Ношение бороды в исламе – зачастую предмет бурных споров среди приверженцев Корана. Отношение к этому атрибуту внешности даже среди учёных многообразно и крайне противоречиво. Являясь сунной пророка Мухаммада, борода скорее относится к культурному феномену, чем к религиозному. Современность, культурные и социально-политические трансформации в мире усиливают тенденцию к необязательному ношению бороды среди мусульман. Символическое религиозное значение бороды сохраняется, но не остаётся доминирующим, изменяя свою культурно-традиционную значимость.
Значение бороды в исламе
Людское мнение о мужской бороде зачастую бывает полярным: кто-то воспринимает её в качестве модного атрибута, а кто-то расценивает её ношение как дурной вкус. Тем не менее в любой традиционной культуре она является символом мужской идентичности. Юноша с молодой порослью уже воспринимается по-другому, более мужественным. Недаром в древности на Руси сбривание бороды вызывало подозрения о принадлежности к нетрадиционной ориентации.
Haier. Мировой лидер. Какие приборы и где стоит покупать. А что стоит обходить стороной Вся правда
Мусульманская же борода – это прежде всего дар Всевышнего. Это символ, который в зависимости от культурных особенностей веры и времени содержит в себе те или иные особенности и религиозное наполнение.
Если спросить верующего мусульманина, для чего он носит бороду, то самым простым ответом будет ссылка на пророка Мухаммада. Однако тема не так уж проста даже для самих мусульман. Вопрос об обязательном или необязательном ношении бороды и поныне остаётся дискуссионным. Тема муссируется среди исламских правоведов и богословов, в научных кругах.
Эта полемика и по сей день носит довольно острый характер. Одним из главных её аспектов является вопрос, что означает ношение бороды для последователей ислама – фард (обязательное предписание) или сунна (желательная, рекомендуемая традиция), и является ли сбривание бороды харамом (грехом).
Исламская религия включает немало религиозных течений:
- сунниты;
- хариджиты;
- мурджииты;
- шииты;
- мутазилиты и прочие.
Каждое течение имеет собственный свод правил и установлений, которые адепты в своём большинстве стараются строго соблюдать. Поэтому для одних мусульман удаление тех же усов – процедура обязательная, для других – желательная к исполнению, для третьих – запрещена, а иные, вообще, поступают по собственному усмотрению. Хотя некоторые религиозные авторитеты полагают, что бритьё усов – акт высокого служения Аллаху.
С древних времен борода считалась символом мужественности, а чисто выбритый подбородок в отдельных религиозных течениях считался явлением позорным, вызывающим отвращение. С течением времени общественное отношение к этому атрибуту мужского лица изменилось в сторону права собственного выбора. Однако в отдельных религиях по-прежнему продолжают придерживаться жёстких правил и норм, которые имеют в исламе множество тонкостей и нюансов.
Многими религиозными деятелями неоднократно подчеркивается актуальность ношения бороды, поскольку сам пророк Мухаммед делал это и велел делать своим последователям. В ряде известных случаев это положение рассматривается правоверными в качестве обязательного правила.
К особенностям такого отношения к этому символу веры в Аллаха относятся:
- обладание именно ухоженной и аккуратной растительностью;
- недопустимость небрежного отношения к своей внешности;
- полный запрет ношения неопрятной, грязной бороды;
- отношение к отращиванию бороды, как к символу взросления, становления мужественности, приобретения опыта, получения возможности создания семьи.
Чтобы верующие лучше понимали отношение ислама к различным жизненным ситуациям, создавались специальные хадисы – мнения пророка (толкования), к которым надо было прислушиваться или просто следовать им. Хадисы затрагивают множество сфер жизни правоверного человека, а устанавливались они единожды, чтобы не подвергаться изменениям или повторным толкованиям.
Для их изучения специально создано хадисоведение.
Хадисы содержат ясные поучения, составляющие нормы поведения, касающиеся, например:
- важности соблюдения личной гигиены;
- обязанности бритья усов и отращивания щетины, обрамляющей подбородок;
- наличия растительности как основного отличия правоверных от иноверцев;
- обязательности ухода за зубами, очищения усов (при их наличии) после еды, их стрижки до определенной длины.
