Shiptor: Расскажите про Alibaba. Какое место в ней занимает компания Cainiao?
Алексей Ларионов: Alibaba Group представляет собой гигантскую группу из более чем 15 компаний, куда входят Tmall, Taobao, Aliexpress, AliPay, Cainiao и другие. У Alibaba даже есть собственная кинокомпания — Alibaba Pictures. Что касается Cainiao, то она была образована внутри Alibaba как собственная логистическая служба. Такому гиганту было бы сложно развиваться без собственной логистики.
Shiptor: Как давно возникла компания Cainiao?
Алексей Ларионов: Cainiao появилась в 2013 году. С китайского название переводится как «Ранняя Пташка» или «Новичок». Название говорит само за себя: в настоящий момент Cainiao — один из самых быстрорастущих стартапов в Китае. Смешная одноглазая пташка — символ компании.
Логистика Aliexpress Россия
Доставка из Китая: все нюансы международной логистики. Логистика грузов для разных целей и стран.
Cainiao — огромная логистическая платформа, которая работает с провайдерами логистических услуг. В российском офисе основные потребители услуг Cainiao — торговые платформы Tmall и Aliexpress.
В отличие от китайского Aliexpress, который работает в большинстве своем на китайско-российский кросс-бордер, российский филиал Tmall ориентирован на domestic формат — доставку товара от поставщиков, находящихся в России. Формат предполагает, что товар закупается (или берется на фулфилмент) у местных поставщиков, размещается на местном складе и продается. В российском e-commerce по-другому продвигаться нельзя: россияне привыкли получать товары или на следующий день после заказа, или на второй день. Поэтому Alibaba учредилa филиал Cainiao в России, чтобы помогать российскому офису Aliexpress поддерживать необходимый уровень логистики на территории.
Shiptor: А как устроены отношения Aliexpress и Cainiao в Китае?
Алексей Ларионов: На китайском рынке есть селлеры, которые продают товары через различные виртуальные торговые платформы Alibaba Group, a Cainiao осуществляет физическую логистику. Предположим, вы захотели заказать какой-нибудь ходовой товар — например, зарядку для айфона.
Такой товар скорее всего будет лежать на фулфилменте в Cainiao, на одном из региональных складов, которых в Китае очень много. Со склада он приедет к покупателю в этот же день, если тот успеет сделать заказ до 11 утра, либо на следующий день. При этом сам Aliexpress (Tmall, Taobao, 1688) не закупает товар, не хранит его и не осуществляет логистику — этим занимается Cainiao. В другом формате селлер пользуется только последней милей Cainiao, подготавливая товар к отправке на собственном складе.
Shiptor: Как функционирует платформа Cainiao в России?
Алексей Ларионов: За счет того, что у нас нет собственной инфраструктуры в виде складов и автопарков, а есть только платформенное решение логистического агрегатора, мы считаемся больше IT- и big data-компанией. Мы пользуемся услугами многих логистических провайдеров. Всех их объединяет масштабная IT-инфраструктура, которая называется GSDP (Global Smart Distribution Platform)
Как устроен маркетинг Aliexpress. Нужен ли бренду подкаст. eBay или Joom. Олег Лебедев
Благодаря этому компании не требуются сотни сотрудников для того, чтобы быть эффективной и закрыть все потребности логистической платформы.
Shiptor: Понятно, что Cainiao в России еще на этапе развития. А чем в целом отличаются российский и китайский рынки логистики?
Алексей Ларионов: В первую очередь — инфраструктурно. В Китае логистика начинается фактически с « нано-логистики » . Какой-нибудь парень на старом муле, который отвозит что-то из точки А в точку Б, становится равноправным поставщиком логистических услуг, если зарегистрируется на платформе Cainiao и будет предоставлять услуги в соответствии с требованиями компании.
Такие истории в Китае существуют параллельно с гигантскими логистическими компаниями, часть из которых — наши партнеры. Это огромные организации с десятками складов, площадями в сотни тысяч квадратных метров, грузовиками, кораблями и самолетами. Вся логистика в Китае от самых мелких до самых крупных компаний до сих пор существует в неконсолидированном виде. Конечно, это сильно отличается от того, что происходит в России.
Shiptor: В чем конкретно заключаются отличия от России?
Алексей Ларионов: В России есть огромное количество перевозчиков, которые трудятся на своей условной газели. Они кучкуются в рамках маленьких информационных платформ, где могут рекламировать и предлагать свои услуги. Есть специализированные транспортные платформы, которые закрывают спектр от малого транспорта до крупных фур, или тот же сайт YouDo или Авито, где можно заказать частников. Все они не объединены никакой крупной платформой, в рамках которой могут стать частью большой логистической экосистемы.
