На КиноПоиск HD появился большой пакет мультфильмов легендарной Studio Ghibli (со всей доступной к просмотру фильмографией студии можно ознакомиться тут). О том, как лучше спланировать путешествие в этот волшебный мир, населенный веселыми оборотнями, заколдованными принцами, фантастическими и выдуманными существами и самыми обычными японцами, рассказывает Павел Шведов.
35 лет назад друзья и коллеги Хаяо Миядзаки и Исао Такахата основали анимационную студию Ghibli. По большому счету именно она и открыла миру феномен японской анимации: успех Ghibli, продукция которой была одинаково понятна и близка зрителям из совершенно разных стран, не смогла повторить ни одна другая аниме-студия. Фильмы отцов-основателей и их учеников очень разные. К примеру, Такахата предпочитал адаптировать литературные произведения, пускался в эксперименты с формой и стилем рисунка и выбрал местом действия Японию, а Миядзаки находился под сильным влиянием европейской визуальной культуры и экологического движения. Это многообразие породило настоящую вселенную Ghibli, не ограниченную фантазией одного автора, единой темой или художественным стилем и, тем не менее, вполне узнаваемую по характерному, очень органичному сочетанию реалистических и сказочных элементов, фольклорных мотивов и злободневных проблем, с которыми сталкиваются ее обитатели.
7 фактов о Хаяо Миядзаки
Если карточка фильма черная, значит, его можно посмотреть на КиноПоиск HD. Обо всех возможностях нашего онлайн-кинотеатра читайте в специальном гиде.
«Унесенные призраками»
Главный хит Ghibli
Начать знакомство с мультфильмами Studio Ghibli стоит, конечно, с работы ее отца-основателя и самого известного из авторов — Хаяо Миядзаки. «Унесенные призраками» — его главный фильм. В мировом прокате он заработал более 270 млн долларов (что в 14 раз больше бюджета), получил «Оскар», «Золотого медведя» Берлинале, четыре анимационные премии «Энни» и еще более 50 наград по всему миру. Фильм входит во все мировые чарты лучшей анимации.
Главная героиня «Унесенных» — десятилетняя Тихиро. Вместе с родителями она переезжает в сельскую местность. По пути в новый дом отец Тихиро ошибается дорогой, и семья оказывается в заброшенном городке. Увидев в безлюдном ресторанчике вкусно пахнущую еду, родители решают поесть, и вдруг оживает древняя магия.
Заброшенный город оказывается населен демонами, духами и волшебными существами, а прожорливые мама с папой превращаются в свиней. Тихиро придется пройти через множество испытаний, чтобы избавить своих родителей от чар и вернуться в мир людей.
Девочки, которые через игру и испытания получают новый опыт и буквально взрослеют духом, — постоянный мотив историй Миядзаки. Женские персонажи исследуют и спасают окружающий мир не только в «Унесенных призраками», но и в «Небесном замке Лапута», «Моем соседе Тоторо», «Рыбке Поньо на утесе», «Ведьминой службе доставки». Такое смещение гендерного акцента в фильмах Ghibli позволяет зрителю взглянуть по-новому на классический сюжет спасения мира, в центре которого обычно оказывались однообразные маскулинные герои.
Как снимает Хаяо Миядзаки
«Принцесса Мононоке»
Первый прорыв Миядзаки на Запад
Именно «Принцесса Мононоке» пробудила интерес международной аудитории к фильмам Хаяо Миядзаки и студии Ghibli вообще: фильм был куплен для широкого американского проката компанией Miramax, переведен Нилом Гейманом и дублирован (исключительный случай для японской анимации на американском рынке). Правда из-за плохой рекламной кампании (и самого факта дубляжа) театральный прокат прошел плохо, и «Принцесса Мононоке» стала куда популярнее после издания на DVD с японской дорожкой.
А ведь картина могла стать последней в творчестве Миядзаки. Он создал первые наброски к истории о принцессе, живущей в лесу, еще в 1970-е, а в конце 1990-х, планируя уйти из режиссуры, решил обратиться к классическому для себя экосюжету об уничтожении первозданной природы человеческой цивилизацией (об этом же и «Навсикая из долины ветров», и «Небесный замок Лапута», и «Рыбка Поньо на утесе», и «Ходячий замок»).
