Усложнявшаяся жизнь республиканского периода сталкивалась с тем, что возникали такие отношения, для которых в гражданском праве не было соответствующих норм. Ждать же пока будет принят соответствующий закон слишком долго и не результативно. В этих случаях частное лицо, встречающее соответствующие затруднения, обращалось за помощью к высшему магистрату (консулу или претору).
Магистрат производил расследование и, если находил просьбу или жалобу просителя заслуживающей внимания, удовлетворял ее с помощью административных средств своей власти. Так появились консульские или преторские приказы, которые получили название интердиктов (interdicta) и возникло консульское и преторское вмешательство в область гражданских отношений.
В процессе преторской деятельности вырабатывались однообразные решения в отношении повторяющихся одинаковых жалоб. Эти установившиеся решения преторы стали заранее объявлять в своих эдиктах. Преторы издавали эдикты, т.е. постановления, касавшиеся вопросов их компетенции и обязательные для исполнения на время пребывания их в должности.
★FRP любой Huawei Honor EMUI 10.1.0.141 — Код разблокировки!
В этих эдиктах отражалась административно-судебная практика преторов. Каждый новый претор, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты предшественников, не отвергая их, и таким образом накапливались со временем преторские нормы. Вся совокупность этих норм, выработанных практикой преторов, получила название права магистратов (ius honorarium).
Первоначально право магистратов имело целью лишь помочь гражданскому законодательству, однако со временем право магистратов вступило в противоречие с действующим законом и, если право магистратов по каким-либо конкретным вопросам оказывалось более предпочтительным, то постепенно закон терял свою силу и возникала необходимость в новом законодательстве.
7. Право народов в Риме (ius gentium)
Гражданское право и право магистратов касалось, прежде всего, граждан. Между тем по мере того, как Рим становился центром всемирной торговли, туда стекались массы чужеземцев, перегринов. Возникали разнообразные деловые отношения и необходимость нормировать их. Поэтому римляне создали специальную магистратуру (praetor peregrinus).
Он также издавал эдикты, служившие основой особого гражданского правопорядка, действовавшего для регулирования отношений римлян с негражданами и между гражданами. Эти нормы учитывали международный опыт, что и служило основой для создания общенародного права. Римляне назвали его правом народов (ius gentium).
По мере того, как права римских граждан распространялись на народы всей Италии, а в первые века империи все жители ее были наделены правами гражданства, это привело к тому, что право народов окончательно вытеснило право магистратов. В праве народов юристы выделяли общие для всех народов нормы. Так возникло представление о естественном праве (ius naturale). Кроме этого, римские юристы стали рассматривать в качестве одного из источников права — справедливость (aequitas). Это понятие включало равенство всех перед законом, а также все важнейшие принципы нравственности и социальной политики, которые должны обязательно находить отражение при составлении законов.
Нюансы и Honor 10
8. Функции претора и юристов в Риме
Должность претора была установлена в Риме в 367 г. законами Лициния и Секстия. Избранный на год народным собранием претор осуществлял юрисдикцию (iurisdictio), т.е. ведение гражданского процесса. Необходимо подчеркнуть, что претор не выступал в качестве судьи, другими словами он не разрешал юридического спора между сторонами, но наблюдал, чтобы тяжущиеся стороны следовали точной процедуре, точно формулировали сущность спора и представали перед судом.
Хотя претор не был законодателем, но он стал одним из основных творцов нового права. Причина этого заключалась в следующем. Вследствие своей власти (imperium) претор имел право обнародовать эдикты, имеющие отношение к его должности (ius edicendi).
В этих эдиктах он публиковал не только принципы, которым должны следовать тяжущиеся стороны, т.е. составляющие правовую процедуру, но также правовые средства, такие как иски и приказы (actiones et interdicta), которые восполняли гражданское право (ius civile). В случае, когда гражданскому праву не доставало средств для его реализации, претор мог ввести новую правовую меру с помощью своего эдикта. Эти новые меры не только расширяли старое право, но привносили в него гибкость, добрую совесть (bona fides) и справедливость, так как претор заимствовал эти меры, прежде всего из права народов.
Когда претор вступал в должность, он публиковал свой эдикт на белой доске (album praetorium) для публичных объявлений, выставленной на римском форуме (forum Romanum), где претор имел свое кресло в дни, когда проходил судебный процесс (dies fasti). Эдикт претора оставался в силе только в течение года пребывания его в должности и был известен как ежегодный или постоянный эдикт (edictum annum или perpetuum), т.е. преторский эдикт, содержащий программу его деятельности в течение его служебного срока. В течение года могла возникнуть необходимость для издания промежуточного эдикта (edictum repentinum).