Поэтому первое отличие российского рынка в том, что здесь еще нет крупного агрегатора. Местный рынок сильно консолидируется наверху: там появляются крупные поставщики логистических услуг, которые объединяются, сливаются, укрупняются, а весь слой ниже, за которым стоит очень большой пласт ежедневной логистики товародвижения, остается в тени.
Второе большое отличие — в подходе китайцев к ручному труду на складах. Если вы зайдете на любой китайский склад, то заметите, что Китай давно ушел в автоматизацию, роботизацию и малую механизацию процессов. Вкладываться в роботизацию китайцы начали 5-7 лет назад, когда стоимость рабочей силы была в 2-3 раза ниже нынешнего уровня. Китайцы понимают, что в будущем стоимость человеческого труда будет только расти, а это критично сказывается на себестоимости логистических операций. К слову сказать, стоимость рабочей силы в Китае сейчас сравнялась с Россией, а вот себестоимость логистических операций там в 2-3 раза ниже российских.
В России все до сих пор держится на человеческом труде. На складах крупных ритейлеров трудится под тысячу человек, и это в каждую рабочую смену (в сутках таких смен две, а всего нужно держать четыре команды). Такая модель пока что успешно работает, но есть вопрос: как долго еще она продержится? В какой-то момент содержать столько работников станет невыгодно, и это может критически отразиться на себестоимости логистики.
Shiptor: А что насчет инфраструктуры? Россия и Китай в целом более-менее сопоставимы в размерах — это две огромные страны.
Алексей Ларионов: Если говорить о железнодорожном и авиасообщении, в Китае потрясающая инфраструктура. Это связано с государственной политикой развития транспорта и особым экономическим устройством регионов Китая: страна состоит из экономически независимых провинций. Чем-то это похоже на российские регионы и области, существующие вокруг городов-миллионников.
Почти в каждой китайской провинции есть несколько собственных аэропортов. А управа провинции может легко принять автономное решение, скажем, о субсидировании карго-рейсов из определенного аэропорта. Это нужно для того, чтобы вокруг него начала расти логистическая инфраструктура: склады, перевалочные и сортировочные пункты, пункты по обработке грузов.
Таким образом Китай развивает отдельные провинции. И делает это очень успешно. В России такого не происходит.
Shiptor: А можете выделить плюсы и минусы китайского и российского рынков?
Алексей Ларионов: Глобально китайцы пока что переигрывают нас во всех отношениях. То, что сейчас происходит на мировом рынке логистики, можно назвать эрой Китая. Во многом это связано с особенностями менталитета: трудолюбием, чувством общности и единства перед внешними конкурентами.
Большой плюс работы в России с точки зрения логистического бизнеса — репутация. Этот бизнес сильно завязан на репутации, и на любой неверный шаг компании-провайдера последует моментальная реакция компании-заказчика. Это может серьезно сказаться на репутации, поэтому помогает держать марку качества.
В Китае почти отсутствует репутационная составляющая. Среди больших международных компаний — да, она есть. Но компании средней руки и мелкие компании слишком сильно заточены на получение прибыли: если можно заработать здесь и сейчас, они заработают. То, что будет дальше, их не особо интересует, даже если это идет вразрез с интересами партнеров.
В случае конфликтов и разногласий им на замену быстро придут другие. В России же все будут до последнего цепляться за партнерство с крупной компанией-заказчиком или агрегаторами услуг.
Shiptor: Какие нововведения вы собираетесь внедрять в России? И с какими логистическими трендами это может быть связано?
Алексей Ларионов: В российском Cainiao мы уже сейчас выходим на огромный спектр компаний, которые могли бы стать провайдерами услуг в нашей экосистеме. Мы не концентрируемся на каких-то отдельных партнерах, потому что готовы работать со множеством провайдеров логистических услуг. И предлагать это как услугу рынку, то есть селлерам, которые будут продавать товары на платформах Aliexpress или Tmall.
В перспективе это не только российские продавцы, но и иностранные селлеры. Спустя какое-то время они смогут прийти к нам и сказать: ребята, мы продаем спелые манго из Зимбабве, как вы можете помочь нам с доставкой до клиента в России? Кстати, еще Джек Ма говорил, что свежие продукты должны быть доступны по всему миру.