Средневековая Япония становится полем битвы людей и лесных божеств. На стороне леса — Сан, девушка, воспитанная богиней-волчицей. На стороне людей — леди Эбоси, которая развивает Железный город, вырубая для этих целей заповедный лес. Юный принц Аситака изо всех сил пытается примирить враждующие стороны. Но борьба становится все более кровавой, и надежда, кажется, потеряна навсегда.
В итоге «Принцесса Мононоке» стала первой анимационной картиной, завоевавшей награду Японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм года». Так что Миядзаки передумал уходить и с тех пор снял еще четыре блистательные работы.
«Навсикая из долины ветров»
С которой все и началось
Команда будущей студии Ghibli фактически оформилась в 1983 году — как раз во время работы над «Навсикаей» (например, продюсером картины стал Исао Такахата; о его собственных фильмах мы рассказываем ниже). Несмотря на то, что студия официально была создана только через год после премьеры истории о храброй княжне, этот фильм включается во все ее ретроспективы.
Его сюжет — все та же притча о конфликте человека и натуры. Навсикая, властительница Долины ветров, живет в мире, опустошенном «семью днями огня» — разрушительным холокостом, практически до неузнаваемости изменившим природу. Но братоубийственные войны еще продолжают бушевать на планете, грозя человечеству окончательной гибелью. Навсикая пытается сохранить хрупкий баланс в постапокалиптическом мире.
Опрос, проведенный министерством культуры Японии в 2007 году, поставил «Навсикаю из долины ветров» на второе место среди аниме всех времен.
«Мой сосед Тоторо»
Тут появился самый узнаваемый персонаж студии
Сестры Сацуки и Мэй переезжают вместе с папой в деревенский дом. Девочки открывают новый для себя мир, населенный, как оказалось, не только людьми. Однажды младшая непоседливая Мэй знакомится с лесными духами — хранителями леса Тоторо, живущими в камфорном дереве. Один из Тоторо, похожий на гигантского полукота и полузайца, постепенно становится другом девочек, сопровождая их в ежедневных похождениях и приключениях.
Производство фильма было рискованным шагом: мало кто верил в зрительский успех картины про приключения двух девочек с троллеподобным монстром в сельской местности. В первое время его спасала только связка с «Могилой светлячков» — антивоенным гимном Такахаты, выпущенным одновременно с историей о Тоторо (комплект из двух фильмов продавался в японские школы для уроков истории и эстетического воспитания). Постепенно любовь зрителей превзошла все даже самые оптимистичные ожидания. Образы Тоторо, кота-автобуса, черных чернушек оказались популярными среди зрителей всех возрастов, а профиль заглавного доброго лесного духа оказался на логотипе Ghibli. Кстати, именно «Тоторо» впервые познакомил российских зрителей с творчеством Миядзаки — его выпустили в советский прокат уже в 1989 году!
«Порко Россо»
Два любимых мотива Миядзаки — Европа плюс авиация
«Порко Россо» был задуман как короткометражка для показа во время полетов самолетами Japan Airlines. Он должен был стать фильмом, «которым уставшие бизнесмены на международных рейсах могут наслаждаться, не замечая недостатка кислорода». Но Миядзаки отошел от первоначального замысла и сделал полный метр об итальянском пилоте ВВС, который ушел с армейской службы из-за подъема фашизма в родной стране и стал вольным стрелком под псевдонимом Порко Россо.
Несмотря на мрачный контекст и вообще недетскую историю, «Порко Россо» — настоящая визуальная феерия: эффектные воздушные поединки происходят на фоне волшебных средиземноморских пейзажей. Поэзия европейских ландшафтов вообще очень сильно повлияла на студийную эстетику Ghibli. «Ведьмина служба доставки» наполнена видами скандинавских городов, образы «Небесного замка Лапута» основаны на валлийском шахтерском городке, в «Шепоте сердца» узнается итальянская Кремона, а Хаул бродит в своем замке по неназванным, но определенно европейским пустошам.
