Как правильно раздавать хаер на поминках

Смерть («хазимуль-ляззат») для мусульманина — это переход от земного существования к ожиданию Судного дня и к вечной жизни (ахират). Поэтому большое значение придается соблюдению всех обрядов: переходу к смерти, омовению, погребению. Поминальные дни у мусульман после похорон тоже имеют особое значение.

Что делать, когда мусульманин при смерти

Умирающего нужно положить на правый бок лицом в сторону Киблы. Кибла («ориентация») — это направление на священную Каабу, главную мусульманскую святыню, она находится во внутреннем дворе Запретной мечети (Масджид-аль-Харам) в Мекке. Допускается расположить умирающего ногами в сторону Мекки и приподнять ему голову.

Если по каким-то причинам не удается устроить человека в направлении Киблы (или невозможно его установить), положите его так, чтобы было удобно.

Последнее, что должен произнести правоверный перед смертью, это Шахада («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его»). Если умирающий не может говорить, то находящийся рядом единоверец шепчет молитву ему на ухо. После слов Шахады мусульманин не должен говорить больше ничего. У некоторых народов есть обычай дать человеку перед смертью глоток чистой воды (или немного гранатового сока).

Как вести СЕБЯ НА ПОХОРОНАХ. ТРАДИЦИИ, которые нужно соблюдать

Затем над умирающим читают 36-ю суру (Йа Син), которую пророк называл «сердцем Корана». Богословы придают этой суре большое значение. Считается, если прочесть ее во время смерти и на похоронах, это облегчит участь покойника и даже смягчит допрос на Судном дне.

Тем, кто присутствует при последних минутах человека, запрещено вести себя неподобающим образом: громко рыдать, бить себя в грудь, рвать на себе одежду. Даже разговаривать следует вполголоса.

Как похоронить правоверного мусульманина

Похоронные обряды (джаназа) описаны в Сунне Пророка Мухаммада. После того как врач засвидетельствовал смерть, покойному закрывают глаза, разминают и вытягивают руки и ноги, подвязывают тканью нижнюю челюсть. Затем с усопшего снимают одежду и кладут его в направлении Киблы, полностью накрыв покрывалом.

После смерти мусульманина желательно поспешить с выполнением 4 вещей:

  • *омыть его тело (гусль);
  • *обернуть его в саван (такфин);
  • *совершить за него заупокойную молитву;
  • *похоронить.

Перечисленное является коллективной обязанностью (фард аль-кифая) мусульман населенного пункта, в котором умер мусульманин. Если эти действия (или одно из них) не будут совершены, то грех ляжет на всех верующих населенного пункта.

Дни и сроки

По исламской традиции мусульманин должен быть похоронен до захода солнца в день кончины. В случае когда смерть пришла ночью, допускается хоронить на следующий день.

Если правоверный умер во время морского путешествия, Шариат велит отложить похороны с тем, чтобы предать усопшего земле. Однако, если до берега слишком далеко, допускается погребение в воде после соблюдения ритуалов омовения.

Приведение тела в порядок

Как правильно проводить поминки?

Покойника обязательно следует омыть. В обряде могут принимать участие только мусульмане. Люди, омывающие (гусуль) и очищающие (тахарат) тело, должны быть одного пола с усопшим. Единственным исключением являются супруги: муж может мыть жену, а жена мужа. Если нет никого нужного пола (или нет воды в достаточном количестве), то от омовения отказываются.

В этих случаях проводят лишь таяммум (очищение песком или землей). Также не моют тела шахидов (воинов, погибших за веру).

Для обряда нужна чистая вода и вода с кедровым порошком. Руководит процессом гассал — надежный, религиозно грамотный человек. Ему помогают как минимум 3 помощника. При мечети и на кладбище есть специальные комнаты, где можно провести тахарат и гусуль.

В помещении зажигают благовония, на твердое ложе лицом к Кибле кладут покойного. Гассал должен трижды вымыть руки и надеть перчатки. Покойнику закрывают половые органы отрезом ткани (смотреть на них нельзя), гассал с нажимом проводит по телу от груди до живота, чтобы освободить кишечник, омывает половые органы.

