Поминание умерших родственников и друзей – традиция, характерная для большинства народов мира. В зависимости от религиозных и культурных особенностей могут различаться и поминальные трапезы, на которых прощались с покойным, и прочие ритуалы. Поминки в исламе – весьма интересная часть мировой культуры поминания умерших.
Религиозные требования к поминальным ритуалам
Строгие ограничения на то, как должны проходить поминки – особенно в плане пищи –устанавливает шариат, основанный на Коране свод религиозных и бытовых правил.
Главное правило: три дня в доме покойного запрещается есть что-либо в принципе. Это делается для того, чтобы близкие думали не о еде, а сконцентрировали свои мысли и мольбы на умершем. Считается, что, если вспомнить о хороших делах, благочестии покойного и помолиться о его душе, его загробный путь станет легче – а этим нельзя пренебрегать.
7,40,52 и год после смерти человека. Есть ли такое в Исламе?
Мужчины и женщины
Поминальных столов должно быть два: мужской и женский, причём их следует разместить в различных частях дома.
Масштабы поминок
В жилище, где умер человек, его родные обязаны созывать любых, даже самых дальних членов семьи. Когда такое приглашение получено, отказ от присутствия на погребении и поминовении исключителен: причина отсутствия должна быть уважительная, например, болезнь, операция или нахождение в другой стране.
Как поминки проходят
Когда накрывают столы, чтобы почтить память об умершем за едой, трапезе подобает быть скромной. Подаётся ежедневная пища, которую бы все ели и так, ничего экстравагантного: в исламе просто не предписаны какие-либо особые поминальные блюда (вроде кутьи в православии) – а экзотические и дорогие блюда вовсе грешно подавать – это харам.
Тишина
Угощение на поминках следует есть в тишине. Когда начинается трапеза, запрещено говорить. Говорить и вспоминать вслух можно на поминальных чаепитиях. Они устраиваются еженедельно, по четвергам, пока не наступит 40-й день. Чай пьют со сладостями, вроде халвы, пастилы и т.д.: считается, что с их помощью покойного будет ждать сладкая жизнь в другом мире.
Исламские требования к блюдам на поминках
В мусульманской поминальной традиции есть местные поминальные блюда, варьирующиеся от страны к стране, есть и такие, которые можно встретить почти везде. Уже шла речь о сладостях и том, что они даруют душе покойного «сладкую жизнь у Аллаха».
Иногда поминки начинаются с чаепития, сладости для которого предварительно находились в одной с покойным комнате – тогда их едят все приглашённые. Другим общепризнанным блюдом считается первое, а именно: бульон с лапшой (без овощей) – поверье гласит, что на пару от бульона душе легче подниматься к небу.
Еда на поминках
Где бы не проходили поминки, мясо должно быть халяльным, т.е. разрешенным: это может быть куриное, говяжье, баранье мясо, но только не свиное. Хотя сами блюда из мяса разнятся, чаще всего готовят долму, гуляш, жарят цыплят и т.п. Менее популярны, но также разрешены различные каши, рыбные блюда, гарниры из даров моря. На столах всегда найдётся место плову: как с мясом, так и сладкому, куда добавляют курагу, инжир, изюм. В числе напитков Шариат на корню пресекает алкоголь – застолья проходят под мёд, свежевыжатые соки, воду.
Национальные различия исламских поминок
Как и во многих других религиях, законы Шариата преломляются сквозь нюансы культур и местных обычаев. В частности, это происходит там, где ислам сплетён с более древними обрядами, восходящими к языческому прошлому.
Азербайджанские обычаи
Аналогично кутье (каше с мёдом и изюмом), имеющей символическое значение на православных поминках, в отдельных провинциях Азербайджана также есть своё особое угощение. Эти проросшие пшеничные зёрна называются сэмэни.Турецкие обычаи
Поминальная трапеза устраивается на 40-й день и год спустя (в отдельных провинциях через полгода). Непременным угощением на столе выступает халва из орехов – бывает, что ничего другого на стол и не ставят. Во многих турецких сёлах не менее важное блюдо кроме халвы – плов.
25 февраля 2021
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Источник: xn--80apkrlg.xn--p1ai
Что происходит с душой в первые три дня после смерти с точки зрения христианства и ислама.