Аналогично с вопросом торговли из России в Китай. Это может быть и платформа Aliexpress, и какой-то другой компонент системы Alibaba. Я считаю, что модель платформы-агрегатора, которая объединяет сразу сотни логистических провайдеров, в России приживется так же хорошо, как и в Китае. Хочется верить, что в течение ближайших нескольких лет мы убедим весь бизнес — от малого до крупного, — работать с нами.
Источник: shiptor.ru
Посылка в срок Как Alibaba развивает логистику в России
Доставки посылок из Китая еще недавно покупатели из России дожидались не один месяц. Сейчас сроки уже сокращены до одной-двух недель, а в перспективе крупнейший магазин электронной торговли Aliexpress планирует сократить время ожидания до 72 часов. Благодаря каким технологиям это стало возможно, выяснила «Лента.ру».
Китайский партнер
Партнерство китайского интернет-ретейлера Aliexpress и «Почты России» могло существенно активизировать работу российской компании по строительству собственной логистической сети. 3 октября группа ВТБ и «Почта России» создали совместное предприятие «Национальные Логистические Технологии», которое в ближайшее время начнет строительство 38 логистических центров, а до этого Почта запустила новый маршрут из Владивостока в западные регионы России, который в основном сосредоточится на улучшении условий доставки посылок из Китая. Они должны обеспечить охват быстрой доставкой более 80 процентов населения страны. «Для 34 городов мы обеспечим в ближайшие два года доставку заказов, если заказ будет сделан до 12 часов дня — в этот же день. После 12 часов дня — доставка на следующий день», — заявил недавно гендиректор компании Николай Подгузов.
Размер инвестиций каждого участника проекта составит 10,19 миллиарда рублей в течение трех лет. Инфраструктура создается для обслуживания потребностей как российских, так и зарубежных участников рынка дистанционной торговли. Но в первую очередь этот проект будет интересен Aliexpress, входящему в холдинг Alibaba Group. Китайская компания на протяжении нескольких лет является основным партнером «Почты России» и за последние пару лет изменила расклад сил на российском рынке e-commerce. По экспертным оценкам, трансграничный трафик в Россию, обеспечиваемый китайской торговой платформой, в несколько раз превосходит объем внутреннего рынка курьерской доставки.
Тотальный контроль
Россия стала одним из первых рынков, где китайская компания внедрила обязательный трекинг посылок и полностью интегрировала его с системой национальной почтовой службы. Система построена на базе платформы «Цайняо», которая входит в Alibaba Group и обеспечивает логистические сервисы всем площадкам группы, включая Aliexpress в России.
Еще в начале прошлого года «Почта России» совместно с Hongkong Post в партнерстве с Cainiao в дополнение к классическим регистрируемым отправлениям внедрили новый продукт SRM (Simplified Registered Mail — простой регистрируемый пакет). Новый вид отправлений запущен с целью замены нерегистрируемых мелких пакетов и сочетает в себе удобство почтового канала и прозрачность экспресс-доставки. Это позволило потребителям отслеживать заказы с торговой площадки Aliexpress: появилась возможность видеть фактическую дату отправки заказа, а также дату прибытия в отделение почты на территории России. Отправитель же получил возможность отслеживать факт получения товара покупателем.
В сентябре 2018 года «Почта России» совместно с Alibaba и китайской логистической компанией Cainiao запустила новый маршрут доставки посылок от продавцов с Aliexpress (Aliexpress и Cainiao входят в структуру Alibaba Group). Это позволило в несколько раз сократить сроки доставки заказов на Дальний Восток, Урал и в Сибирь.
Если ранее отправления с Aliexpress сортировали в Москве или Екатеринбурге, то теперь посылки из Гонконга стали приходить на кораблях во Владивосток, а оттуда их по железной дороге направляют в сортировочные пункты во Владивостоке, Новосибирске, Екатеринбурге и Москве. На азиатскую часть России приходится до 40 процентов всех отправлений.
Ускорение по-китайски
Китайская компания еще осенью прошлого года серьезно сократила сроки доставки посылок — с 45 дней до 10-14 дней. Тогда были заключены договоры с «Почтой России» и российской грузовой авиакомпанией AirBridgeCargo. Доставка будет организована на собственных самолетах «Почты России» Ту-204-100С, а количество рейсов из Китая в Россию увеличат перед началом крупных распродаж. Кроме того, китайская компания начала самостоятельно собирать посылки, тогда как раньше этим занимались непосредственно продавцы. Доставку товаров поручили Cainiao.