Следующий этап — гассал меняет перчатки, омывает лицо умершего, протирает рот, протирает и чистит нос. Затем омываются руки по локоть (начиная с правой), моется тело, ноги, затем голова и борода.

Покойного перекладывают на левый бок и трижды обмывают тело. Переворачивать усопшего ничком запрещено, поэтому его приподнимают и омывают спину, просто сливая воду. В завершение покойника располагают на ложе лицом вверх, обтирают полотенцем и смазывают благовониями лоб, ноздри, руки и ноги.

Омовение выкидыша

Если выкинутый плод подавал хоть какие-то признаки жизни, то его погребают, как взрослого мусульманина. Если плод мертвый, но срок беременности был больше 4 месяцев, то хоронят как взрослого, но не читают молитву. Иначе для погребения плод просто заворачивают в ткань.

Обертывание в саван

Мусульманина недопустимо предавать земле в одежде, исключение возможно для шахидов или в том случае, если нет ткани для савана. Материю предпочтительно использовать белую, но ни в коем случае не шелк. Мужчину нужно завернуть в 3 отреза ткани, каждый должен быть такого размера, чтобы можно было укутать тело целиком (так об этом говорится в хадисе от Аиши).

Для женщин готовят 5 отрезов: один для обертывания тела ниже пояса, один для головы, один для тела выше пояса, оставшиеся для окутывания целиком.

Если на момент кончины верующий был паломником (находился в состоянии ихрама), то его голову не надо укрывать. Мусульманке в этом случае оставляют открытым лицо.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах покойников, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Похоронная молитва и погребение

Мусульман хоронят без гробов. Умершего на специальных носилках (тобут) несут к могиле. Приглашенный имам начинает чтение поминальной молитвы (джаназа-намаз). Без произнесения джаназа-намаза погребение не признают состоявшимся. Для прочтения молитвы верующие встают в 3 ряда лицом в сторону Мекки и произносят священные слова про себя.

После моления покойника снимают с носилок и укладывают в могилу. Тело укладывают в кабр вперед головой, не возбраняется опускать со стороны Киблы. Над усопшей женщиной все время держат покрывало, потому что ее никто не должен видеть. Покойного располагают в могиле обязательно на правом боку лицом к Мекке.

Все присутствующие бросают по горсти земли, затем могилу закапывают и насыпают невысокий холм, проливают немного воды. В головах покойного на захоронение устанавливают табличку с именем умершего.

Почему сидя

Ниша в кабре должна быть такого размера, чтобы тело помещалось в ней в позе поясного поклона (так предписывает Сунна). Из-за этого у других народов возникло поверье, будто бы мусульман хоронят сидя.

Посещение могил мусульманскими женщинами

Шариат нигде напрямую не запрещает женщинам-мусульманкам присутствовать на похоронах и посещать могилы. Тем не менее это считается неуместным. О нежелательности говорится в хадисах № 938, 1219, в хадисе от Али. Когда же задают вопрос, можно ли беременным приходить на погребение и на кладбище, совет воздержаться становится запретом.

Как экономить на Алиэкспресс

На какой день после смерти поминают

Первые 3 дня после кончины мусульманина семье выражают соболезнования (тазию). В это время обязательно читают Коран и раздают садаку (платки, сласти или деньги). Не нужно приносить соболезнования больше одного раза. Возбраняется оставаться ночевать в доме, если там проводится тазия.

В день похорон в доме умершего устраивают поминальную трапезу. Во время поминок негромко беседуют, вспоминают хорошее об усопшем, читают Коран. Не допускается громко и неумеренно выражать свою скорбь по покойному, рыдать и вскрикивать. Нельзя употреблять алкоголь. Не нужно ставить фотографию покойника и прибор для него.

Часто срок траура продлевается на 40 дней. В это время недопустимо посещать увеселительные мероприятия, смотреть телевизор. Мужчины часто не бреются в знак скорби. По истечении этого времени можно открыть зеркала, запрет на посещение зрелищ и развлечений снимают, жизнь понемногу входит в свою колею.

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей немусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

Поминальные обычаи у различных мусульманских народов

Похоронные ритуалы разных мусульманских народов отличаются и друг от друга, и от заповеданных Шариатом.

