Lenovo — китайский технологический гигант, один из мировых лидеров в области производства ПК и мобильных интернет-устройств. Компания занимает первое место в мире по производству ПК и четвертое — по поставкам смартфонов, реализуя свою деятельность более чем в 160 странах мира. Стоимость компании в настоящее время оценивается в $46 млрд. США, в ее штате насчитывается свыше 57 тыс. сотрудников из более чем 60 стран мира. Компании принадлежат 46 собственных лабораторий и исследовательских центров по всему миру, благодаря работе которых компанией получено свыше 6500 патентов и
100 наград в области промышленных разработок. В таблице 4 представлены места компании в списке Global Fortune 500 и динамика выручки компании за последние 5 лет.
Место в рейтинге
Чистая прибыль (млрд. $)
Источник: составлено автором по данным
Показатели компании Lenovo (2011-2015)
http://fortune.com/global500
1. Бизнес идея 1 — разработка программы для кодировок китайских иероглифов
Обзор ноутбука Lenovo IdeaPad S145
В 1984 г. команда молодых ученых во главе с Лиу Чуанжи при поддержке Китайской академии наук создала компанию New Technology Developer Incorporated (в 1986 г. название было сокращено до краткого Legend) с начальным капиталом в 200 тыс. юаней (25 тыс. долл. США).
Компания специализировалась на поставках компьютерного оборудования: вывела ПК на китайский рынок и организовала розничную торговлю в магазинах по всему Китаю. Направленность на внутренний рынок привела к идее разработки программы для кодировок китайских иероглифов. Создание данного продукта имело первостепенное значение для экономики страны в целом, т.к. без адаптации западного ПО и всеобщей компьютеризации невозможно было преодолеть отставание Китая от США и стран Западной Европы. В 1987 г. компания выпустила уникальную плату Legend Chinese Character Card, позволяющую переводить интерфейсы англоязычных программ на китайский язык. Это открыло возможности использования программного обеспечения, разработанного в США и Западной Европе, и повысило востребованность компьютеров на китайском рынке.
2. Выход на рынок персональных компьютеров
В 1989 г. Legend выпустила персональные компьютеры собственной разработки, которые стали востребованными на китайском рынке вследствие сочетания низкой цены и высоких технических возможностей, сопоставимых с западными конкурентами. К 1996 г. компания стала крупнейшим в Китае поставщиком компьютерной техники (доля рынка более 30%). В 1994 г. производственное подразделение компании возглавил Ян Юаньцин, начавший работать в компании с ее основания в должности младшего программиста.
Для выхода на международный рынок и расширения производственных мощностей компании требовались масштабные инвестиции. Их привлечению способствовал выход компании на фондовый рынок Гонконга, в результате чего компания нарастила годовой выпуск готовых ПК до 1 млн единиц к 1998 г.
Конкурентные преимущества: каждый сотрудник в компании несет персональную ответственность за совершаемые им действия — в подразделениях компании проводились регулярные совещания, на которых сотрудники докладывали о персональных результатах работы, достигнутых за отчетный период.
Топ-5 лучших ноутбуков Lenovo в [2023] году
3. Бизнес-идея 2 — создание исследовательского подразделения.
В компании было создано исследовательское подразделение,
специализирующееся на инновационных разработках, постоянном обновлении и совершенствовании продукции.
4. Точка бифуркации 1 — выход на международный рынок (2000-е гг.)
В 2001 году учредитель компании Лиу Чуанжи назначает Яна Юаньцина на должность генерального директора. Именно он четко наладил каналы дистрибуции на рынке ПК в Китае, поэтому справиться с задачей выхода на международный рынок должен был именно он.
К началу 2000-х гг. компания выходит на международный рынок ПК. В связи с тем, что на мировом рынке уже имелись торговые марки, включающие слово «легенда», компания приняла решение изменить название на Lenovo (первая часть слова была заимствована из названия компании, а продолжение «novo» означало «новый»).
В начале 2000 гг. компания вышла на рынок стран Азиатско- тихоокеанского региона и к 2004 году стала лидером с рыночной долей в 13% (HP — 11%, IBM- 7% и Dell -7%) в целом по региону.
В 2004 году после приобретения подразделения IBM компания вышла на американский рынок ПК, где заняла пятое место после Dell, HP, Gateway, и Apple с долей около 6%.
В 2005 году компания вышла на российский рынок ПК, захватив около 3% рынка (в 2015 г. это доля составила 21%).
По итогам 2005 года Lenovo заняла около 6,9% мирового рынка ПК.
