Каков функционал систем ADAS и как их интегрируют в видеорегистраторы? Какова текущая обстановка на этом рынке грузового и пассажирского транспорта?
Что такое система помощи водителю ADAS?
Звучная аббревиатура восходит к английскому языку: ADAS – это Advanced Driver Assistance System, то есть «усовершенствованная (или, если хотите, продвинутая) система помощи водителю».
Под ADAS понимается электронная система мониторинга и оповещения, помогающая водителю в процессе движения и парковки. В эту систему входят цифровые технологии, камеры и датчики, главная цель которых – заметить возможные проблемные ситуации на дороге или даже спрогнозировать их, после чего проинформировать водителя и тем самым добиться максимально безопасного вождения.
DVR USB Видеорегистратор высокого качества Full HD 1080 с функцией ADAS для Android магнитол DVR #3
DVR USB Видеорегистратор высокого качества Full HD 1080 с функцией ADAS для Android магнитол DVR #3
В определённом смысле ADAS можно назвать движением в сторону беспилотного транспорта. Так, Ассоциация инженеров автомобильной промышленности подразделяет систему помощи на 5 уровней – в зависимости от степени участия водителя в управлении транспортным средством. И последний, пятый уровень подразумевает полностью автоматизированное движение!
В идеале системы ADAS должны стать помощником водителя в самых разных направлениях – от виртуального анализа дорожной ситуации до автоматического вождения и торможения в экстренных ситуациях. Впрочем, настолько серьёзные инновации пока что больше относятся к будущему, чем к настоящему. Особенно когда речь заходит о транспорте, предназначенном для грузовых и пассажирских перевозок.
Среди основных функций, которые подвластны современным системам помощи водителю, можно назвать:
- предупреждение об опасных ситуациях во время движения (выезд с полосы движения, угроза прямого столкновения, критическая скорость сближения с другими транспортными средствами);
- обнаружение слишком близко находящихся пешеходов;
- контроль за «слепыми зонами»;
- возможность автоматической экстренной связи с аварийными службами в случае ДТП;
- мониторинг и анализ поведения водителя;
- запись и хранение данных, а также составление отчётов.
Автомобили могут быть изначально оснащены системой ADAS в своей серийной комплектации, а могут получить её по желанию владельца.
ADAS и видеорегистраторы: что это?
Отдельное развитие технология ADAS получила в области производства видеорегистраторов.
Видеорегистраторы с функцией ADAS помогают водителю в процессе движения, предупреждают об опасности или о потенциальных проблемах на дороге. Как и в случае с бортовой электронной системой, цель ADAS в видеорегистраторе заключается в том, чтобы помогать водителю контролировать ситуацию на дороге и принимать решение в нестандартных ситуациях (а ещё лучше – вовсе не попадать в них!).
Видеорегистратор IDOING за 2 тыс руб с ADAS и EDOG для Android магнитол
В условиях, когда установка системы помощи водителю на автомобиле по каким бы то ни было причинам невозможна, покупка видеорегистратора с соответствующими опциями становится способом получить хотя бы часть цифровых преимуществ.
Правда, ключевое слово здесь – именно «часть», поскольку набор возможностей таких видеорегистраторов существенно отличается от всей полноты, которую предлагает бортовая цифровая система.
Среди функций ADAS, интегрированных в видеорегистраторы, можно выделить:
FCWS – звуковой сигнал, возникающий при опасном сближении с объектом на скорости до 30 км/ч;
LDWS – предупреждение при съезде с выбранной полосы (требует хорошей видимости и наличия на дороге чёткой разметки);
FVSA – определение момента для начала движения, особенно актуальное в пробках;
MCD – предупреждающий сигнал при неконтролируемом начале движения автомобиля;
RVC – помощь при парковке;
SOS – оповещение экстренных служб при нажатии тревожной кнопки или автоматическом срабатывания сенсора.
При установке дополнительного оборудования доступны и другие функции. Например, в паре с модулем GPS работает возможность определения превышения скорости, а при установке дополнительных камер возможен контроль за «слепыми зонами» в том числе. В основном же ADAS в видеорегистраторе выполняет свои функции за счёт видеокамеры, при этом часть функционала чрезвычайно требовательна к условиям эксплуатации или требует монтажа дополнительных средств.
По этой причине многие отечественные пользователи считают ADAS в видеорегистраторе скорее маркетинговым ходом, нежели реальным помощником. Свою лепту вносит и стоимость: видеорегистраторы с системой помощи обычно сильно дороже своих «обыкновенных» собратьев.
ADAS в прошлом и настоящем
В 2016 году для соответствия стандарту безопасности Euro NCAP производители автомобилей начали массово оснащать свою продукцию системами автоматического торможения и предупреждения о смене полосы движения. Именно этот период можно считать точкой отсчёта для популярности технологий ADAS.