Как сообщается в хадисах, Мухаммад призвал адептов к взращиванию бород и их ношению: «Отличайтесь от иноверцев: растите бороды и стригите усы». Иными словами, в древности борода представлялась в качестве особого признака верующих в Аллаха.
Бурные диспуты о бороде достигли такого накала, что ее наличие превратилось чуть ли не в доминирующий признак верующего человека. Как отмечают некоторые авторитетные исламские эксперты (улемы), правоверные так зацикливаются на второстепенных вопросах веры, что упускают тему основных Законов Всевышнего. Столкновения мнений возникают не только о ношении бороды, но и о ее размерах, окраске и формах. Большая часть улемов полагает, что бороду носить надо, но различия в степени обязательности такого ношения присутствуют.
Мнения о дозволенности сбривания бороды придерживается меньшинство, которое то самое большинство называет «неверными», «заблудшими», «тагутчиками» и прочее.
Является ли ношение бороды каноническим, зависит от особенностей 4-х основных школ шариата. Например:
- в соответствии с ханафитским мазхабом избавляться от бороды нежелательно (близко к запрету);
- последователям ханбалитского и маликитского мазхаба это запрещено;
- в соответствии с шафиитским мазхабом – нежелательно (но не запрещено).
Собственно в Коране нет прямых упоминаний о запрете сбривания бороды, усов. Строго говоря, вопрос оставлен на усмотрение верующих. А вот попытки косвенного подтверждения необходимости их ношения имеются.
Авторитетный имам одного из учений (мазхаб) Абу Ханифа представил сунну в двух видах:
- сунна мандуба (мустахабба, неканонический вид);
- сунна ваджиба (канонический вид).
По поводу второго сказано: «Пусть поберегутся те, кто не следуют приказам Его, дабы не настигла их смута или не постигло их наказание тяжёлое!» (Коран, 24: 63).
Рекомендованная длина бороды – не больше кулака мужчины, а брить её следует в редких случаях, например, при болезнях, если это поспособствует полному излечению.
Её покраска натуральными веществами допустима.
Таким образом, у правоверных вопрос о бороде ныне носит острый характер, особенно между старшими и молодыми поколениями. Ситуация усугубляется и тем, что такая растительность стала ассоциироваться с радикализмом и экстремизмом, поскольку большинство воюющих на Востоке отращивают длинную растительность. Вполне возможным компромиссом в складывающейся ситуации может стать опрятная бородка средних размеров.
Справедливости ради следует отметить, что сбривать волосяной покров на лице – это значит, изменять облик, дарованный человеку Аллахом в результате рождения. И вполне логично, что этот дарованный облик следует неукоснительно принять как божественный дар, проявляя о нём заботу и уход. Отсюда следует, что ношение ухоженной и опрятной бороды – лучшее доказательство трепетного отношения к дару.
Вообще, аспектам гигиены правоверные придают большое значение. Считается, что стремление к чистоплотности отличает мусульманина от неверующего. В отдельных хадисах чётко прописывается частота умывания в сутки, порядок ухода за волосами. Например: «Десять вещей относим к фитре: стрижка усов, ношение бороды, использование сивака, промывание носа водой, стрижка ногтей, мытьё суставов пальцев, выщипывание волос в подмышках, бритьё в паху и подмывание».
К основным правилам гигиены мусульмане относят:
- ежедневное расчесывание волос, периодическое их подстригание, когда они вырастают до плеч;
- возможность окрашивания волос на голове и щетины, особенно, когда она начинает седеть;
- возможность подведения глаз с помощью сурьмы (сегодня практически не исполняется);
- обязательное ополаскивание полости рта после употребления чеснока, лука.
Какой она должна быть?