«Помпоко: Война тануки в период Хэйсэй»
Главный фильм Такахаты, второго отца-основателя студии
Фильм Исао Такахаты (а продюсером тут стал уже Миядзаки) — уникальное окно в мир японской истории и фольклора, связанных здесь тесно, почти неразрывно. Его фабула не станет сюрпризом для фанатов Миядзаки: человеческая цивилизация, расширяясь, захватывает лесные территории и все сильнее мешает привычному укладу древнего народа.
Только вместо выдуманных специально для мультфильма богов и существ (как у Миядзаки) Такахата делает своими героями обычных фольклорных персонажей — тануки, енотовидных собак-оборотней. Озорные тануки не унывают и, используя свой магический навык превращения, пытаются отпугнуть людей и остановить вырубку лесов ради строительства жилых кварталов. Подобно самим тануки, фильм постоянно меняет обличья: то он комедия, то волшебная сказка, то притча, то трагедия. Снятый в середине 1990-х, когда Япония переживала экономический кризис, «Помпоко» обращается к событиям 1960-х, когда строительный бум и расширение Токио разрушили не только природу, но и традиционный образ жизни крестьян.
«Наши соседи Ямада»
Новый стиль — акварельное аниме
В одном японском городе живет одна совершенно обычная японская семья Ямада. Сильно устающий на работе отец. Мать, полностью погруженная в семейный быт. Сын-старшеклассник с ворохом подростковых проблем. Жизнерадостная дочка, ученица в начальной школы. Сварливая, но полная энергии в свои 70 лет теща.
И любимый всей семьей пес, молчаливо наблюдавший за смешным круговоротом разворачивающейся вокруг жизни.
Совсем не похожий на традиционное аниме, нарисованный словно нежной, полупрозрачной акварелью (при этом «Ямада» — первый проект Ghibli, полностью созданный на компьютере) фильм Такахаты — настоящая энциклопедия японской повседневности. Но, несмотря на специфический национальный колорит, житейские ситуации, в которые попадают герои фильма (комические и не очень) вполне понятны всем. Маленькая дочь потерялась в торговом центре, а всем кажется, что это похищение. Мусор никто не сортирует, тем более что так просто его выкинуть в соседский бак под покровом ночи. Байкеры шумят ночами под окнами, и нужно набраться смелости, чтобы выйти к ним потолковать.
«Сказание о принцессе Кагуя»
Последний фильм Такахаты
Последний полнометражный фильм Исао Такахаты основан на древнейшей из японских народных сказок. Бездетный сборщик бамбука Мияцуко находит в одном из стеблей крошечную девочку и удочеряет ее. Девочка поражает всех стремительным взрослением и красотой. Тут снова случается чудо: Мияцуко находит клад. И принимает решение перевезти семью в столицу.
Там зачарованные красотой его приемной дочери знатные вельможи начинают массово свататься к ней, но ни один из претендентов не может выполнить заданий красавицы. История привлекает внимание императора, и сказка сворачивает в сторону трагедии.
Источник: www.kinopoisk.ru
Как японец спас Москву в 1941-м, или Кто стоял в тени легендарного Рихарда Зорге
За Вторую мировую в Японии казнен всего один шпион, работавший на иностранную державу. Подданный Японской империи Хоцуми Одзаки был членом «группы Зорге». Вовремя сообщив информацию о намерениях японцев накануне наступления Гитлера на Москву, Одзаки принес русским неоценимую пользу. Причем, работал японец отнюдь не за деньги. Коммунист по личным убеждениям, он искренне уважал Россию и ставил идеи межнациональной справедливости превыше всего.
Знакомство с Зорге и авторитет японского агента
Представители «группы Зорге» в Японии. /Фото: publika.az
С 1930 года Рихард Зорге работал в Китае репортером немецких газет. Москва высоко ценила всю передаваемую своим агентом информацию. В Шанхае Зорге встретил токийского корреспондента Хоцуми Одзаки, впоследствии ставшим одним из самых значимых информаторов группы. После завершения китайской командировки в 1932-м Рихард стал готовиться к миссии в Японии.