Освоил Aliexpress и еще несколько технологий. Во-первых, забирать товары теперь можно в специальных пунктах выдачи PickPoint, салонах «Ростелекома» и Tele2, которые существуют не только в городах-миллионниках, но и в небольших населенных пунктах.
Во-вторых, компания заключила соглашения с Qiwi и PostExpress, и теперь клиентам китайской компании стали доступны их постаматы — автоматизированные ячейки, из которых можно забрать покупку. В качестве логистического партнера проекта выступила компания DPD, оказывающая услуги международной экспресс-доставки. Этот проект стартовал в июне этого года и охватил сто городов России.
Благодаря этому нововведению посылки будут доставляться покупателям в течение 8-15 дней, то есть примерно в два раза быстрее обычного. В-третьих, Aliexpress запустила сверхскоростную доставку в России. Торговая площадка Tmall, представляющая собой локальный маркетплейс Aliexpress, на котором реализуется продукция только российских поставщиков, с 19 июля начала бесплатную доставку «день в день» для покупателей, живущих в Москве. Покупатель получит товар в день заказа, если оформит покупку до 11:00. Такое новшество стирает грань между зарубежным интернет-магазином и российским.
Вслед за столицей сервис появится в других крупных городах. На первом этапе услуга доставки «день в день» будет распространяться на электронику и бытовую технику, позднее — на весь ассортимент Tmall, который сейчас уже насчитывает более 30 тысяч товарных позиций.
Идет навстречу Aliexpress и «Почта России». В начале апреля были изменены Правила оказания услуг почтовой связи. Приказ Минкомсвязи РФ утвердил документ, по которому срок хранения посылок в отделениях почтовой связи сокращен до 15 дней. Однако международные посылки, в том числе заказы с Aliexpress, будут храниться, как и раньше, 30 календарных дней.
Интернет-ретейлер Aliexpress и маркетплейс Tmall работают не только над сокращением сроков доставки товаров, но и над снижением цен на товары. Например, благодаря опции «совместная покупка» клиент может сэкономить до 50 процентов от стоимости заказа. Главное условие, при котором предоставляется дополнительный дисконт, — покупатель в течение суток должен найти еще одного желающего приобрести тот же самый товар. Чтобы получить групповую скидку, при оформлении заказа необходимо его сначала оплатить, а затем поделиться ссылкой с друзьями и знакомыми по электронной почте или через мессенджер. Если приглашенный клиент не совершит покупку в течение 24 часов, организатор сделки получит деньги обратно, а его заказ по специальной цене будет отменен.
Очень выгодно делать покупки во время тематических и сезонных скидок. Это специальные акции по случаю Хеллоуина, Нового года, в том числе китайского, Дня Святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта и других крупных праздников. Сезонные распродажи — это Всемирный день шопинга 11 ноября, «черная пятница» и «киберпонедельник». Цены могут быть снижены на 50-90 процентов.
Миллиарды в логистику
Компания, основанная в 1999 году Джеком Ма, к 2020 году планирует достичь объема продаж в 6 триллионов юаней (примерно 870 миллиардов долларов). Сегодня на всех площадках компании Alibaba представлены 10 миллионов мелких и средних производителей, зарегистрированы 2 миллиарда покупателей. По данным Mediascope, в мае 2018 года Aliexpress занимал 11-ю позицию в списке самых популярных интернет-ресурсов в России с десктопной аудиторией 18,6 миллиона человек.
В мае этого года основатель Alibaba Джек Ма объявил о создании интеллектуальной глобальной логистической сети. На первом этапе для строительства хабов отобраны пять крупных городов: Ханчжоу (Китай), Куала-Лумпур (Малайзия), Дубай (ОАЭ), Льеж (Бельгия) и Москва (Россия). «Эта сеть станет не столько национальной, сколько глобальной», — прокомментировал основатель Alibaba Group.
Программа направлена на сокращение сроков доставки интернет-покупок по Китаю до 24 часов, по всему миру — до 72 часов. Кстати, за последние пять лет сроки доставки трансграничных отправлений в некоторые страны удалось сократить с 70 дней до 10 дней.
Инвестиции в проект оцениваются в 15,6 миллиарда долларов. «На сегодняшний день индустрия может обрабатывать ежедневно 100 миллионов упаковок. Но в недалеком будущем потребуется перевозить за день до 1 миллиарда заказов по всему миру. И мы должны подготовиться к такому объему», — подчеркнул Джек Ма. По его словам, Alibaba Group считает Россию одним из приоритетных регионов для развития своего бизнеса.