В 2007 году компания начала экспансию на европейский рынок ПК (Польша, Франции, Германии, Италия), где первоначально заняла чуть больше 2% рынка. Для снижения цен на производимые ПК и уменьшения сроков поставок компания построила завод в Европе (Польша), инвестировав в проект $20 млн. После приобретения в 2011 немецкого производителя ПК и потребительской электроники Medion, Lenovo увеличила свою доля до 14% на немецком рынке и до 7,5% на европейском рынке.
5. Бизнес идея 3: продвижение бренда
В 2004 г. с целью повышения узнаваемости бренда компания заключила соглашение с Международным Олимпийским Комитетом (МОК). Компания стала всемирным партнером Олимпийских игр и первой китайской компанией-поставщиком технологического оборудования для МОК. Высокие затраты, сопряженные с данным соглашением, окупились за счет значительного роста продаж.
6. Бизнес идея 4: соглашение с IBM
В 2004 г. Lenovo и IBM заключили соглашение, в рамках которого Lenovo приобретает за $1,25 млрд США подразделение IBM по производству ПК и становится третьей по величине компанией по производству ПК в мире. Lenovo получила не только недостающие производственные мощности, но и возможность использовать бренд IBM до 2010 г. Компания понесла значительные затраты средств и времени на совмещение культур и стратегий компаний. (1.
В компании IBM тестирование нового продукта занимало более полугода, в компании Lenovo на этот процесс тратилось несколько недель. 2. В IBM один раз в год устанавливался определенный уровень затрат на приобретение комплектующих, который брался за отправную точку при заключении договоров; в Lenovo целевые показатели в течение года несколько раз пересматривались и корректировались в зависимости от колебаний цен на комплектующие с целью экономии затрат. 3. Затраты IBM на общие закупки (командировочные расходы и пр.) были во много раз выше, чем у Lenovo. 4. Количество сотрудников аналогичных подразделений компаний различалось в разы. Например, вопросами снабжения в IBM занималось свыше 1000 специалистов, в компании Lenovo — менее 30).
7. Выход на рынок мюбильных устройств (2004-2009 гг.)
Компания вышла на рынок смартфонов и коммуникаторов в 2004 г.
Несмотря на активное продвижение в мобильном сегменте китайского рынка руководство компании в 2008 г. приняло решение продать подразделение Lenovo Mobile Communication Technology фирме Hony Capital за 100 млн долл. Основная причина: концентрация деятельности Lenovo на ключевом бизнесе ПК. Однако динамика развития отрасли мобильных устройств заставила руководство компании пересмотреть свое решение и в 2009 году обратно выкупить мобильное подразделение за $200 млн.
8. Бизнес идея 5: четкая дифференциация продуктовой линейки
Lenovo четко разделила продуктовую линейку на направления В2В и В2С. Для корпоративных клиентов были предназначены продукты линейки ThinkPad, отличающиеся высокой степенью защищенности, надежности, качества и прочности. Компании удалось заключить большое количество корпоративных контрактов с мировыми корпорациями различных сфер деятельности. Для индивидуальных потребителей в 2008 г. компания разработала новую линейку — IdeaPad.
9. Бизнес идея 6: выход на рынок моноблоков
Компания стала продвигать особую модификацию ПК — так называемые «моноблоки» — устройства, в которых системный блок и монитор объединены на столе, а периферийные устройства — мышь и клавиатура подключаются отдельно.
10. Бизнес идея 7: реализация продукции через партнерский канал
Компания реализует свою продукцию через партнерский канал. Градация партнеров проводится в зависимости от объемов продаваемой продукции. Для партнеров устанавливаются нижние рамки, которым они должны соответствовать: Platinum Business Partner (200 единиц продукции в квартал), Gold Silver Partner (50-200 единиц продукции в квартал), Lenovo Business Partner (менее 50 единиц продукции в квартал).
В зависимости от уровня партнера и величины его продаж компания гарантирует дополнительные бонусы, что в целом обеспечивает значительную прибавку к прибыли партнеров. При этом существуют жесткие рамки по максимальному количеству партнеров каждого уровня по регионам. Для каждого региона Lenovo имеет представительство, которое оказывает поддержку партнерам в продвижении продукции.
11. Рост и развитие (2011-2014 гг.)
Для укрепления своих позиций в условиях замедления роста рынка ПК компания начинает реализовывать активную политику слияний и поглощений. К тому времени доля компании на мировом рынке ПК составила около 12%.