В Татарстане

У татар приняты умеренные поминки, в основном обряд состоит из чтения молитв об умершем. Считается, что чем больше народу молится о покойнике, тем больше у него шансов попасть в Рай. Обычно поминовение происходит дома, после завершения ритуала всем присутствовавшим раздают садаку и собирают угощение со стола.

В Азербайджане

У азербайджанских мусульман принято устраивать поминальную трапезу в день похорон. Прийти может любой, специально никого не приглашают. Накрывают обильный стол, тратятся даже больше, чем на свадьбу.

В Казахстане

По обычаю на прощальном обеде должны присутствовать все, кто знает о кончине. Родственникам покойного часто приходится брать кредиты, чтобы организовать пышные и обильные поминки, трапеза превращается в разгульное пиршество.

Традиции киргизских мусульман схожи с азербайджанскими и казахскими. Поминальным обедом, который должен включать обязательно большое количество блюд, угощают всех пришедших. Считается, что это смягчит и порадует душу покойного.

Поминальный стол

У разных народов различные кушанья являются традиционными для прощальной трапезы. У азербайджанцев и турков обязательна халва, татары ставят на стол сласти, фрукты, лапшу, суп из баранины. Категорически запрещены алкогольные напитки. Священнослужители озабочены тем, с каким размахом верующие организуют поминки. Некоторые муллы составляют списки рекомендованных блюд, чтобы пресечь лишние траты.

Специальные дни

Особо поощряется Шариатом собираться верующим и читать мавлид за душу покойного. Если проводить такие собрания в высокочтимые дни и месяцы, это особенно хорошо. Однако лишним будет специальное выделение 7, 40 и 52-го дней.

Сколько длится мусульманский траур

Коран велит быть в трауре 3 дня, однако многие мусульманские народы продлевают этот срок до года. Это не является обязательным. Дольше всех должна соблюдать траур жена.

Как должны вести себя верующие

Смерть — это воля Всевышнего, поэтому принять ее надо со смирением. Нельзя скорбеть долго и нарочито, рыдать, кричать, рвать на себе волосы и одежду. Печаль должна быть светлой и короткой.

Источник: evroservis.ooo

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

Приложение для камеры Digma dicam 520

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час.

О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом.

Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Источник: azbyka.ru

Как правильно раздавать хаер на поминках

  • Главная
  • Статьи
  • ЕСТЬ ЛИ ПОМИНКИ В ИСЛАМЕ?

ЕСТЬ ЛИ ПОМИНКИ В ИСЛАМЕ?

Когда родители живы, дети нуждаются в их молитвах. А после смерти родители сами ждут молитв от своих детей.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику, а также всей его семье и сподвижникам.

В последние годы, среди мусульман Поволжья идут жаркие непрекращающиеся споры по поводу традиции проводить маджлисы на третий, седьмой и сороковой дни, после смерти покойного.

Поскольку верующие не могут прийти к единому мнению, то эта проблема с каждым днем становится все более актуальной, поэтому, предлагаю вместе провести анализ этого обычая.

Хочу начать с доводов противников этой традиции.

Что касается Корана или сунны, то в них нет четких и ясных доказательств в пользу запрещенности этих маджлисов.

Ни Коран, ни хадисы не диктуют: «О верующие, остерегайтесь» или «Будьте далеки от подобного деяния».

В связи с этим, выносить решение о запретности мы не в праве, осознанное вынесение такого решения может ввести его автора в неверие.

По этой причине, противники этих маджлисов используют довольно примитивный довод.

Они приводят хадисы Пророка ﷺ, основной смысл которых: «Каждое нововведение в Аду (огне)».

Но при этом забывают хадис, в котором Пророк ﷺ упоминает два вида сунны: «Кто оставил в Исламе добрую сунну» и «Кто оставил в Исламе плохую сунну».

Как известно, слово «сунна» в арабском языке несет смысл «путь, дорога, традиция».

Следовательно, традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

После рассмотрения доводов противников упомянутой традиции, предлагаю провести ее объективный анализ.

Как известно, она состоит из следующих действий:

  1. Встреча родственников.

Обычно на этих маджлисах присутствуют родные покойного, иногда они приезжают из отдаленных регионов. Т.е. это способствует их общению и укреплению родственных связей.