В 2016 году о готовности оснащать свои автомобили новой системой заявил отечественный «КАМАЗ». Согласно первоначальному плану, компания собиралась к 2019 году ввести в серийное производство минимальные функции ADAS – такие, как «предотвращение», «предупреждение» и «удержание в полосе», а ещё через несколько лет дойти до продвинутых уровней. Однако уже в 2017 году от инициативы пришлось отказаться, а вывод на рынок автомобилей «КАМАЗ» с ADAS отложить на несколько лет в силу незаинтересованности российского покупателя.
По данным газеты «Известия», основной причиной «незаинтересованности» стали деньги: внедрение системы помощи водителя заставило бы «КАМАЗы» существенно прибавить в цене, и большинство потребителей оказались не готовыми к переплате. При этом, по словам руководителей компании, сама разработка технологии ADAS уже завершилась, и электронная система была полностью готова к инсталляции.
Её время обязательно рано или поздно наступит.
Или, лучше сказать, уже наступает. В 2019 году Евросоюз объявил о заключении предварительного соглашения, касающегося оснащения всех выпускаемых автомобилей системами помощи водителю. И несмотря на то, что реализация подобных решений обычно занимает достаточно длительное время, цифровизация не за горами.
На прошедшей в октябре выставке ComTrans 2021 завод «КАМАЗ» представил два тягача и один полуприцеп с системой ADAS, а в июне уходящего года заявил об аналогичных планах на электробусы. Внедрение ADAS в этот вид транспорта «КАМАЗ» планирует к 2023–2024 годам.
В ходе этой же выставки свои транспортные средства с ADAS представила и «Группа ГАЗ». Поставщиком решений для обоих автогигантов выступила российская группа разработчиков НПО «Итэлма».
Несмотря на экономические санкции со стороны США, под которыми группа компаний находится с 2018 года, работа над внедрением современных цифровых систем в этот период не прекращалась. Напротив, конструкторы активно готовили к серийному выпуску модели с функциями контроля дистанции и полосы, помощи при парковке и даже мониторинга состояния водителя.
Как результат – уже сейчас автомобили линейки «Газель NN» оснащены задней, передней и двумя боковыми камерами кругового обзора, а также двумя видами датчиков – ультразвуковыми и предназначенными для «слепых зон». Всё это в совокупности может автоматически запускать стеклоочистители или включать и выключать ближний свет, помогать в торможении и при подъёме, стабилизировать автомобиль и многое другое.
Кроме того, судя по представленным на ComTrans 2021 новинкам, в ближайшее время ADAS появится и на остальных автомобилях компании – например, «ГАЗон NEXT» или «Соболь NN».
Что до других производителей, свои грузовики опциями помощи шофёру в конце 2020 года оснастила Scania – шведский гигант с представительством в России. Оригинальную систему назвали EAS, среди её возможностей – контроль за «слепыми зонами», отслеживание дорожной разметки, удержание полосы движения, корректировка курса автомобиля и возврат руля в исходное положение. Для того, чтобы опции работали, скорость движения транспортного средства должна быть выше 60 км/ч, а водитель не должен отпускать руль.
Особе место на рынке умных комплектующих занимает японская компания DENSO, также в 2021 году представившая оригинальную комплексную технологию для автоматизации помощи водителю. По словам производителей, система способна анализировать траекторию движения и автоматически распознавать расположенные на ней дорожные знаки, инфраструктуру и потенциально опасные объекты, а также обеспечивать автоматическую экстренную остановку.
Японцы работают над созданием систем ADAS ещё с прошлого века и заявляют, что ставят своей целью создание безопасного дорожного процесса. Новые открытия они совершают практически каждый год, однако какие из них приживутся на рынке и когда они дойдут до России – пока что загадка.
Какие перспективы у систем помощи водителю ADAS?
Система ADAS в своём полном функционале и максимальной работоспособности выглядит весьма привлекательно, и это бессмысленно отрицать.
В первую очередь, она гарантирует безопасность, а это важнейший момент для грузовых автомобилей, ведь любая ошибка водителя может привести как к повреждению ценного груза, так и к серьёзным последствиям для других участников движения. То же самое можно сказать и о пассажирских автобусах, только здесь в качестве груза выступают люди, рисковать здоровьем и жизнью которых недопустимо.
Кроме того, системы помощи ADAS становятся своеобразной страховкой для водителя, снимая с него обязанности по постоянному мониторингу и исправлению ситуации, а значит, помогая снизить уровни усталости и стресса.