По итогам этой скрупулезной работы за несколько лет Зорге не просто создаст на японской территории объемную агентурную сеть. Ему удастся стать уважаемым в европейском обществе репортером и привлечь своими работами внимание авторитетных востоковедов. При этом разведчик нелегальной резидентуры умудрился стать душой компании в высшем японском обществе. Его приглашали на все престижные вечеринки и частные праздник, он был вхож в каждый кабинет германского посольства. В его друзьях ходил высокопоставленный гестаповец, отвечавший за выявление среди подопечных Рейха «подозрительных элементов».
Опытным глазом Зорге безошибочно увидел в новом знакомом Одзаки перспективного союзника. Японец входил в «Завтраковый кружок» — своего рода «фабрика мыслей», созданная японским премьер-министром принцем Коноэ. В это сообщество входили лучшие умы представителей интеллигенции.
Со временем Хоцуми приобрел вес и в кругах политологов, став, по рекомендации главы секретариата Коноэ, политическим советником. Он получил свободный доступ к канцелярии, и при необходимости имел право личной беседы с принцем. Даже после отставки последнего в 1939-м Одзаки остался в «мозговом тресте» страны восходящего солнца.
В самых первых беседах с Зорге Хоцуми признавался, что испытывает к Советскому Союзу особую теплоту. «Я даже слегка люблю СССР», — аккуратно сообщил японец. Зорге видел, что его новому товарищу близки идеи коммунизма, и в 1934-м предложил японцу сотрудничество с советской разведкой.
Возможность поучаствовать в установлении «всеобщего счастья трудящихся» была встречена Хоцуми с нескрываемой радостью, и последующие 8 лет он являлся одним из самых полезных агентов Рихарда. Одзаки ставил во главу угла собственной миссии служение идее, а потому поставлял важные сведения едва ли не бесплатно. Но тут нужно заметить, что при всей своей преданности советскому строю Хоцуми позиционировал себя японским националистом. Он отдавал дань уважения лидирующим позициям Москвы и был убеждён, что по такому же принципу Япония может подчинить себе азиатские страны.
Ценнейшее сообщение японца, спасшее Москву
Добытая японцем информация спасла Москву.
К 1941 году все старания «группы Зорге» были сконцентрированы на вопросе немецкой агрессии и советской перспективе в этом контексте. 7 июля, после старта гитлеровской кампании, Квантунская армия приступила к реализации приказа о подготовке к военным действиям против Советского Союза. Этот шаг составлял директивный план «Кантокуэн».
Но уже к концу июля японцы пошли на рокировку и скорректировали первостепенные задачи, нацелившись на Индокитай. А в начале августа и вовсе стали готовиться к войне с американцами и англичанами. «Япония не будет идти на Север, а будет двигаться на Юг», — такое сверхсекретное сообщение передал Зорге агент Одзаки. Информацию японец получил на закрытом совещании при участии императора. На фоне нейтралитета по отношению к советско-германской войне сроки удара в направлении России зависели от исхода дел на советско-германском фронте. Когда СССР выяснил, что японцы не намерены вступать в войну на стороне Гитлера до взятия Москвы, советское командование смогло действовать.
С Дальнего Востока были переброшены свежие дивизии, защищавшие границы от вероятной японской атаки. Этим маневром красноармейцы разгромили вермахт на подступах к столице. В «Тюремных записках» Зорге писал, что Одзаки был не только исполнительным и ценным информатором. По свидетельству разведчика, японский агент обладал редкими аналитическими способностями и делал безошибочные прогнозы по любому геополитическому вопросу. По принципиальным вопросам своей разведдеятельности Рихард часто принимал окончательные решения, только посоветовавшись с Одзаки.