Хадисы подчёркивают необходимость регулярного подстригания волос для поддержания их по длине, ширине и в опрятном состоянии. При этом ношение бороды без усов допустимо – решение этого вопроса в большинстве течений отдается правоверным. Главными аспектами являются чистота, ухоженность и опрятность. Оптимальной длиной бороды считается размер сжатого кулака. Хотя в отдельных исламских учениях бороду отпускают до её естественного роста.
Окрашивать бороду мусульманам разрешено самим Мухаммадом, который рекомендовал приверженцам производить процедуры окрашивания, подбирая оттенки красного и желтого. Вероятно, что такие рекомендации необходимы для создания явного отличия исламистов от иудеев и христиан. Применение при покраске черного оттенка запрещено.
Этот оттенок используют приверженцы джихада.
Примечательно, что есть немало стран, где ислам доминирует, но правоверным разрешено бытовать в социуме без бороды. Так, в Турции ношение бороды трактуется как сунна для зрелых мужчин, а вот госслужащие обязаны быть на работе гладковыбритыми.
Аналогичная картина наблюдается и в Ливане, где ношение бороды необязательно означает принадлежность человека к исламской вере. Скорее, наоборот, это стимулирует к нему определённое внимание со стороны правоохранительных органов.
Нередко споры между верующими разрешаются правилами шариата с помощью осмотра:
- на предмет наличия щетины;
- по поводу размера волос;
- для установления истинной правоверности.
Лица, не прошедшие такой осмотр, подвергались различным гонениям и оскорблениям. В странах, где власть контролируется «Талибаном», за отсутствие бороды полагалась смертная казнь.
Почему сбривают усы?
Усы в этом контексте также играют немаловажную роль, но мнения разделились и здесь. Сторонники ряда учений полагают, что усы надо сбривать полностью. Иные считают, что брить их следует только частично, оставляя в той части, которая не выходит за край верхней губы. Это объясняется тем, что крошки пищи, попадающие на усы, оскверняют процесс, являясь греховным деянием (харам).
А вот имам Малик, сторонник маликитского мазхаба, вообще, полагал, что сбривать усы полностью нельзя – это нововведение, а верующих, которые следуют этому правилу надо «побивать». Доходило до того, что у таких лиц запрещалось брать свидетельские показания – своеобразное поражение в правах.
Ранние ханафиты полагали, что укорачивание усов означает их полное искоренение, однако позднее в учении ханафитов частичное их укорачивание было разрешено.
Традиция в наши дни
В постсоветских регионах ситуация с точки зрения официального религиозного отношения по поводу бороды формировалась по-разному. В Казахстане духовенство являлось сторонником сунны (необязательное ношение). Греховным бритьё считалось у салафитов.
В Узбекистане отсутствуют конкретные законные основания, запрещающие бороды, но бородачи вызывают закономерное чувство настороженности со стороны окружения и сотрудников полиции.
Нередко имамы мечетей просто сбривали растительность, опасаясь попасть в особый «чёрный список» надзорных служб.
Инцидентов неофициального запрещения отращивания бороды, уходящего корнями в правоприменительную практику борьбы с экстремистами, на самом деле немало. В ходе розыска преступных элементов наличие бороды нередко становилось причиной для преследования и ареста. Иногда даже в ходе выдачи паспортов бородачам приходилось оформлять особые справки в управлениях духовенства региона, подтверждающих, что личность не состоит в каком-либо экстремистском группировании. Получить такой документ было непросто.
В нынешних регионах России, где также проживают мусульмане, ситуация различна. Так, в Карачаево-Черкесском регионе Советом улемов издан указ, объявляющий ношение бороды ваджибом (в соответствии с ханафитским мазхабом) – сильный пол обязали растить бороды «минимальные, в рамках видимости (с запрещением выбривания лезвием)».
В Тюмени имам-мухтасиб определил, что для татар борода – это не общетрадиционный символ, а право её ношения надо «заработать»: после свадьбы верующий может отрастить бородку, а вот после 60 лет может выращивать любой длины и густоты.
По мнению имама Мемориальной мечети (Москва), раскрывшего его в своей публикации, фардом (обязанность) бороды «абсолютно не являются», а те, кто полагает, что это именно фард, демонстрируют свою безграмотность. В таком суждении имам опирается на авторитет египетских улемов.