В 67 г. до Р.Х. по закону Корнелия (lex Cornelia) было запрещено претору отклоняться от своего постоянного эдикта, который становился, таким образом, синонимом edictum tralaticium. В 130 г. от Р.Х. преторское творчество было завершено введением Edictum Perpetuum. Таким образом, возникло право магистратов (ius honorarium) отличное от гражданского права (ius civile). Поскольку претор был главным творцом этого права, то оно также получило название ius praetorium. Это право, как уже говорилось, заимствовало многие качества из права народов, тем не менее, ius honorarium не являлось синонимом ius gentium.
первоначально правовые знания были в руках понтификов, так как право (ius) не отличалось от обычая (fas). Хотя кодекс XII таблиц и возникновение должности преторов вторглись в их монополию, но не разрушили ее. Но в нач. III в. до Р.Х. появились юристы, которые не были понтификами. Как уже отмечалось, первый шаг был сделан Гн.
Флавием, который опубликовал формулы древней процедуры, также как и календарь dies fasti et dies nefasti. Это получило название ius Flavianum (Pomp.1.2.2.7).
Второе важное событие произошло в 252 г. до Р.Х., когда понтифик Тиберий Корунканий в первый раз дал правовой совет и публичные юридические наставления. Фактически это было в то же время и первым обучением праву.
Наконец, следует упомянуть и о сочинении Секста Элия Пэта «Commentarii tripertita», которое было первым юридическим произведением, адресованным широкой публике, содержащим основы права, истолкование процессуальных формул, комментарий к Законам XII таблиц и сборник судебных формул. Это получило название ius Aelianum, как бы дополнявшее ius Flavianum.
Квинт Муций Сцевола (консул 95 г. до Р. Х) составил систематическое изложение гражданского права в 18 книгах. Он имел также многих учеников. Друг Цицерона, Сервий Сульпиций Руф, написал около 180 книг по праву и также имел множество учеников. Таким образом, постепенно возник отряд юристов.
Они стали давать бесплатные советы, ибо эта их деятельность способствовала росту их престижа и авторитета. Они были, как правило, выходцы из патрицианских сенаторских фамилий. Рост влияния юристов был обусловлен усложнявшейся правовой практикой.
Функции юристов можно охарактеризовать следующими латинскими глаголами: respondere, docere. cavere, agere, interpretare и scribere.
Respondere — наиболее важная функция юристов: давать юридический совет своему клиенту. Последний мог быть частным лицом, претором или судьей (iudex privatus). Судьи в эпоху республики были частными гражданами. Эта деятельность юристов стала специфической и получила название responsa prudentium (ответы юристов).
Docere — указывает на обучение праву. Так как ответы давались публично и бесплатно, будущие юристы могли свободно прийти послушать и поучиться.
Cavere — обозначает защиту интересов клиента. Юристы советовали своим клиентам, как соблюдать формальности и не допускать небрежности в правовых делах, как составлять правовые документы, как организовывать судебные процессы.
Interpretare — обозначает интерпретацию и использование существующих правовых норм и принципов. Юристы применяли общие правила к индивидуальному случаю. Но важным аспектом этой деятельности было то, что юристы распространяли Римское право посредством интерпретации и применения его существующих норм и положений. Таким образом, нормы Римского права получали новую область применения, и возникало новое право.
Наконец, scribere — обозначает составлять, писать произведения на тему о праве. Юристы начали писать и это свидетельствовало о том, что право стало систематизированным и возникла юридическая наука, которая и до настоящего времени остается основой юриспруденции. [12] Юридическая наука, развитая юристами, достигла своего апогея в течение первых двух с половиной веков от Р.Х. Это был классический период Римского права, более или менее совпадающий с периодом Принципата.
Источник: kazedu.com
Право магистратов (ius honorarium), преторское право (ius praetorium)
Историки утверждают, что в характере римлян было изменять, не отменяя, то есть строить новое, не разрушая старое. Эта национальная черта ярко проявилась именно при выработке ius honorarium — самобытной системы источников права, которая явилась результатом исполнения обязанностей по управлению внутренними делами государства курульными магистратами (консулами, преторами, эдилами).
Развитие цивильного права (изменение, приспособление древних принципов к новым обстоятельствам) происходило двумя путями: посредством интерпретационной (interpretatio) деятельности особой жреческой коллегии — понтификов, в последующем — юристов, знатоков права и — посредством правоприменительной практики преторов и эдилов.
Технически последняя деятельность заключалась в том, что претор выслушивал запросы (требования) граждан о защите нарушенных интересов, не предусмотренных в законах XII таблиц, и мог издать приказ, которым запрещал то или другое правонарушение.
Из этой практики юридического признания новых интересов, выросла традиция издавать edictum (указ для определенного случая); однородность возникавших проблем вела к тому, что преторы, вступая в должность, опубликовывали как бы программу защиты интересов и нарушенных прав граждан на срок действия своих полномочий — эдикт постоянный (edictum perpetuum).Многолетнее накопление норм, постоянно встречавшихся в постоянном эдикте, породило практику использования переносящегося эдикта (edictum tralaticium), то есть такого, в котором вновь заступающий в должность магистрат использовал правила, сформулированные его предшественниками. Таким образом, из административной практики преторов постепенно выросла совокупность норм, закрепленных в edictum tralaticium, не известных квиритскому праву — ius praetorium.