Единственный расстрелянный японец
В СССР Хоцуми Одзаки посмертно награжден Орденом Отечественной войны I степени. /Фото: cdn.moypolk.ru
Как это ни прискорбно, но с передачей важнейших для Москвы данных «группу Зорге» ждал провал. Японская контрразведка установила утечку из «Клуба завтраков», и силовики организовали массовую облаву. В короткие сроки один за другим были арестованы 25 советских шпионов. Хоцуми Одзаки задержали 15 октября 1941-го, спустя три дня схватили и самого Рихарда Зорге.
Скандал оказался настолько мощным, что в отставку пришлось подать даже премьеру. Японского информатора русских «взяли» прямо на улице. Общество было шокировано: выдающийся интеллектуал страны – тайный агент Советского Союза! Сам же Хоцуми реагировал на происходящее смиренно.
На допросе он заявил, что не предавал Японию, обвинив в истинном предательстве власть. «Вы в итоге приведете страну к уничтожению», — отрезал Одзаки. Суд продлился 3 года. За это время Хоцуми написал супруге и дочери множество красивых и мудрых писем, которые после войны вышли книгой “Любовь похожа на дождь из звёзд”.
7 ноября 1944-го Хоцуми Одзаки вывели из тюремной камеры, связали руки, надели на голову буддийскую шляпу и повесили. Следующим убили Зорге. Одзаки был единственным японцем, казнённым за шпионаж. Остальные его сподвижники получили определенные сроки заключения, и после японской капитуляции вышли на свободу.
Надо сказать, что не только японцы рассказывали о нормальном отношении к ним русских в первые годы после войны: Что немецкие военнопленные вспоминали о годах, проведенных в СССР.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
11 лучших аниме Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки – удивительный человек, которого судьба одарила не только талантом, но и невероятно живой фантазией. В мультфильмах, над которыми работал Хаяо Миядзаки, зрители знакомятся с древними легендами и поверьями, дети погружаются в волшебные миры, а взрослые вспоминают о давно забытом детстве.
Мой сосед Тоторо
История разворачивается в небольшом провинциальном местечке, который находится среди рисовых полей и большого леса. В старую полуразрушенную лачугу переезжает семья с двумя маленькими девочками. Однажды сестры знакомятся с большим, но добрым лесным духом Тоторо, который становится их защитником. Он раскрывает перед девочками многие тайны.
Аниме «Мой сосед Тоторо» принесло студии Гибли невероятный успех и хорошую прибыль, а лесной дух Тоторо стал ее символом. Этот мультфильм отлично подойдет для семейного просмотра, происходящее в нем будоражит сознание, возвращает веру в добро и полностью меняет представление об аниме.
Навсикая из долины ветров
Отлично продуманный сюжет, который заставит задуматься над тем, как мы живем на планете, что мы с ней делаем и что оставляем своим потомкам. «Навсикая из долины ветров» — это второй полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки. Именно он дал направление всем остальным произведениям.
Персонажи этого аниме живут спустя тысячи лет после великой войны. По задумке автора, вся планета покрыта густым лесом, в котором обитают люди. При этом деревья выпускают в воздух отравляющий газ, поэтому лесные люди вынуждены дышать через маску. Главный персонаж Навсикая — смелая, добрая девушка, которая не боится животных и огромных насекомых, она старается жить в гармонии с природой. Но самое главное, что ради себя и своего народа девушка желает выяснить, почему деревья начали выпускать ядовитые газы.
Небесный замок Лапута
Хорошая добрая сказка, у которой отсутствуют недостатки. С самых первых минут просмотра полнометражного аниме всех без исключения зрителей цепляет прекрасная музыка. Приятно радует качество. Несмотря на то, что в прокат мультфильм вышел в 1986 году, все персонажи и пейзажи хорошо прорисованы.
Основная цель сюжета — донести до зрителя важную мысль, как важно жить в гармонии с природой и ценить то, что она нам дает. Главные героини — две девочки, у которых есть летающий камень, невероятно ценная вещь, за которой охотятся пираты и правительственные агенты.