Отдельные инциденты, когда наличие бороды становится основанием для зачисления правоверного в полицейские базы данных, наблюдаются в Дагестане. Речь идёт о «профилактических учётах» куда ставят подозреваемых в экстремистских воззрениях.
Следует все-таки помнить, что хадисы не стоит понимать как некий источник веры. Почти 1500 лет их правили, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Сейчас они в большей степени относятся именно к культуре и традициям, религиозный же их аспект скорее относится к источнику – Корану.
Дополнительно о значении бороды в исламе смотрите в следующем видео.
Источник: manrule.ru
«Если бы вы знали, что заключено для вас в этих словах, то стали бы говорить их чаще»
Когда кто-либо делает нам хорошее, ислам учит нас проявить благое в ответ. В Коране сказано: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60). Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Тот, кто не благодарен людям, не благодарен Всевышнему».
В хадисе сказано: «Тот, кому дали [что-то] в подарок, если нашел дать [что-либо из имущества], даст (в знак благодарности), а если нет [не нашел или возможности дать], то пусть похвалит этого человека, и это будет благодарностью, а кто скрыл это, то он проявил неблагодарность». Следовательно, мы, верующие, должны стремиться отвечать на благое благим, подарком, услугой в ответ или добрым словом.
Посланник Аллаха (мир ему) предписал нам делать дуа за человека, который сделал нам благое: «За добро и помощь, которые вам оказали, отвечайте людям взаимностью, а если не в состоянии сделать это, то хотя бы прочтите за них соответствующую мольбу». Одним из таких дуа является «Джазакаллаху хайр», что значит «Да воздаст тебе Аллах благом».
Никто не может даровать большей награды и большего блага, чем Аллах, и поэтому мы просим Его даровать награду человеку, который сделал для нас благое. Это является прекрасным проявлением благодарности. Пророк (мир ему) сказал: «(Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: «Да воздаст тебе Аллах благом!» /ДжазакаЛлаху хайран!/(он сделает больше, чем должен, выражая свою) благодарность». Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Если бы вы знали, что заключено для вас в словах «да воздаст тебе Аллах добром», сказанные своему брату, то непременно стали бы говорить их друг другу чаще». Мужчине в знак благодарности следует говорить «Джазак (а) Ллаху хайран», женщине: «Джазак (и) Ллаху хайран», группе людей: «Джазак (уму) Ллаху хайран». Следовательно, выражение благодарности человеку за благое лучшими словами «Да воздаст тебе Аллах добром» является сунной посланника Аллаха (мир ему), а он сказал «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду, подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!» Сайда Хайат
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
При встрече с женой мужчина обязан помнить о 30-ти вещах
Обязанности мужей перед жёнами подробно описаны в книге «Мюршид-аль-мутааххилин» Кутбуддина Изники . Более кратко написал об этих обязанностях Ибрахим Хакки в своей книге «Марифетнама», откуда и взяты нижеследующие сведения.
24 апреля 2012
7 мест, где нельзя читать намаз
Намаз можно читать везде, кроме.
03 ноября 2014
Исламская линия доверия: «Как уговорить маму позволить мне хиджаб?»
Посоветуйте, пожалуйста, как уговорить маму позволить одеть хиджаб. Очень хотелось бы его одеть. Я мусульманка, делаю намаз и в месяц Рамадан соблюдаю пост. В этом году я окончила школу и к поступлению в университет очень хочу одеть хиджаб. Но мама не разрешает.
Она говорит, что не приемлет этих вещей. Нет, она молится, совершает намаз и держит пост, но не разрешает носить хиджаб. Я немного полная, а она говорит, что если я его одену, то буду казаться еще крупнее. Мне без разницы, какой я буду в глазах людей. Главное, чтобы был доволен Аллах.
06 июля 2015
Сколько лет прожили в разлуке Адам и Хавва (а.с.)?