В 2011 г. Lenovo создает совместное предприятие с японской компанией NEC и становится крупнейшим производителем ПК в Японии, а также покупает немецкого производителя ПК и потребительской электроники Medion, что значительно расширяет присутствие Lenovo в Западной Европе и позволяет занять третье место на немецком рынке. В 2012 г. Lenovo создает совместное предприятие с американской компанией ЕМС, что дает Lenovo возможность продавать серверы на китайском рынке и совершенствовать системы хранения данных, а также покупает компанию Stoneware, специализирующуюся на программном обеспечении для облачных вычислений. Также в 2012 г. Lenovo создает подразделение Mobile Internet Digital Home с целью укрепления своих позиций на рынке потребительских устройств, таких как смартфоны, планшеты и телевизоры с поддержкой технологии Smart TV (приборы со встроенным интернетом, дающий доступ к ряду интернет-услуг).
В 2013 году Lenovo становится крупнейшим в мире производителем ПК, сместив с 1-го места Hewlett-Packard.
В 2014 г. компания приобретает у Google бренд Motorola Mobility и становится четвертым по величине производителем смартфонов в мире. В результате проведенной реструктуризации в 2014 г. компания выпустила рекордное количество смартфонов и персональных компьютеров, что позволило китайскому производителю получить самую большую выручку в своей истории (годовая выручка компании возросла на 23%, составив $46,3 млрд.).
12. Точка бифуркации 3 — сжатие рынка ПК, интеграция серверного бизнеса IBM (2015 г.)
В 2015 г. компания впервые за шесть лет зафиксировала убыток (чистый убыток в размере 128 млн долл, против чистой прибыли в размере 829 млн долл, в 2014 г.). Основная причина неудовлетворительных результатов деятельности — снижение продаж ПК (мировой рынок ПК упал на 12%) и мобильных устройств.
Компания понесла значительные затраты средств и времени на переобучение перешедшего из IBM персонала (7,5 тыс. сотрудников).
Для сохранения рентабельности на прежнем уровне в условиях усиления конкуренции на рынке смартфонов и сокращения продаж ПК Lenovo намерена снизить расходы, сократив 3200 рабочих мест.
Собственность и управление
Собственники — подконтрольная Китайской академии наук Legend Holdings Ltd (41,5%), американские фонды прямых инвестиций Texas Pacific Group, General Atlantic и Newbridge Capital (2,8 %), 55,1 % торгуется на фондовых биржах.
Ключевые фигуры — Лиу Чуанжи, Ян Юаньцин.
Основные характеристики компании
Вид деятельности — информационные технологии: производство ПК, ноутбуков, планшетов, мобильных устройств, программное обеспечение; облачные технологии.
Основные конкуренты — HP Inc., Asus, Acer, Dell, Apple, Huawei
Форма организации — дивизиональная структура.
Значимые ноу-хау
Плата для кодировок китайских иероглифов; суперкомпьютер DeepComp 1800, один из самых быстрых в мире; телевизоры с поддержкой технологии Smart TV (приборы со встроенным интернетом, дающим доступ к ряду интернет-услуг); ультрабуки, объединяющие в одном устройстве планшет и ноутбук, моноблоки.
Особые отношения
- • поддержка Правительства Китая и Китайской Академии наук
- • сотрудничество с конкурентами;
- • рыночная власть (доля рынка).
• из-за большого количества партнеров уменьшается качество контроля их работы (в 2014 г. канадские партнеры прорекламировали продукт по цене в 5 раз меньше реальной, после чего разочарованные покупатели подали жалобы в Бюро по конкуренции, назвав данный провал «Капкан Lenovo», аналогичная ошибка произошла в Китае).
Источник: bstudy.net
Lenovo
Lenovo Group Limited (Леново) — китайская компьютерная компания, на конец 2011 года занимает второе место в пятерке крупнейших мировых производителей персональных компьютеров. Зарегистрирована в Гонконге, штаб-квартира расположена в городе Пекин. Основные исследовательские центры компании расположены в Ямато, Япония; в Пекине, Шанхае и Шэньчжэне, Китай; а также в Рейли, Северная Каролина.
Компания основана в 1984 году группой китайских ученых на средства Китайской академии наук. Первоначально компания носила название New Technology Developer Incorporated (спустя два года — Legend) и специализировалась на поставках компьютерной техники в Китай, а также на разработке кодировок для иероглифов.
В декабре 2004 г. компания Lenovo объявила о выкупе подразделения по производству персональных компьютеров американской компании IBM за $1,25 млрд (сделка была завершена в мае 2005 года). По условиям сделки Lenovo могла использовать бренд IBM до 2010 г., сейчас продукты этой компании выпускаются только под маркой Lenovo.
Источник: www.procontent.ru