Какое же место в шариате занимает поддержание родственных связей? На этот вопрос может ответить даже самый малограмотный мусульманин — это фарз. Коран по этому поводу сообщает:

«А тем, которые нарушают заключенный с Аллахом завет и разрывают то, что Аллах велел соединять, и творят нечестие на земле, — уготовано им проклятие и наихудшая обитель» (13:25).

Естественно, при встрече эти люди приветствуют друг друга. Какое каноническое положение в исламе занимает приветствие? Как известно, тот, кто приветствует первым, выполняет сунну, а тот, кто отвечает, выполняет фарз. Коран по этому поводу повелевает: «Когда вас приветствуют, вы тоже ответствуйте лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах ведет счет всему сущему» (4:86).

Конечно же, все гости выражают соболезнование семье усопшего. Согласно шариату, это действие является сунной Пророка ﷺ. По этому поводу есть многочисленные хадисы, в частности, в одном из них, приведенном в сборнике ан-Наса’и, рассказывается о человеке, который посещал уроки Пророка ﷺ со своим маленьким сыном. Когда сын умер, этот сподвижник не пришел на урок и Пророк ﷺ спросил о нем. Узнав о смерти его сына, Пророк ﷺ отправился к нему, чтобы высказать свои соболезнования.

Схема сварка аккумуляторов с Алиэкспресс

Во время маджлиса имам должен рассказать проповедь, выступить с каким-либо наставлением. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» 16:125, и поскольку основная масса мусульман малограмотна, то имам, читая им проповедь, призывает их к пути Аллаха, что является обязательным (фарз).

Это действие является сунной, в сборнике имама Муслима приводится хадис: «Читайте Коран, ведь в Судный день он будет заступником (для тех, кто его читал)».

Аллах в Коране сказал: «Ваш Господь повелел: «Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу» 40:60. В зависимости от ситуации, эта мольба может быть желательной (если человек просит о чем-либо хорошем), добровольной (если он просит о чем-либо разрешенном) или обязательной (если он просит о чем-либо обязательном).

Ее хукм, в основном, сунна и Пророк ﷺ побуждая к ней сказал: «Уберегите себя от огня даже (пожертвовав) бороздкой на косточке финика». Т.е. речь идет о столь незначительном подаянии.

  1. Кормление мусульман.

Это действие также является сунной, один из хадисов нам сообщает: «О люди, распространяйте приветствие, кормите, поддерживайте родственные связи, исполняйте ночные молитвы, когда люди спят, и вы войдете в Рай без какой-либо опаски».

Теперь, если мы сделаем обзор всех хукмов перечисленных элементов маджлиса, то придем к выводу, что у нас хукмы от сунны до фарза. Однако предлагаю не спешить с окончательным выводом и поразмышлять о функции, этих маджлисов.

При правильном подходе маджлисы на 3-й, 7-й и 40-й дни выполняют функцию сходную со СМИ или каких-либо важных общественных собраний.

Как известно, в мекканский период призыва Пророк ﷺ, чтобы довести Ислам до большего числа людей, использовал период хаджа, когда различные племена съезжались в Мекку, другими словами, Пророк ﷺ использовал большое скопление народа.

В наше время возможностей распространять Ислам стало намного больше — это и газеты, и журналы, радио, и телевидение, интернет и мобильная связь. Но вместе с ними упомянутые маджлисы тоже занимают свою нишу в средствах призыва. И наши дедушки с бабушками, а также родители были непосредственными свидетелями, как эти маджлисы сохранили Ислам в среде татар. Эту функцию они выполняют и сегодня.

В связи с этим хочу подвести следующий итог: маджлисы на 3-й, 7-й и 40-й дни представляют собой хороший инструмент, все зависит от того, как мы им воспользуемся. Точно так же, как ножом мы можем нарезать хлеб для ифтара или порезать руку, точно также этими маджлисами мы можем довести Ислам до людей или же оттолкнуть их. Все зависит от намерения конкретного имама.