В соответствии с риваятами, после известных всем событий, о которых рассказывается в Коране, Адам (алейхи салям) и Хавва (радыйаллаху анха) были ниспосланы на землю, для продолжения рода человеческого и для выполнения возложенной на Адама миссии халифа. Адам (алейхи салям) был ниспослан на землю на остров Цейлон, а Хавва в окрестности Джидды.
13 января 2017
Какое поклонение совершать в ночь Исра и Мирадж?
Приближается благословенная ночь Исра и Мирадж, и у многих верующих может возникнуть вопрос: какое поклонение совершать в эту ночь?
Источник: islam-today.ru
Какие профессии можно получить в Татарстане?
Хаер — это традиционная татарская сластена, которая подается на различных праздниках и особенно ценится за свою неповторимую вкусовую гамму. Изготавливается хаер из пшеничной муки, молока, сахара, яиц и различных добавок, таких как изюм, орехи или сушеные фрукты. Но не менее важен и способ раздачи хаера, который является своего рода ритуалом и требует некоторых правил и предосторожностей.
Первое правило при раздаче хаера — это чистота рук. Используйте мыло и воду для тщательной обработки рук перед началом процесса раздачи. Таким образом, вы защитите хаер от попадания грязи и бактерий.
Особое внимание следует уделить способу демонстрации хаера. Найдите красивую подноску или тарелку, чтобы расположить на ней кусок хаера. Вы можете использовать также различные декоративные элементы, такие как цветы или листья, чтобы придать еще больше привлекательности внешнему виду блюда.
Не менее важным является правило этикета при раздаче хаера. Старайтесь общаться с гостями вежливо и учтиво, предлагая им хаер. Используйте слова благодарности и доброжелательные формулировки, чтобы создать уютную атмосферу и дарить положительные эмоции вашим гостям.
Будьте щедры и внимательны к каждому гостю. Не забывайте, что раздача хаера — это не только физическое действие, но и символический акт, который позволяет выразить свою заботу и гостеприимство. Сохраняйте традиции и цените наследие своего народа. Тогда хаер станет не только вкусным лакомством, но и символом вашей привязанности к татарской культуре.
Правильная раздача хаера — это искусство, требующее внимания к деталям и умения общаться с людьми. Следуя рекомендациям и советам, вы сможете создать атмосферу взаимопонимания и радости на любом празднике, где будет подается этот великолепный десерт.
Раздача хаера у татар: основные правила
1. Достойность и уважение. Раздача хаера – это акт добровольной помощи, поэтому очень важно соблюдать достоинство и уважение в процессе его осуществления. Никогда не публикуйте информацию о получении или раздаче хаера в социальных сетях без разрешения участников их совместного обсуждения.
2. Конфиденциальность. Раздача хаера – это приватная и личная помощь. Поэтому важно сохранять конфиденциальность как получателей, так и жертв хаера. Не распространяйте информацию о суммах переводов или личных данных людей, принимающих хаер.
3. Самостоятельность и сознательность. Чтобы хаер смог действительно помочь нуждающимся, его раздача должна быть осуществлена самостоятельно и осознанно. Не давайте свои деньги на раздачу хаера кому-либо еще, чтобы избежать мошенничества и неправильного использования средств.
4. Справедливость и равенство. Каждый человек должен иметь равные возможности для получения хаера, независимо от пола, возраста или социального статуса. При раздаче хаера следует руководствоваться справедливыми принципами и избегать дискриминации.
5. Открытость и прозрачность. Хорошей практикой является вести учет и отчетность о раздаче хаера. Ведите документацию о суммах, получателях и дате раздачи, чтобы быть прозрачными и открытыми в своих действиях.
Соблюдение этих основных правил поможет вам раздавать хаер у татар правильно и этично.
Рекомендации для эффективной раздачи
1. При раздаче хаера у татар важно следовать определенным правилам и проявлять уважение к традициям этого народа.
2. Старайтесь раздавать хаер в специальные мешочки или скатерти, чтобы сохранить его свежесть и чистоту.
3. При раздаче хаера у татар не забывайте об улыбке и доброжелательности. Показывайте, что вы рады быть частью этого события и готовы помочь каждому гостю.