Источник: lenta.ru
Как Алиэкспресс логистика изменила срок доставки из Китая в Россию?
Низкая эффективность трансграничной логистической службой стала самой большой проблемой для российских покупателей, которые любят онлайн покупки на китайской платформе электронной коммерции.
Кажущаяся преувеличенной, но реальная ситуация заключается в том, что лето в России длится всего три месяца, если покупатели хотят купить зимнее пальто из Китая, они должны заказать его летом. Поскольку трансграничные посылки отправляются из Китая в Россию, средний срок доставки составляет 70 дней.
После того, как китайские логистические компании, такие как Алиэкспресс — Cainiao вошли в России, ситуация изменилась, и срок доставки международных посылок, отправляемых из Китая в Россию, становится все короче и короче. В настоящее время среднее время доставки посылок из Китая в Россию составляет от 10 до 15 дней. Более того, поскольку Алиэкспресс арендовал склад в Москве, посылка может быть доставлена в руки всего за один час.
На российском рынке присутствуют три крупные логистические компании, это Почта России, DPD и СПСР. Среди них Почта России является государственным почтовым предприятием, доля компании на российском экспресс-рынке составляет более 70% (включая трансграничную и внутреннюю электронную торговлю).
Почта России вложила много сил в логистику. Почта России имеет 450,000 сотрудников и 42,000 отделения по всей стране. Логистические сети охватывают всю страну. Однако, несмотря на огромную систему логистики и обильные человеческие ресурсы, почтовые услуги Почты России были отсталыми, а степень информатизации была низкая, так что эффективность и пропускная способность логистики были очень низкими.
Низкая пропускная способность, вызванная этой неэффективностью, беспокоит правительство. В марте 2013 года платформа электронной коммерции Aliexpress впервые проводила “Большая скидка” в России, и в тот день было произведено 170,000 посылок, тогда почта России только смогла обрабатывать 30,000 посылок в день. Месяц спустя 500-тонная посылка прибыла на российскую таможню, что непосредственно привело к краху таможни и почтовой системы. Чтобы подавить гнев общественности, президент Путин отстранил министра почты России от должности.
“Инцидент с увольнением” позволил Aliexpress и Cainiao открыть новые возможности для бизнеса за рубежом. Впоследствии председатель Alibaba Group Джек Ма встретился с Российским президентом Владимир Путин, и приняли окончательное решение о китайско-российском сотрудничестве в сфере логистики. С этого момента “Алиэкспресс” начал сотрудничать с “Почтой России”.
Сотрудничество между Алиэкспресс и почтой России началось с обмена EDI, а обмен EDI означает стандартизированный обмен данными. В частности, Алиэкспресс передает информацию о заказе Aliexpress и электронную информацию о посылке Почте Китая через EDI, а Почта Китая передает эту информацию Почте России. После завершения обмена данными Алиэкспресс начал улучшать основные услуги логистические Почты России, предоставляя различные услуги и преобразование в цифровую форму.
При реконструкции основных услуг логистики, Алиэкспресс предоставляет усовершенствованные услуги сортировки посылок, оптимизирует услуги авиамагистрали, сокращает время на таможенное оформление, реконструирует систему логистических услуг Почты России, а также повышает эффективность доставки Почты России.
Поскольку Алиэкспресс предоставил услугу детализированной сортировки для почты России, товары можно отправлять напрямую из Китая в новосибирск, и срок доставки обычно занимает от 5 до 7 дней. Ранее все посылки были сосредоточены в Москве без сортировки, это требует еще 5-7 дней для отправки из Москвы в Новосибирск.
Алиэкспресс также предоставляет услугу магистральной линии с оптимизацией трансграничной логистики из Китая в Россию. Для этого Алиэкспресс провел переговоры с авиакомпаниями и компаниями грузовых перевозок, осуществил чартерный рейс прямо из Ханчжоу в Москву. Это помогло улучшить промежуточное звено трансграничной логистики из Китая в Россию, так что срок доставки из Китая в Россию была сокращена с 20 до 10 дней.
В данный момент, Алиэкспресс общаются с партнерами и авиакомпаниями о том, что обеспечивают доставку посылок из Китая в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Казань сделать в течение восьми часов.
С помощью техники Алиэкспресс, Почта России осуществила отслеживание посылок, и с тех пор Почта России начала полностью использовать платформу данных Алиэкспресс. Китайско-российские данные о посылках будут оставаться синхронизированными, и посылка из Китая в Россию может отслеживаться весь маршрут.
Источник: www.trackru.ru