Каждый человек хоть раз задумывался о том что он когда-нибудь умрет. Чем старше мы становимся, тем неотвратимее приближение смерти и мысли о том как мы уйдем, и где будет наша душа занимают умы миллиардов верующих. Так как пилюлю бессмертия еще не изобрели то все ныне живущие когда-нибудь умрут.
Момент смерти крайне важен, ведь от того как умрет человек будет зависеть состояние его души в загробном мире. Ранняя и внезапная смерть большое потрясение для души, она неподготовленная к переходу и может не принять его, так душа может надолго остаться в нашем мире. Такие души называют призраками, привидениями, полтергейстом.
Души убитых и замученных несправедливо, также могут остаться и тревожить живых, ведь они переживают этот миг постоянно и хотят упокоения.
Если же человек умер в спокойной обстановке прожив всю отведенную ему жизнь и осознав в момент смерти что с ним происходит душа будет готова к иному миру и не задержится дольше отведенного ей времени в нашем мире.
Душа в момент смерти
Смерть бывает разная: внезапная, во сне или от болезни, наконец просто от старости, но самое главное это то как вел себя человек в этой жизни. Если он никого не любил, обманывал, убивал и не соблюдал заповеди бога, то в христианстве и исламе прямо указано что такие души отправляются прямиком в ад. Там они должны искупать свои грехи. Тем же кто жил правильно и хорошо уготовано место в раю.
Мусульманин при смерти
Человека, находящегося при смерти, близкие должны положить так, чтобы его лицо было обращено к Кибле, на правый бок. Если придать ему такое положение затруднительно, то умирающего мусульманина близкие кладут на спину, приподнимают его голову таким образом, чтобы его лицо было обращено в сторону Киблы.
Сунной является напомнить умирающему, чтобы он повторял «ля иляха илляЛлах» — слова шахады. Ни в коему случае нельзя заставлять его это делать, но важно постоянно в течение дня напоминать ему об этом в мягкой форме, подсказывая, не проявляя излишней настойчивости и не говоря напрямую «Скажи то-то и то-то!». Как сказано в хадисе Муслима, «Напоминайте вашим умирающим [слова]: ля иляха илля Ллах».
Перед умирающим мусульманином не является сунной читать суру «Йа Син». Желательно говорить умирающему о том, что все его грехи будут прощены Аллахом за веру его в Единобожие и напоминать о том, что Аллах милостив и всепрощающ.
Прижизненные ритуалы
В случае, когда смерть не внезапная, подготовка к ней начинается еще при жизни человека. В дом приглашается имам, который читает над умирающим молитву «Калимат-шахадат», после чего человека кладут на спину, так, чтобы его ноги были направлены в сторону Мекки.
Умирающему дают воды, чтобы он утолил жажду, по возможности каплями дают священную воду «Зам-зам» или гранатовый сок.
Как только мусульманин испускает последний дух, ему закрывают глаза, на живот кладут тяжелый предмет, руки и ноги выпрямляют, а подбородок подвязывают.
Процедура подготовки к похоронам
После смерти глаза покойного надо закрыть, челюсть его связать специальной повязкой таким образом, чтобы не оставить открытым его рот. На его живот рекомендуется положить что-то не очень большое, но тяжелое, чтобы живот не вздулся, суставы его необходимо размягчить. Одежду после наступления смерти с умершего надо снять, после чего уложить на что-то, что будет приподнято над землей, или на кровать.
Мусульманам следует выполнить ряд обязанностей по отношению к усопшему человеку. Важно безотлагательно выполнить четыре важные вещи:
- Тело покойного предписано омыть, совершив гусль;
- затем тело оборачивают в саван, совершая такфин;
- после этого совершают заупокойную молитву;
- затем хоронят.
Эти четыре дела – обязанность коллективная, то есть фардулькифая, для мусульман того населенного пункта, где умер покойный мусульманин. Эти действия важно выполнить обязательно по наступлении смерти, иначе грех от неисполнения их ляжет на всех жителей-мусульман в этом населенном пункте.
Как проходят поминки у мусульман в разных странах
В разных регионах мусульмане поминают усопших по-разному. В Киргизии и Азербайджане принято приглашать на поминки соседей, друзей, сослуживцев и даже случайных знакомых. Там называют позором невозможность проводить умершего человека достойно. Родственники покойного обязаны всех накормить. На столе присутствуют блюда из баранины, овощей, говядины, круп и т.д.