4. Предлагайте гостям разные варианты хаера, так как у некоторых могут быть предпочтения по вкусу или диетические ограничения.
5. Обратите внимание на предпочтения гостей: некоторые предпочитают меньше хаера, а некоторые — больше. Уважайте их выбор и постарайтесь их удовлетворить.
6. Важным аспектом раздачи хаера у татар является скорость обслуживания. Старайтесь быть быстрыми и предельно внимательными, чтобы никто не ждал своей порции слишком долго.
7. Не стесняйтесь предложить приготовленные традиционные соусы или добавки, которые могут сделать хаер еще вкуснее и разнообразнее.
8. Важно помнить, что раздача хаера — это не только процесс питания, но и общения. Ведите беседы с гостями, задавайте вопросы, интересуйтесь их мнением. Так вы сможете создать атмосферу дружелюбия и сопричастности.
9. В конце раздачи не забудьте поблагодарить гостей за то, что они выбрали вашу раздачу. Для этого можно использовать слова признательности и желание увидеть их вновь.
10. После окончания раздачи хаера у татар не забывайте убрать мусор и утилизировать остатки еды в соответствии с правилами обращения с отходами.
Практические советы и техники
1. Важно использовать специальные инструменты для разделки хаера. Для правильной и аккуратной разделки хаера рекомендуется использовать специальные ножи или ножницы с тонкими лезвиями. Это поможет избежать повреждений волос и создать ровные и четкие контуры.
2. Следуйте естественному направлению роста волос. При разделке хаера важно следовать естественному направлению роста волос. Это поможет создать естественный и гармоничный образ, а также улучшит текстуру и форму хаера.
3. Используйте фиксирующие средства. Чтобы хаер смотрелся аккуратно и держал форму в течение дня, рекомендуется использовать специальные фиксирующие средства, такие как муссы, гели или спреи для укладки. Они помогут создать долговременный эффект и зафиксировать стиль.
4. Не забывайте о регулярных стрижках. Для того чтобы хаер всегда выглядел свежим и аккуратным, необходимо регулярно стричься. Рекомендуется посещать парикмахера каждые 4-6 недель, чтобы поддерживать форму и объем хаера.
5. Экспериментируйте с текстурой и стилем. Раздавать хаер – это процесс, который позволяет выразить свою индивидуальность и стиль. Не бойтесь экспериментировать с разными текстурами, длинами и формами. Попробуйте различные методики и техники, чтобы найти идеальный стиль для себя.
6. Обратитесь к профессионалам. Если вы не уверены в своих навыках или хотите получить профессиональный результат, рекомендуется обратиться к опытным парикмахерам или стилистам. Они помогут вам определиться с подходящим стилем, порекомендуют лучшие техники и продукты для вашего хаера.
7. Ухаживайте за своим хаером. Для того чтобы хаер всегда выглядел здоровым и ухоженным, необходимо правильно ухаживать за ним. Регулярно используйте шампунь и кондиционер для вашего типа волос, делайте влажные и питательные маски, избегайте частого применения термических инструментов и химических воздействий.
8. Знакомьтесь с последними трендами и модными направлениями. Мир хаера постоянно развивается, и каждый сезон появляются новые тренды и модные направления. Чтобы быть в тренде и всегда выглядеть стильно и современно, рекомендуется следить за последними новостями и отслеживать работы известных стилистов и дизайнеров.
9. Внимательно выбирайте продукты для ухода за хаером. При выборе продуктов для ухода за хаером обратите внимание на их состав и качество. Избегайте продуктов, содержащих агрессивные химические компоненты, и обращайте внимание на натуральные и органические товары. Они помогут сохранить здоровье и красоту ваших волос.
10. Не бойтесь пробовать новое. Раздавать хаер – это процесс творчества и самовыражения. Не бойтесь пробовать новые стили, техники и приемы. Это поможет вам открыть для себя новые возможности и обогатить свой стиль и образ жизни.
Источник: journey-club.ru