Вспомните хадис: «Все дела судятся по намерениям». Если имама на маджлисе интересует только пища и садака, и его поведение не симпатично простым верующим, то он их отталкивает от Ислама и, конечно же, такое поведение недопустимо и запретно, и может быть классифицировано как бида’. Но если имам искренне выполняет свою функцию и посещает маджлисы, чтобы призывать людей к Аллаху, если он, мудро подбирая необходимые аяты, хадисы и истории, рассказывает людям хорошую проповедь, объясняет людям про веру, с ними вместе произносит калима шахадат – слова веры, делает красивое дуа и благодаря его действиям люди тянутся к вере, то такой маджлис может достигнуть и степени фарза.

Ведь есть люди, которые не приходят в мечеть даже на праздничные намазы в Курбан-Байрам и Рамазан-Байрам, а на меджлисы приходят, садятся за стол и слушают хазрата. Поэтому, самое главное в меджлисах — проповедь. Если есть хорошая проповедь, то от меджлиса есть польза. если проповеди нет, и она состоит только из короткого чтения Корана, дуа и совместного приема пищи, то бараката от таких меджлисов, конечно, мало. Значит имам не выполняет свою функцию.

Надеюсь, что подобная позиция позволит примирить обе спорящие стороны и что правильное использование маджлисов позволит нам сохранить и усилить роль Ислама в среде нашего народа.

Абдулла хазрат АДЫГАМОВ.

  1. Также надо понимать хорошо самим и объяснять простым людям, что проведение этих меджлисов не является ни фарзом, ни ваджибом: если мы после смерти родных вообще не будем проводить такие меджлисы, от этого греха никому не будет. Не надо относиться к проведению этих меджлисов как к личной обязанности — фард айн, будто в отношении этого есть открытое повеление в Коране. Есть много семей у которых умирают родственники, а у них нет возможностей провести меджлис, так как это очень сложно организовать, и требует материальных затрат. Многие не хотят это признавать, и боятся, размышляя, что если не проведут на 7 седьмой день маджлис, то их семья опозорится. Это заблуждение и ошибка. Это неправильно. Таким образом нельзя относиться к этим меджлисам. Так думать нельзя. Надо четко понимать, что эти меджлисы урф и адат – добрая народная традиция, а не предписание шариата, обязательное к выполнению.
  2. Часто люди спрашивают с какого дня надо начинать считать эти дни: со дня смерти или со дня погребения?

Если смотреть со стороны допроса в могиле, то со дня погребения. Так как пока тело человека не положат в могилу, допрос не начнётся и человек не будет подвергаться испытанию. По этой логике 7 дней, например, желательно считать с того дня как покойного положили в могилу. Но это непринципиально. Можно маджлис провести и на 4-й день, можно и на 5-й, можно и на 8-й и так далее.

Такая же ситуация с другими датами: на два дня раньше или на три дня позже – не имеет значения. Надо это хорошо понимать, и не привязываться к этим датам.

  1. Во время меджлисов по возможности надо соблюдать махрамият — разделение мужчин и женщин. Он заключается в том, чтобы женщины не видели мужчин, а аврат (места необходимые для покрытия по шариату) у всех женщин и мужчин был закрыт. Женщины не могут раздавать милостыню мужчинам, также и мужчины не могут раздавать милостыню и подарки женщинам во время маджлиса.
  2. Надо обратить внимание на то, как накрыты столы и чем угощают гостей. В первую очередь мясо и остальные продукты должны быть халяльными. Об этом надо заранее позаботиться, купив продукты в проверенном месте.

На меджлисах делается много исрафа – продукты расходуются с большой расточительностью. Люди соревнуются друг с другом: у кого более шикарный стол, у кого на столе больше продуктов было и прочее. Это недопустимо. Важно придерживаться умеренности во всем и избегать показного расточительства. Ведь самое главное на поминках – это проповедь и чтение Корана.

Пусть Аллах ведет нас по пути истины, дарует правильное понимание шариата, поможет нам исправиться самим и помочь исправить других. Нам всем надо побольше друг другу говорить об Исламе, призывать совершать намазы и жить с соблюдением религии Аллаха. Если люди не приходят в мечеть, и не хотят ходить, то такие маджлисы – поминки становятся как раз тем местом, где мы можем их приобщить к исламу.

Источник: dumdv.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Китай Покупай