Ведьмина служба доставки
Кики – маленькая ведьма, в жизни которой настал ответственный момент. Согласно древним обычаям, ведьма должна пройти стажировку в чужом городе, где ее никто не знает. Девочка ожидала, что впереди ее ждут незабываемые и красочные приключения, но на деле все оказывается сложнее.
Ведьмочка, покинув родной дом, сталкивается с проблемой одиночества, непонимания и принятия мира.
Порко Россо
Главный персонаж этого мультфильма — летчик, который разочаровался в людях и превратился в настоящую свинью (и это не оскорбление, он действительно трансформировался в хрюшку). Порко Россо бороздит небесные просторы, охотится на пиратов, а они охотятся на него. Особенно интересно наблюдать невероятные сцены полетов, гонки, трюки, бои, которые устраивает розовый свин.
В этом аниме Хаяо Миядзаки хотел выразить простую, но важную мысль: быть хорошим человеком среди свиней достаточно сложно.
Унесенные призраками
Где-то рядом с нашим миром существует параллельный мир, в котором обитают сказочные и божественные духи. Попасть в этот мир очень просто, достаточно свернуть на нужную тропинку, и вот они, чернушки, духи, ведьма Юбаба и множество других мистических существ.
Главная героиня аниме — маленькая девочка, которая вместе с родителями случайно попала в параллельный мир. Злющая ведьма Юбаба превращает родителей в животных и заставляет девочку работать на себя.
Принцесса Мононоке
Красочное, увлекательное, доброе аниме. Сюжет рассказывает о любви и дружбе, жизни и смерти, храбрости и трусости. Главный персонаж — отважный принц, который во время защиты деревни убил злого демона и тем самым навлек на себя смертельное проклятие.
Знахарка рассказывает принцу, что избежать смерти он может, только если изменит свою судьбу. Асистака вынужден покинуть свой народ и отправиться в опасное приключение, в котором познакомится с принцессой Мононоке и найдет свою любовь.
Ходячий замок
Молодая девушка по имени Софи живет в мире, где обычные люди соседствуют с магами и колдунами. Добрая девушка случайно становится жертвой злой колдуньи, которая превращает ее в древнюю старуху. Софи, желая исцелиться от злых чар и стать вновь молодой, отправляется в лес, где встречает колдуна и его блуждающий замок.
Интересно, что сам Хаяо Миядзаки уверяет, будто одним из прообразов для создания ходячего замка стала наша родная избушка на курьих ножках.
Рыбка Поньо на утесе
Красивый красочный мультфильм, в котором как и во всех произведениях Хаяо Миядзаки затронута тема природы. Этим мультфильмом автор показывает зрителю, что в дружбе совершенно неважно то, как ты выглядишь, где живешь и кем являешься. Сюжетная линия построена на истории дружбы между одиноким мальчиком и маленькой рыбкой, которая мечтает стать человеком.
Шепот сердца
Мультфильм о том, как важно найти свое место в жизни и быть тем, кем являешься на самом деле. Быть честным самим с собой. На экране разворачивается история дружбы двух подростков, которых в самом начале связывает любовь к книгам. Вскоре ребята познают, что такое первое настоящее чувство любви, что такое разочарование, беды и крепкая дружба.
Ветер крепчает
В творчестве Хаяо Миядзаки сыграл большую роль его отец, который создавал детали для самолетов. Наверное, именно он и привил Хаяо любовь к воздушным стихиям и летательным аппаратам, ведь практически в каждом его аниме есть что-то связанное с воздухом и полетами.
Аниме «Ветер крепчает» полностью посвящено полетам. Главный персонаж — мальчишка Дзиро, который мечтает о самолетах. Плохое зрение становится препятствием для воплощения мечты, поэтому наслаждаться полетами мальчик может только во сне.
Стоит отметить, что два основных персонажа этого аниме — реальные люди, например, Дзиро Хорикоси (мальчик), выдающийся авиаконструктор.
Кстати, у нас есть канал в Яндекс.Дзен. Там мы публикуем новости о кино и сериалах, подборки и интересные кадры со съемок.
Подпишись, чтобы читать эти материалы в числе первых!
Источник: lastmag.ru