Аналогично создавалась и совокупность норм в практике регулирования сделок на рабских и иных рынках — ius aedilicium. Соединение преторского права и права эдилов и дало Риму то, что получило наименование право магистратов (ius honorarium). Однако, эдикты магистратов не являются законами. Это акты исполнительной, административной власти.
По своей юридической силе они должны стоять ниже законов, составляющих квиритское право. Но с течением времени система норм, составляющих право магистратов, сталкивалась с нормами права квиритского, вытесняла часть их из практического применения, тесно переплеталась с другими, и в результате образовалось явление, известное под именем дуализм римского права.
Это означало, что в одной и той же области правового регулирования действовали одновременно две системы норм разного происхождения и разной юридической природы: нормы квиритского права и нормы права магистратов; при этом последние, несмотря на свою более низкую юридическую природу, превалировали над первыми.
Источник: vuzlit.com
3. Ius honorarium — претоское право
Это право связано с судебной властью магистратов, прежде всего преторов. Предоставление магистратской должности — особая честь (по латыни honor) для римлянина, отсюда и название преторского права — ius honorarium. Преторов начали избирать с 367 г. до н.э.
Сначала был один городской претор и один — для суда с перегринами (то есть иностранцвми, затем, с увеличением числа провинций, после завоевания Сардинии, Сицилии и Испании в III в. до н.э., постепенно увеличивалось и число преторов. При Гае Юлии Цезаре в I в. до н.э. было уже 12 преторов и 6 эдилов; при Августе число преторов увеличилось до 16.
Наконец, император Клавдий в начале I в.н.э. добавил еще 2 преторов. Первоначально преторские эдикты, то есть решения как по конкретным судебным делам, так и по общим вопросам толкования права имели силу закона только в период срока полномочий каждого конкретного претора.
Однако постепенно эдикты приобрели силу если не закона, то весьма авторитетного мнения юриста, на которые опирались последующие преторы. Таким образом, действие преторского эдикта сродни действию современного прецедентного права. Их судебная деятельность, их эдикты успешно конкурировали с собственно законами, вырабатывая нормы, часто противоположные законодательным.
В соответствии с определением римских классических юристов первоначально преторские эдикты лишь восполняли пробелы в законах и давали им более широкое толкование, то есть они действовали «ради вспомоществования и добавления к цивильному праву (iuris civilis adiuvandi et supplendi gratia). Затем преторы стали издавать эдикты и «ради исправления законов» (iuris civilis corrigendi gratia).
Закон Корнелия Суллы 67 г. до н.э. впервые официально вынуждал преторов учитывать в своих решениях авторитетные постановления предыдущих преторов. 4. SENATUSCONSULTA — РЕШЕНИЯ РИМСКОГО СЕНАТА. Первоначально почти не имели самостоятельного значения, лишь вынося законопроект на народное собрание, которое и придавало ему силу закона.
Однако в позднюю республику, когда частые народные собрания были практически невозможны, решения по текущим делам постепенно стали приобретать силу закона и без одобрения народного собрания. Наибольшую силу сенатусконсульты приобрели уже в эпоху принципата.
Лекция 2. Источники права (продолжение). Эпоха принципата
Как известно, эпоха принципата практически совпадает с периодом расцвета римского права, однако это и период и серьезных изменений характера источников права. Прежде всего, закон, как воля народа уходит в прошлое вместе с народными собраниями, поэтому сенатусконсульт приобретает силу закона. Дальнейшее развитие получает преторский эдикт. Император Адриан поручает юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию «вечного эдикта» (edictum perpetuum), что и было им сделано между 125 и 128 гг. н.э. Это издание было первой крупной кодификацией после законов XII таблиц.
5. Императорские конституции (constitutiones prinipum)
Различались 4 вида императорский рапоряжений: 1) Эдикты (edicta) — общие распоряжения на манер магистратских; 2) Мандаты (mandata) — поручения, инструкции императорским чиновникам. Эти два вида распоряжений формально теряли свою силу после смерти императора.
3) Декреты (decreta) — судебные решения императора; 4) Рескрипты (rescripta) — ответы императора на юридические запросы частных и должностных лиц. Последние два вида рассматривались как толкования к действующим законам. Также следует учитывать так называемые речи императора в сенате (orationes), которые по сути дела были законопроектами, которые после одобрения их сенатом принимали силу закона. В этот период развития права сохраняется дуализм между цивильным и преторским правом, однако издание вечного эдикта сделало последнее менее мобильным и сблизило его с цивильным. Вместе с тем в этот период цивильное право и право народов (ius gentium) постепенно сливаются, что связано с распространением римского гражданства на всю территорию империи.
Источник: studfile.net