Также гостей угощают лавашами, чаем, халвой и даже шербетом. Особенно большие затраты на поминальный стол наблюдаются в Азербайджане. В этой стране из-за повышенного гостеприимства на похороны тратятся суммы, соизмеримые с бюджетом одной хорошей свадьбы. Азербайджанцы не экономят на мясных кушаньях и подают для поминания к столу следующие блюда:
- парча бозбаш – суп, сваренный на бульоне из баранины и плова;
- пити – вкусный национальный суп;
- кюфта бозбаш – гороховый суп с мясными фрикадельками и т.д.
И в Киргизии, и в Азербайджане после похорон режут скот. Если у семьи усопшего нет баранов и коров, скот покупается на ферме. Скот необходимо зарезать родственникам умершего. Подобные мероприятия можно отнести к жертвоприношениям, ведь часть из этого мяса принято раздавать. Около дома разбиваются шатры.
В них люди, пришедшие почтить память умершего, могут переночевать или переждать плохую погоду.
В Турции поминки после смерти проходят у мусульман только на 40 дней и на годовщину. В остальные дни поминать усопшего пищей (особенно мясом) нельзя. Сама поминальная трапеза проводится в тишине и спокойствии. На стол турки обязательно ставят ореховую халву.
В Казахстане на поминальные трапезы тратится еще больше денег. Из-за желания достойно проводить родственника многие казахи берут кредиты, которые потом с трудом выплачивают. Т.к. мусульманская общественность была обеспокоена сложившейся ситуацией и закредитованностью населения, в 2020 году в Актобе (Казахстан) была проведена конференция на тему мусульманских поминок. После длительных переговоров имамы указали блюда, которые должны входить в поминальные обеды. Но предложенное ими меню не является обязательным, т.к. имеет только рекомендательный характер. В такое меню включены преимущественно национальные блюда:
- тары;
- жети нан – своеобразные казахские лепешки;
- каймак – молочный продукт;
- талкан;
- баурсаки – аналог пончиков.
Поминальные дни у татар проходят по-другому. Основной упор делается на молитвы. Их читают практически постоянно, и особенно усердная молитва произносится во время смены блюд. Причем в заупокойной молитве можно помянуть не только того, кто умер недавно, но и всех усопших родственников.
Кто совершает гусль над покойным мусульманином
Гусль или полное омовение усопшего мусульманина совершается в первую очередь. Обязательно мужчину мусульманина должен омывать мужчина, женщина должна омывать женщину. Исключение может быть сделано только для мужа и жены – в случае смерти они могут омывать друг друга.
В случаях, когда некому купать мусульманина-мужчину, кроме посторонних женщин, либо некому купать женщину, кроме посторонних мужчин, то купание совершать не нужно, а вместо него должно совершаться таяммум, то есть омовение пылью. За исключением таких случаев, омовение для каждого умершего мусульманина или мусульманки обязательно. Это правило не касается только шахидов, то есть тех мусульман, что погибли в сражениях за возвышение Слова Всевышнего Аллаха.
Оборачивание в саван
В соответствие с Сунной, обязательный минимум такфина — это заворачивание всего умершего в саван. Аврат умершего необходимо обязательно покрыть. Если умер мужчина, то его желательно заворачивать в три белых покрывала, покрывала других цветов лучше не использовать. Каждое из этих покрывал должно полностью закрывать все тело умершего – так того требует предписание, которое передано в хадисе от Айши.
Если умерла женщина, то ее заворачивают в пять покрывал, причем одним из них покрывают туловище пониже пупка, во второе покрывало заворачивают голову, в третье покрывало заворачивают ту часть туловища, что находится повыше пупка, и двумя оставшимися покрывалами закрывают у женщины все тело. Именно так, как гласит хадис, повелел Пророк Мухаммада ﷺ завернуть умершую дочь свою Уммукульсум после ее смерти. В случаях же, когда умер паломник, будучи в состоянии ихрама, при заворачивании нужно оставить открытым его лицо.
Джаназа за ребенка умершего в утробе матери
При захоронении выкидыша важно учитывать такие моменты: если признаков жизни от выкидыша не исходило, то есть не было слышно крика или иных проявлений того, что родившийся жив, то в этом случае не нужно ни купать, ни заворачивать плод, а также за него не нужно читать заупокойную молитву. Такой плод следует завернуть в саван и похоронить.