Однако у всего есть своя оборотная сторона, и дело не только в высокой стоимости автомобилей с ADAS… Чрезмерная расслабленность водителя способна привести к ДТП точно так же, как и чрезмерное напряжение, а привычка полагаться на цифровые системы может стать роковой в условиях внезапного отключения. Для того, чтобы подобного не происходило, водители должны оставаться ответственными и квалифицированными, а сами системы – проходить внушительное количество тестов и испытаний и быть адаптированными к реальным условиям.
В целом же, несмотря на то что транспорт с автономными системами стал основным вектором развития во всём мире, до момента, когда он войдёт в обиход на своём высшем уровне, пока далеко. Но многими возможностями ADAS-систем можно воспользоваться уже сейчас – и если они помогут сделать работу водителей и дорожное движение безопасней и лучше, то почему бы и нет?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: igrader.ru
Что такое система ADAS и нужна ли она видеорегистраторам
Элементы системы ADAS можно встретить во многих моделях видеорегистраторов, особенно относящихся к премиум-классу. Что это за система, стоит ли выбирать для себя подобные видеорегистраторы, или это просто громкий маркетинговый ход?
Что такое ADAS
ADAS — это современный продвинутый комплекс мер и алгоритмов, продуманных для помощи водителю. Система нужна для автоматизации управления и для повышения безопасности автомобиля.Так, например, к ADAS относятся системы экстренного торможения, которые запускаются при слишком быстром приближении к какому-либо объекту. В автомобилях, относящихся к премиум-классу, практически всегда есть либо встроенные элементы ADAS, либо возможность их добавить.
Где применяется система
В автомобилях ADAS может взять на себя автоматизацию тех функций, с которыми водитель может не справиться безопасно, может сообщать о потенциальных опасностях на дороге, сканировать и оценивать окружающую обстановку.
Существует много систем, призванных помочь водителю, вплоть до самых экзотических. К ключевым из них можно отнести:
- автоматическая система рулевого управления
- автоматическая система торможения в экстренных случаях
- система управления автомобильными педалями
- система hands-free для разговоров по телефону без необходимости держать его в руках
Из реже встречающихся возможностей ADAS можно выделить такие:
- автоматическая парковка
- управление фарами
- система ночного видения
- система, отслеживающая уровень сонливости водителя
ADAS, встроенные в автомобильные регистраторы, пока значительно проще, чем полноценные системы, и в большинстве случаев направлены на помощь в идентификации объектов. Но и это уже помогает сделать вождение автомобиля более комфортным.
В каких видеорегистраторах присутствует ADAS
Лидеры на рынке видеорегистраторов с ADAS — корейские производители, такие как BlackVue, Iroad, Thinkware, VicoVation.
Также можно выделить японцев Alpine, тайваньского производителя Mio technology и российского AVT.
Что умеет ADAS
- Предотвращение опасного сближения. Видеорегистратор может предупредить с помощью громкого сигнала о быстром приближении объекта, если скорость самого автомобиля при этом невысока.
- Сигнал при превышении скорости.
- Дополнительный контроль слепых зон. Эта функция требует установки вспомогательных камер.
- Контроль за разметкой. Функцию можно выставить только при определенном скоростном режиме.
- Отображение картинки с задней камеры для помощи при парковке.
- Отслеживание начала неуправляемого движения машины, например, под горку.
- Сигнал о том, что автомобиль перед вашим начал движение. Полезная функция для пробок, позволяющая не смотреть все время на дорогу перед собой.
- SOS-сигнал при попадании в ДТП.
Какие возможности ADAS полезны, а какие – не очень
К однозначно полезным функциям ADAS можно отнести те из них, которые связаны с безопасностью. Это функции, предотвращающие столкновения, помогающие контролировать слепые зоны, системы обнаружения пешеходов и другие. Остальные функции выглядят больше вспомогательными и создаются для повышения комфорта при поездке, как, например, функция отслеживания начала движения впередистоящей в пробке машины. Некоторые функции вообще работают только при определенных условиях, выполнение которых не всегда возможно. Например, функция контроля за разметкой не будет работать в снежную погоду, а на небольших дорогах без разметки вообще полностью бесполезна.
Стоит ли учитывать ADAS как основной критерий при выборе видеорегистратора
Система ADAS — приятное дополнение к видеорегистратору, но вряд ли ее наличие должно быть главным критерием выбора. В первую очередь, видеорегистратор должен хорошо справляться со своей основной функцией, и уже сверху, при возможности, можно добавлять к ней системы, которые помогут уменьшить риск несчастных случаев.
Интеграция некоторых из систем в видеорегистраторы кажется привлекательной идеей для автомобилей, у которых нет полноценной ADAS по умолчанию. Функции ADAS, добавленные в регистраторы, могут помочь избежать аварийных ситуаций и в целом сделать поездки комфортнее. Но к их выбору стоит подойти тщательно: не каждая функция окажется полезной.
Источник: vazweb.ru