Особенности фонокорректора для ММ-головок:
- уровень усиления сигнала: 36-46 дБ
- входное сопротивление: 47 000 Ом
- возможность подключить дополнительную емкость.
Фонокорректоры для работы только с МС-головками – явление довольно редкое, но существующее. Они представляют собой отдельные устройства высокого класса (и, соответственно, высокой стоимости), в которых очень тщательно подобраны все компоненты с минимальным уровнем собственных шумов.
Дело в том, что головка с подвижной катушкой формирует очень слабый сигнал, который требует значительного усиления. Головки с подвижной катушкой могут иметь высокую и низкую чувствительность. Первые имеют чувствительность до 3мВ, а значит могут использоваться с ММ-фонокорректорами. А вот МС-фонокорректоры предназначены для работы именно с головками низкой чувствительности (0,15 — 0,5 мВ), они имеют высокий уровень усиления и типовое значение сопротивления 100 Ом, которое можно менять.
- высокий уровень усиления: свыше 60 дБ
- возможность выбора сопротивления нагрузки
- высококачественные компоненты
- минимум собственных шумов.
Есть еще один вариант работы фонокорректора совместно с МС-головками: установка на входе повышающего трансформатора, который помогает повысить уровень сигнала с МС-головки, до значений, которые позволят затем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Для МС-головок с очень низкой чувствительностью этот вариант является отличным решением.
Стоит отметить, что в PRO сегменте чаще всего можно встретить универсальный фонокорректор (ММ/МС), который может работать с любыми типами головок звукоснимателя. Такое устройство имеет два отдельных входа для разных типов головок, две отдельных цепи коррекции и усиления – это в идеале. Но возможно и совмещение цепей коррекции с переключением входов, для этого на панели имеется специальный переключатель.
Самые дорогие и навороченные модели автоматически управляют параметрами нагрузки, усиления и коррекции. Бюджетные же модели имеют фиксированные значения: 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-головок.
Подключение
Для подключения фонокорректора вам понадобится набор аудиокабелей. На картинке показана схема подключения.
Несколько советов по подключению.
- Чем короче кабель, тем лучше. Чтобы избежать потери и искажения сигнала.
- Если вы хотите подключить проигрыватель к линейному входу звуковой карты компьютера или внешнему аудионтерфейсу, то также необходимо использовать фонокорректор.
- Не пытайтесь подключить фонокорректор к другими источникам звука, например, CD-проигрывателю. Это приведет к его перегрузке и существенным искажениям сигнала.
- Не устанавливайте фонокорректор непосредственно на другие устройства и рядом с ними, чтобы избежать лишних вибраций и излучений.
- Если в вашем проигрывателе есть встроенный фонокорректор, то никогда не подключайте к нему внешний фонокорректор, даже если он кажется вам более качественным. Вы либо повредите его, либо получите сильно искаженный звук.
От выбора фонокорректора зависит то, как будет звучать ваш виниловый проигрыватель в аудиосистемах. Не экономьте на нем, выбирайте качественное и хорошее устройство, соблюдайте правила подключения и наслаждайтесь музыкой! А о том, как выбрать проигрыватель винила, вы можете прочитать здесь.
Источник: pop-music.ru