В случаях же, когда от выкидыша был слышен крик, когда от него исходили какие-то еще признаки жизни, то за него следует совершить заупокойную молитву, а также соблюсти все те требования, о которых было сказано ранее, то есть в данном случае различия между выкидышем и взрослым человеком делать не нужно. Об этом в хадисе Ибн Маджа передается следующее: «Если выкидыш подал признаки жизни, помолитесь за него…».
Сопровождение к могиле
Непосредственно процедура похорон включает в себя такое понятие, как сопровождение носилок до места, где будет захоронен умерший. Такое сопровождение для мужчин желательно. Мужчины обязаны присутствовать на похоронах ровно до того момента, пока не будет засыпана могила полностью. В качестве доказательства такого требования приводятся слова Пророка Аллаха, который, судя по хадису имама Бухари, сказал: «Тому, кто присутствовал на похоронах и совершил заупокойную молитву, – один кират; тому же, кто присутствовал до захоронения тела, – два кирата». И пояснил, что два кирата – это две огромные горы награды от Всевышнего.
Для женщин в данном случае является нежелательном присутствовать на похоронах и участвовать в похоронном процессе. И хадисы имама Ибн Маджа, имама Муслима и имама Бухари подтверждают это.
Носилки с усопшим следует нести аккуратно, но быстро, следя за тем, чтобы они сохраняли равновесие и покойный не выпал из них. Носилки следует накрыть покрывалом, желательно, чтобы они были закрытыми. Если хоронят женщину, то это требование должно быть соблюдено неукоснительно.
Во время несения носилок разговаривать, тем более громко или на повышенных тонах, не следует. Идти можно перед носилками, немного в стороне от них, а можно сопровождать носилки, находясь по бокам от них или сзади.
Если сосед или родственник мусульманин участвует в похоронной процессии, провожая в последний путь немусульманина, то в этом ничего нежелательного нет, согласно высказыванию некоторых ученых.
Примерное поминальное меню
Еда на поминальном столе ничем не отличается от обычного мусульманского обеда. Т.е. нельзя употреблять в пищу свинину и пить алкогольные напитки, а все остальное разрешено. Чаще всего поминальный обед состоит из следующих блюд:
- куриный суп с лапшой домашнего приготовления;
- плов;
- лаваш или лепешки, приготовленные на тандыре;
- гуляш;
- жареная курица;
- тушеная рыба;
- салаты;
- каши (их следует приготовить сладкими);
- халва с орехами;
- изюм;
- печенье;
- чай и т.д.
Коран не обязывает ставить на стол те блюда, которые любил усопший. Т.е. его родственники могут самостоятельно разработать меню, но на столе должны обязательно присутствовать сладости. Сладкие продукты символизируют сладость для души усопшего в Раю. Само поминальное застолье длится недолго, ведь люди пришли помянуть усопшего, а не наедаться.
Захоронение и могила
Во время самой процедуры захоронения важно обратить внимание, чтобы могила была вырыта на нужную глубину: ее минимальной глубиной является такая, чтобы захороненное тело не смогли раскопать животные, а ее длина должна быть такой, чтобы человек поместился в ней во весь свой рост с вытянутыми вдоль туловища руками. Ширина же могилы составляет семьдесят-восемьдесят сантиметров, если нестандартная фигура человека не требует больше.
Тело в могилу необходимо положить на правый бок, лицом оно должно быть направлено в сторону Киблы, а щека должна быть прижата к земле.
В случае, если твердая земля, можно даже в той стене могилы, которая находится на стороне Киблы, вырыть нишу, углубление, в которое и положить тело, а затем заложить эту нишу досками или тонкими камнями таким образом, чтобы земля не осыпалась на положенного туда человека. Это трудно будет сделать, если земля не будет достаточно твердой и будет осыпаться. В таких случаях покойника просто кладут на дно могилы, а сверху точно также, только с помощью подъёма при помощи кирпичей, закладывают досками.
Тело в могилу должно заноситься вперед головой, его заносят оттуда, где будут лежать ноги покойного. При совершении этого действия те, кто это делает, должны произносить «БисмиЛляхи ва ‘аля суннати расулиЛляхи». Желательно, если в могилу будут спускаться близкие умершего. Это особенно важно при похоронах умершей женщины.
Традиции обмывания
Мусульманские похороны обязательно сопровождаются омовением тела покойного. Для этого приглашается ближайший родственник или другой правоверный человек одного пола с умершим, он проводит процедуру, при этом у него могут быть помощники, которые подают воду, помогают повернуть тело и так далее.
Перед омовением гассал трижды ополаскивает руки, зажигает благовония, накрывает усопшего полотенцем и приступает. Для начала омываются лицо и голова, затем ступни до щиколоток. После наступает черед правой стороны тела и левой, последней омывают спину. Половые органы поливают водой через полотенце.
Процедура проводится трижды, каждый раз в воду добавляются различные вещества: кедровый порошок, камфора, последний раз происходит с чистой жидкостью.
Чтение джаназа-намаза
При произнесении погребальной молитвы (джаназа-намаз) надо учитывать, что без проведения гусля и заворачивания в саван умершего такая молитва не будет считаться действительной.
Молитву за упокой души предписано совершать стоя. Произносящий молитву четырежды воздевает руки вверх, как это совершается при обычной молитве, и произносит такбир. Первый раз произнесение такбира сопровождает выражение намерения совершить за конкретного покойного заупокойную молитву.
После произнесения первого такбира тот, кто молится, должен сложить на груди руки, как это делает при обычной молитвы, и начинает читать суру «АльФатиха». После прочтения суры совершается второй такбир, во время которого руки поднимают до уровня мочки уха, а затем снова складывают руки на груди во время чтения благословения Пророку Мухаммаду ﷺ в любой из тех форм, которые приведены в Сунне.
После чтения благословения совершается третий такбир, молящийся после этого складывает на груди руки и читает за покойного дуа. Эта часть во всей молитве за упокой души является самой главной.
После совершения дуа молящийся должен прочитать четвертый такбир, затем он вновь складывает на груди руки и читает общий дуа для мусульман. После чтения этого дуа совершается таслим, как в обычной молитве салам дает с направо и налево. Форма совершения молитвы соответствует мазхабу имама аш-Шафии.
Еще раз необходимо обратить внимание, что молитва за упокой души совершается полностью стоя, и во время нее ни поясные, ни земные поклоны не отдаются. Не дозволяется читать заупокойную молитву за неверующего, атеиста.
Сколько дней длятся соболезнования родственникам
При выражении соболезнования родственникам и близким умершего следует придерживаться следующих правил. Семье покойного соболезнования желательно выражать не более, чем в течение трех ней после смерти члена семьи, чтобы после не напоминать лишний раз о случившемся в семье горе. В случае же, если человек в течение трех дней после смерти покойного отсутствовал и не имел возможности выразить соболезнование лично, то на его случай это правило не распространяется.
Выражать соболезнование повторно не следует, поэтому лучше, если соболезнования будут выражены уже после того, как усопший будет захоронен. Если семья покойного подавлена сильно горем, то можно сделать это раньше погребения. Соболезнование по шариату выражает призыв к терпению, которое будет вознаграждено Аллахом, а также к тому, чтобы совершить дуа о прощении грехов умершему.
Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.
Отпускание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отпускание, связанное это именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали что-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы народ видел это.
Да поможет нам Аллах провести похоронные обряды так, как указано в Шариате, дабы они принесли пользу и живым, и покойным! Амин.
[1]Согласно Шариату, совершеннолетие наступает с половой зрелостью или если половая зрелость не наступила ранее, с 15 лет по лунному календарю (примерно 14,5 лет по солнечному григорианскому календарю).
По книге «Сущность смерти и похоронный обряд». СКУЦИОН. Махачкала 2009
- Уроки: Этика посещения усопших (видео)
- Уроки: Абидов М. — Подготовка к смерти. Этикет посещения больного. Часть 1 (видео)
- Уроки: Абидов М. — Этикет посещения больного (Часть 2). Последние секунды жизни. Траур (видео)
- Уроки: Абидов М. — Похоронные обряды. Соболезнование. Посещение кладбищ. Искоренение адатов (обычаи) (видео)
Источник: smolenkaspb.ru
Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон
Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.
Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.
Подготовка к похоронам
Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:
Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.
Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам — священную воду.
Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.
Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.
Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.
Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)
В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.
Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды.
Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки.
Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.
Окутывание в саван (кафан)
По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.
Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.
Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.
Погребение (дафн)
Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела.
Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу.
Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.
Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка.
Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.
Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.
Источник: danila-master.ru